Завершившаяся 30 июля ООН-овская Конференция по ближневосточному урегулированию и перспективам признания палестинского государства стала предметов ожесточенных споров.
С одной стороны, невооруженным глазом стал заметен рост солидарности мирового сообщества с Палестиной — выраженный в том числе в готовности признать ее государственность. Так, по итогам конференции главы МИД 15 стран (преимущественно членов ЕС) озвучили готовность установить с Рамаллой дипломатические отношения. Часть из них, впрочем, впоследствии предпочла отложить вопрос до саммита лидеров в ООН (сентябрь 2025 г.) — чтобы придать решению больший медийный эффект.
В то же время с позиции самой Палестины конференция выглядит скорее провальной. Несмотря на то, что легитимность Рамаллы теперь признает больше 80% земного шара — и число лояльных государств растет от года к году — США продолжают выступать с произраильских позиций, а также уклоняться от участия в мероприятиях, связанных с палестинской проблематикой (включая нынешнюю Конференцию). А сдвинуть с места решение проблемы без участия одного из ключевых гарантов ближневосточной системы безопасности становится проблематично.
Кроме того, в силу общей сложности и запутанности палестино-израильского конфликта, Конференция стала скорее площадкой «выражения озабоченностей»; не было согласовано мер реального воздействия на официальный Тель-Авив или формулы укрепления поддержки Палестины. Предложенные на полях ООН шаги по ослаблению напряженности носят в большей степени тактический характер и убирают частные проявления кризиса.
В то же время на фоне продолжающейся «ползучей экспансии» Израиля в секторе Газа простого признания легитимности Палестине недостаточно — равно как и отсылок к формуле «два народа — два государства». Куда важнее для Рамаллы обеспечить устойчивое прекращение огня и доступ гуманитарной помощи в палестинский анклав не только через «воздушный мост», но и по суше; остановить поселенческую экспансию Израиля на Западном берегу реки Иордан. Но эти пункты были затронуты вскользь или проигнорированы.
Более того, гости Конференции (за исключением России) предпочли не комментировать спорную резолюцию израильского Кнессета об «историческом праве» Израиля на весь Западный берег Иордана (т.н. «исторические области Иудеии и Самарии»), выпущенную порядка недели назад — хотя она грубо нарушает текущий статус-кво и ставит под сомнение ООН-овскую формулу «двух государств».
Конечно, предпринятый под занавес мероприятия символический шаг по запуску «15-месячного обратного отсчета» для решения всех поставленных на полях мероприятия задач, дает определенную надежду. Поставив себе жесткий дедлайн от лица ООН, посредники убирают ощущение неопределенности и внушают палестинскому народу уверенность в скором окончательном урегулировании вопроса. Мировое сообщество как бы намекает, что полноценную государственность (с характерной нерушимостью границ) Палестина обретет уже через полтора года. Или, по крайней мере, максимально к этому приблизится.
При этом решение насущных вопросов, на которые необходимо реагировать «здесь и сейчас», по-прежнему остается на совести отдельных неравнодушных стран.
Леонид Цуканов, кандидат политических наук, эксперт Российского совета по международным делам.
Подробности от АК: https://actualcomment.ru/dedlayn-dlya-gosudarstvennosti-2507310853.html