Религия и мифология индуизма
Амрита (санскр. अमृत ; «а» – отрицательная частица «не», «мрит» – смерть) — термин, который в индуизме и буддизме означает «бессмертие». Имеет также названия «Амата», «Судха», «Амий», «Ами». В древних индийских текстах амрита часто упоминается как эликсир богов, является одним из синонимов сомы — напитка богов, дарующего бессмертие и жизненную силу. Иногда утверждается, что амрита готовится из сока сомы, воды и молока небесных коров. Сосуд с амритой находится в верхней сфере мироздания, над солнечным диском (Сурьямандалой) или Колесом Времени (Калачакрой).
Амрита в индуизме
Впервые амрита упоминается в «Ригведе», и является одним из центральных понятий в индийской мифологии. В древних текстах амриту также называют эликсиром, благодаря которому боги поддерживают свое существование и становятся бессмертными. Тем не менее, не сам напиток дает богам вечную жизнь: при помощи амриты они лишь получают силу и достигают более высокого уровня знаний, и бессмертное состояние разума, которое они утратили после проклятия мудреца Дурвасы. Амрита играет ключевую роль в таком мифологическом событии как Самудра-Мантхан (санскр. समुद्र मंथन) — Пахтанье Молочного Океана, когда враждующие дэвы и асуры, примирившись по совету бога Вишну, занялись совместным взбалтыванием (пахтаньем) мирового океана, дабы справедливо поделить между собой полученные дары, одним из которых и был нектар бессмертия.
Самудра Мандхана и пахтание океана
Согласно легенде, дэвы (боги в индуизме) лишились силы из-за того, что божественный слон Индры, раздраженный пчелами, бросил на землю гирлянду, подаренную мудрецом Дурвасой в качестве подношения, или прасада. Дурваса проклял Индру и дэвов, и впоследствии боги лишились удачи и потерпели поражение от асуров. Асуры достигли небывалого могущества, и царь дайтьев Бали стал править тремя мирами. Дэвы обратились за помощью к Вишну, и он посоветовал им заключить союз с врагами, чтобы вместе пахтать океан и добывать напиток, дающий бессмертие. Вишну заверил богов, что только они получат нектар.
В индийских текстах пахтание океана описывается, как длительный и сложный процесс, во время которого погибло несколько дэвов и асуров. Молочный океан, пятый от центра из семи океанов, асуры и дэвы взбивали при помощи нага (змея) Васуки (Ананта-Шеша), обвившегося вокруг мировой горы Мандара. В это время Вишну в образе черепахи поддерживал гору, чтобы она не опустилась на дно океана. При пахтании образовались четырнадцать ратн, разделенных между асурами и дэвами, и яд калакута (или халахала), который Шива принял, чтобы спасти три мира.
В древнем священном тексте о Вишну и его аватарах, «Вишну-Пуране», упомянут Дханвантари, молодой человек, появившийся из Молочного Океана с амритой в руках. Он почитается как врачеватель богов, и ему же приписывается трактат по медицине «Аюрведа». В «Бхагавата-Пуране» Дханвантари описан так:
«Сойдя в бренный мир в облике Дханвантари, Всевышний даровал людям науку о целительстве, а богам дозволил причаститься к напитку бессмертия, что был изготовлен ими в жертву Ему. Стяжав тайное знание от Верховного Врачевателя, живые твари научились приумножать годы своего пребывания в зримом мире».
трансформированный семенной материал, который может создать телесное бессмертие.
В «Хатха-йога Прадипика» мудреца Сватмарама (XV—XVI век) амрита связывается с Луной:
Тело стареет от того, что Солнце потребляет и разрушает весь божественный нектар — Амриту — производимый Луной. (3.77)
В некоторых источниках «Сома» — это другое название Луны.
Индийские медицинские системы связывают амриту с «третьим глазом» и шишковидной железой.
Амрита в сикхизме
В сикхизме, одном из течений индийской философии, зародившейся в XV веке н.э., амритой называют священную воду, используемую при обрядах посвящения, напоминающих крещение в христианской традиции. В стальную чашу, которая символизировала силу сердца и разума, наливали чистую воду, добавляли несколько кристаллов сахара и перемешивали кхандой — обоюдоострым мечом, олицетворявшим дух доблести и отваги. Изготовление амриты сопровождалось пением священных гимнов пандж пьярами (дословно «пятью возлюбленными») — квинтетом лидеров сообщества сикхов, собравшихся в особые позы вокруг чаши. Затем посвящаемому давали испить пять горстей нектара бессмертия, ещё пятью горстями орошали волосы, и ещё пять брызгали в глаза.
Амрита в западной эзотерической традиции
Амриту можно отождествить с древнегреческой амброзией, а также провести параллель с Философским Камнем и Эликсиром жизни в алхимии.
Алистер Кроули в трактате магических соответствий, «Книге 777», в разделе «Значения простых чисел от 11 до 97» связывает амриту с числом 83:
«83. Освящение; наивысшая форма любви; энергия, свобода, амрита, устремление. Корень идей романтики и религии» .
Божественный эликсир изображен на старшем аркане Звезда XVII колоды «Таро Тота», разработанной Кроули и художницей Фридой Харрис. Его изливает богиня беcкрайнего звёздного неба Нуит, как об этом написано в «Книге Тота»:
«Из золотой чаши богиня изливает себе на голову воды эфира (они же молоко, и масло, и кровь), и в этом — знак вечного обновления категорий и неисчерпаемых возможностей бытия. Левая рука богини опущена и держит серебряную чашу, из которой также изливается бессмертная влага Её жизни. Эта влага — амрита индийских философов, непентес и амброзия греков, алкагест и универсальное лекарство алхимиков, Кровь Грааля, или, скорее даже, нектар, из материнского лона которого рождается эта кровь. Богиня льёт её на границу между сушей и водой. Последняя — не что иное, как вода Великого Моря Бины: в своем проявлении на более низком плане Нут — Великая Мать» .
Алистер Кроули является автором работы «Liber CCCXLIII АМРИТА. Некоторые комментарии об эликсире жизни. Выдержки из Магических Записей Зверя 666 за 1920 e.v.» («Liber CCCXLIII AMRITA Some Comments on the Elixir of Life»), представляющей собой очерки об Эликсире Жизни с описаниями результатов практического применения Лекарства Лекарств.
В 1920-30-х года Кроули пытался продавать некий «Эликсир жизни», который он называл «амритой», для «восстановления молодости и жизненных сил».