Найти в Дзене

Крымский мост. 19 километров над морем

Открыто движение по Крымскому мосту – самому протяженному в Европе В 2014 году произошло историческое событие – жители Крыма проголосовали за воссоединение с Россией. Веками связанный с нашей страной историей и культурой полуостров наконец вернулся домой. Однако нерешенной оставалась одна проблема – географически Крым был отрезан от материковой России. Так возникла амбициозная идея – соединить полуостров с большой землей не только юридически, но и физически. Этот замысел воплотился в грандиозный инфраструктурный проект – Крымский мост. Построенный в рекордные сроки, он стал не просто инженерным чудом, но и символом нерушимой связи Крыма с Россией. Вековая мечта Идея соединить берега Керченского пролива существовала давно. Первые попытки относятся к XIX столетию, когда Британская империя проложила здесь телеграфную линию, связавшую метрополию с колониальной Индией. Лондон вынашивал еще более амбициозный план – трансконтинентальную железную дорогу через пролив, однако непомерные затраты

Открыто движение по Крымскому мосту – самому протяженному в Европе

В 2014 году произошло историческое событие – жители Крыма проголосовали за воссоединение с Россией. Веками связанный с нашей страной историей и культурой полуостров наконец вернулся домой. Однако нерешенной оставалась одна проблема – географически Крым был отрезан от материковой России. Так возникла амбициозная идея – соединить полуостров с большой землей не только юридически, но и физически. Этот замысел воплотился в грандиозный инфраструктурный проект – Крымский мост. Построенный в рекордные сроки, он стал не просто инженерным чудом, но и символом нерушимой связи Крыма с Россией.

Вековая мечта

Идея соединить берега Керченского пролива существовала давно. Первые попытки относятся к XIX столетию, когда Британская империя проложила здесь телеграфную линию, связавшую метрополию с колониальной Индией. Лондон вынашивал еще более амбициозный план – трансконтинентальную железную дорогу через пролив, однако непомерные затраты заставили отказаться от этой идеи.

В начале XX века император Николай II одобрил проект строительства моста как части железнодорожного маршрута для грузовых перевозок, но грянувшая Первая мировая война, а затем революция отодвинули эти планы на десятилетия. В 1940-х годах, уже при советской власти, строительство вновь стало актуальным, но начавшаяся Великая Отечественная война перечеркнула все замыслы.

Из оккупации к освобождению

Парадоксально, но первыми строителями переправы оказались немецко-фашистские захватчики. В 1943 году оккупационные войска соорудили канатную дорогу и начали возведение железнодорожного моста. Однако при отступлении в ходе Крымской операции 1944 года гитлеровцы разрушили созданные ими же сооружения. После освобождения Крыма советские инженеры совершили невозможное – используя оставшиеся конструкции, всего за 150 дней они построили новый мост. Его возводили в кратчайшие сроки по облегченной схеме, надеясь в будущем укрепить конструкции, поскольку переправа была крайне необходима для снабжения наступающих войск. Однако просуществовал этот мост недолго – в феврале 1945 года он был разрушен мощным ледоходом из Азовского моря.

После войны транспортное сообщение через пролив обеспечивала паромная переправа, введенная в эксплуатацию в 1950-х годах. Хотя вопрос о строительстве постоянного моста периодически поднимался, реализовать вековую мечту удалось лишь в наше время.

Стратегическое решение

19 марта 2014 года, на следующий день после подписания договора о присоединении Крыма к России, президент Владимир Путин дал поручение о строительстве совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через Керченский пролив. Начался подготовительный этап – эксперты рассмотрели более 70 вариантов конструкции и возможных трасс, включая даже проект подводного тоннеля. Остановиться решили на маршруте, проходящем через остров Тузла. Хотя строительство на месте существовавшей паромной переправе позволяло бы сократить длину моста, этот вариант отвергли из-за тектонического разлома и грязевых вулканов, находившихся в этом районе. В 2015 году началась практическая реализация проекта – возвели вахтовые городки для строителей, временные мосты и технологические площадки. Год спустя, в 2016 году, проект прошел все экспертизы и получил официальное разрешение на строительство.

Саперы, археологи и экологи

Прежде чем приступить к возведению моста, строителям пришлось столкнуться с наследием прошлого. В годы Великой Отечественной войны в районе Керченского пролива и Таманского залива шли ожесточенные бои, поэтому первыми на площадку вышли саперы. Им удалось обезвредить более 700 единиц боеприпасов – мин, гранат и авиабомб.

Параллельно велись археологические раскопки на площади 56 гектаров. Ученые обнаружили около миллиона артефактов, из которых свыше 100 тысяч представляли научную ценность. Их передали в музейные фонды.

-2

Не остались в стороне и экологи. Перед началом строительства из зоны работ переселили пять видов растений и три вида животных, находящихся в Красной книге Краснодарского края, а также три вида растений, охраняемых на федеральном уровне. В ходе реализации проекта велись регулярные экологические наблюдения. Более того, после постройки моста в акватории Азовского моря увеличилась популяция дельфинов. Ученые связывают это с тем, что на опорах моста скапливается планктон, который служит для них кормом.

Стройка века

Строительство Крымского моста велось одновременно на восьми участках, что отличалось от традиционного принципа возведения от берегов к центру. На объекте ежедневно трудились более 10 тысяч специалистов, к работам было привлечено свыше 180 компаний со всей страны. Так, судоходные арочные пролеты – самые сложные и ответственные элементы конструкции – изготавливали в Воронеже, в Севастополе создали специальные плавучие опоры для их транспортировки и монтажа, а в северной столице инженеры детально смоделировали процесс установки.

Работы на Крымском мосту не прекращались ни на минуту – строители трудились круглосуточно в две смены, несмотря на сложные погодные условия. За время возведения моста метеорологи зафиксировали 10 тысяч часов штормов в акватории Керченского пролива. Особую сложность представляли геологические особенности дна, покрытого многометровыми слоями ила и песка. Для надежности конструкции сваи приходилось погружать на рекордную глубину, доходившую до 105 метров.

-3

Инженерные решения и эстетика

Всего в основу Крымского моста было забито более 6,5 тысячи свай. На них установили почти 600 опор, на которые затем с берега надвигали пролеты. Визитной карточкой моста стали две белоснежные арочные конструкции, перекинутые над судоходным каналом. 227-метровые арки собирали на берегу, а потом на специальных понтонах доставляли к месту монтажа. Высота арок 35 метров – этого достаточно для беспрепятственного прохода крупнотоннажных судов.

Торжественное открытие

Благодаря титаническим усилиям строителей проект был реализован в беспрецедентно короткие сроки, на полгода раньше срока. Торжественное открытие состоялось 15 мая 2018 года, когда Владимир Путин лично проехал по мосту за рулем КамАЗа, преодолев 19-километровый участок всего за 16 минут.

-4

Сегодня пропускная способность этой транспортной артерии достигает 40 тысяч автомобилей в сутки. Название сооружению выбирали всем миром – в ходе всенародного онлайн-голосования абсолютным большинством голосов победил вариант «Крымский мост», ставший символичным отражением исторического значения этого проекта.

Железнодорожную часть моста открыли точно в установленный ранее срок – 23 декабря 2019 года. В этот день первый поезд сообщением Санкт-Петербург – Севастополь отправился в путь по новому маршруту. На вокзалах и станциях полуострова поезда встречали с музыкой, цветами и российскими флагами. Открытие обеих частей Крымского моста не только установило новые стандарты в российском мостостроении, но и кардинально изменило транспортную доступность полуострова, обеспечив надежную круглогодичную связь с материковой частью страны.

Мост в будущее

Со своей 19-километровой протяженностью Крымский мост стал самым длинным мостом в Европе. Но его значение измеряется не только километрами – это триумф инженерной мысли, а также символ воссоединения, воплотивший вековую мечту крымчан о надежной связи с материком. Крымский мост стал драйвером развития, обеспечившим круглогодичное транспортное сообщение и экономический рост всего региона.

Освещенные по ночам арки моста, повторяющие цвета российского флага, стали новым символом Крыма – одновременно современным и вечным. Этот проект доказал: когда вся страна объединяется вокруг общей идеи, становятся возможными даже самые амбициозные цели.