Найти в Дзене
Финансы в радость

✈️ 180 тысяч за улыбку в небе: сколько на самом деле зарабатывают стюардессы

Оглавление

Ночные смены, перекрученные биоритмы, бесконечные перелёты и чемодан вместо прикроватной тумбочки — так, если без прикрас, выглядит жизнь бортпроводника. Вот история Анны Смирновой, стюардессы из Москвы. Она рассказала, за что вообще можно любить такую работу и какие деньги платят за улыбку в небе.

Какая она — работа стюардессы
Какая она — работа стюардессы

«Экономист? Нет, спасибо!»

В детстве Анна не мечтала о небе. Более того, она иронично называла стюардесс «официантками с турбулентностью». Сама окончила экономический факультет и готовилась к размеренной офисной жизни. Но что-то пошло не так.

— После декрета я поняла, что Excel-таблицы — это не моя вечеринка, — смеётся Анна. — Мне нужно движение, драйв и новые лица каждый день. Тогда-то я и вспомнила подругу, ставшую бортпроводницей. В соцсетях она выглядела так, будто живёт в рекламе жвачки: ярко, активно, с чемоданом наперевес. И я подумала: а почему бы и нет?

Взяв курс на небо, Анна подала резюме в несколько авиакомпаний, в том числе в «Аэрофлот». К стандартным «расскажите о себе» добавились параметры роста, веса, возраст, знание английского и... стрессоустойчивость, разумеется. Из 70 кандидатов на собеседовании выбрали всего семерых. Анна была среди них.

— После собеседования была фотосессия в пилотке. Это, видимо, чтобы потом узнать в лицо, если вдруг убежишь, — шутит она.

Вестибулярный ад и симулятор спасения

Следом — медкомиссия. Самым весёлым (и страшным) приключением стал тест на вестибулярный аппарат.

— Я была голодная, анализы с утра, а в обед меня посадили на крутящийся стул и велели читать книгу. Вышла из кабинета, побелела, села на пол и поняла, что это любовь с первого обморока. Теперь этот стул снится мне в кошмарах, но сажают туда всего раз в пять лет, слава Боингу, — смеётся Анна.

Дальше — трёхмесячные курсы. Первая помощь, аварийно-спасательная подготовка, эвакуация по трапу и тренажёры. Учеба — почти как в кино про спецагентов, только с формой и стипендией в 15 тысяч рублей.

От «эконома» до небес

Сначала — «за торговлю», то есть — эконом-класс. Там же и первые шаги в профессии. Потом можно дорасти до бизнеса, а там, глядишь, и до старшего бортпроводника.

— Если не путать трап с тряпкой и сдавать экзамены без запинки, можно стать старшим. Потом — на широкофюзеляжные самолёты с 12 людьми в экипаже. Кто сказал, что не карьерный рост? — комментирует Анна.

Зарплата? Вилка от 60 000 до 180 000 рублей. Всё зависит от часов в небе, направления, класса обслуживания и уровня нервного истощения (последний пункт неофициальный, но справедливый).

— Первая моя зарплата — 55 000 рублей. Я купила чемодан за 10 тысяч и поняла, что жить до пенсии на эти деньги не получится, — смеётся Анна.

Мальдивы — по вызову

Рабочий график — как лотерея: знаешь максимум на 3–4 дня вперёд. Бывают дни резерва, когда ты вроде и не работаешь, но можешь срочно вылететь хоть в Якутск, хоть в Сингапур. И такое — регулярно.

— Я обожаю эту непредсказуемость. Утром не знаешь, где будешь вечером. Меня драйвит эта постоянная смена картинки. Ты либо летишь три дня подряд, либо отдыхаешь. А ещё могут выдернуть из резерва и сказать: «Собирайся, летим на Мальдивы». Чем не повод любить работу?

География впечатляет: от холодного Якутска до ярких Сейшел. А первое приземление в Нью-Йорке вообще было как из фильма.

— Я смотрела на хмурый Манхэттен через иллюминатор, и у меня текли слёзы. Мечта детства — и вот ты в ней, в этой мечте, только с тележкой и кофе, — говорит Анна.

Отпуск под расчёт, смена по биологическим часам

Бортпроводникам положено 70 дней отпуска — звучит как мечта. Но, во-первых, их нужно грамотно распределить, а во-вторых, максимальное количество часов налёта — 90 в месяц. Если набрал — отдыхай принудительно.

Сезон с мая по сентябрь — как марафон. Иногда уже к 20 числу месяца Анна вырабатывает лимит и получает несколько выходных подряд.

Но романтика — не без жертв. Ночные рейсы, смена часовых поясов, погода на всех широтах и минимум времени на сон.

— Представьте: 12 часов летишь в Лос-Анджелес, спишь по пути ноль, разница во времени — 11 часов. И у тебя сутки на месте. Но ты не спишь, ты идёшь смотреть город, пока ноги не откажут. Потом спишь уже в воздухе. Или не спишь, если турбулентность решила пообщаться, — говорит Анна.

Морально тоже бывает сложно: пассажиры с негативом, капризами, «а где моё шампанское». Но всё это компенсируется моментом, когда такой пассажир у выхода вдруг благодарит по-настоящему.

— Вот за это и люблю. Хотя иногда хочется в отпуск. Желательно — туда, где нет аэропортов.

Личное мнение автора

Как человек, который проводит максимум четыре часа в электричке и уже чувствует себя уставшим путником, я снимаю шляпу перед стюардессами. Их работа — это марафон с улыбкой на лице и багажом под глазами. Это адреналин, режим жизни с ручкой в зубах и паспортом в кармане. Уважение и респект. Хотя лично я выберу Google Docs и тёплый плед.

А теперь — к вам, читатели:

А как вы относитесь к работе стюардесс? Кажется ли вам она романтичной или больше похожа на утомительный квест с вечной нехваткой сна? Делитесь в комментариях — очень интересно узнать мнение со стороны!