Найти в Дзене
Анна Велигжанина

Дублер Ленина в гробу

- Беленький, давно тебя не видела! - дама радостно выкрикнула. "А черненький где?", - отозвался говорун массовки (есть такие, которые постоянно говорят, хоть о чём). Я оглянулась. О, "живой Евстигнеев". "Да, я похож", - мужчина в годах - легенда массовки. "Говорят, вы дублер? Наверное, Евстигнеева?" -"Он же умер. Если б был жив, то я бы дублировал его. Я играл его в реконструкции, докфильмах о нём. А дублировал другого актера. Прославился, когда сыграл Ленина в гробу. Этим шум наделал в массовке. Хотя в гробу я не единожды "играл".                       Той женщине, которая ему крикнула, не очень понравилось, что он со мной разговорился. "Ну, что, молодые!" - нам с подколкой. И ему: "Как здоровье жены?". Мы вместе ехали домой. И он меня пропустил в метро по своему билету. Я говорю, мол, спасибо, а то сейчас у автомата ждать билета... Он: "Всё, что могу!", и рассказал анекдот. Запомнила финал. Прапорщик велел девочкам: "Снимаем трусики". Они сняли. Он целует каждую попку со словами "всё, что могу". Я подумала, как хорошо, что не распукает руки...    С интересом послушала его воспоминание. "Многие артисты ложиться в гроб отказываются из суеверия, а я да запросто, - поделился. - Задача поставлена - выполняю". Рассказал, что когда Ленина играл в реконструкции - это телевидение снимало про тайны мумифицирования. "Начали с египетских мумий, о том, как их мумифицировали. Продолжили Лениным, как его готовили к Мавзолею. С пальцем у него что-то было, то ли нагноился. Снимался я в этой роли голым - "труп". Сначала разделся. Но мне всё же решили дать надеть телесные трусы. Но в кадре кажется, что полностью голый. Лицо мне загримировали под Ленина. Снимали, как работали с телом Ленина. Принесли большой аквариум. Меня в него положили. Залили водой. Почти полностью в воде, дышать было сложно. А надо было играть труп - замереть, не двигаться. Непросто! А снимали и процесс - как тело поднимают и опускают в аквариум. Но аквариум был на спайках и такой непрочный, что прикосаться к нему было нельзя, мог рассыпаться. Меня подняли на руки "сотрудники". Но надо поднимать ровно в горизонтальном положении. У них не получалось. Режиссер им, мол, что вы, не можете "труп" поднять, положить, что тут такого?! Подошел, сам попробовал и не смог. "Мда, - говорит, - не пойдет". Решили дублями снимать и смонтировать: сначала приподнимают, процесс, как опускают в аквариум, не показывают, а сразу кадр, что тело, то есть я, уже внутри. Снимали долго, несколько часов, я чуть не умер. Туда-сюда моё тело. И я должен замереть - я же "труп". Я вдыхал воздуха и не дышал - тяжело! Наконец сняли. Как только прозвучало: "Снято!", все забегали, быстро засобирались. И пошли. А я - "труп" в аквариуме. Я кричу: "Стойте! А как же я?!". А про меня забыли!". Я его спрашиваю: "Что же вы сами не могли вылезти?!". - "А как, если опираться об аквариум нельзя - рухнет. Он и так подтекал, его затыкали во время съемки...". Продолжил, мол, играть в гробу трудно, эпизод легче отыграть, чем "гроб". В одном фильме снимали через него - он в кадре в гробу. "Очень тяжело было. Эпизод в несколько минут, героиня разговаривает рядом с гробом, в котором я. А мне надо было не дышать эти минуты. Трудно пришлось. Я сказал, что надо водку под подушку положить - примета такая. Они, мол, а другой напиток не устроит? Говорю, что в примете водка. Принесли. Мы ее потом с артистами массовки с удовольствием распили. В другом фильме тоже в гробу. Меня положили в костюме. Я им, мол, разве так хоронят?! Надо покрыть по грудь. В группе молодежь, традиций не знает, сказали, дескать, у них по сюжету шуточные похороны, и так нормально. И лажанулись! Сняли. Я в костюме в гробу. Деньги израсходовали. Мне заплатили 5 тыс. руб. Но, как я им и говорил, этот эпизод был забракован. Переснимали, что б с соблюдением традиций. Но я повторно отказался. Взяли моего знакомого, подняв ставку до 7 тыс. руб. Мне главное, чтоб заплатили, а сыграть я что угодно могу. Но в современном кино приходишь на площадку и слышишь, как режиссер оператора спрашивает о том, что как снимать будем. В советском кино режиссеры знали заранее: кто в массовке чем занят, раскадровку делали. Рязанов, например, так работал. Сейчас - такого практически нет. На площадке думают, как занять второй план: "а давайте вы вот это сделайте, а вы пойдёте туда". По ходу придумывают. Подбежал один бригадир: " Вы идете в ту сторону в кадре". Подбегает другой - показывает в другую... В советском кино каждый в массовке был заметен. Сейчас не так. У меня сосед, ему 80 лет. Жене его - тоже 80. Оба в зрелом уме. Он выучился на оператора, потом на режиссера, снимал в советские годы документальное кино, и говорит мне, что всегда знал что, как и почему у него каждая сцена. Что делает массовка - тоже продумывал. Мы с ним о кино говорим, я ему рассказываю о том, как снимаюсь. Общая тема для разговора. Я давно в массовке...".                         Кстати, а я когда снималась в "Натали и Александр", меня поставили в пару к мужчине. "Я играл Есенина в гробу вместо Безрукова. Тот боялся. Я - нет", - сказал мне. Массовку трудно напугать...