Найти в Дзене
PollyTics

Вестфальский мир (1648): рождение современной системы суверенных государств и принципа non-interference

Вестфальский мир 1648 года завершил Тридцатилетнюю войну в Европе, комплекс мирных соглашений, подписанных в Мюнстере и Оснабрюке, стали основой системы суверенных государств, где главенствующим принципом осталось невмешательство во внутренние дела других стран. В отличие от средневековой модели, где власть папы и императора Священной Римской империи ограничивала независимость правителей, Вестфальская система утвердила равенство государств перед законом, независимо от их размера или религии.  Конфликт, начавшийся как религиозное противостояние между протестантами и католиками, перерос в масштабную войну с участием большинства европейских держав. К моменту подписания мира центральная Европа была опустошена: население Германии сократилось на 20–30%, а некоторые регионы потеряли до половины жителей. В таких условиях требовался новый порядок, который предотвратил бы повторение катастрофы. Вестфальские договоры (комплекс мирных соглашений) юридически закрепили принцип cuius regio, eius reli

Вестфальский мир 1648 года завершил Тридцатилетнюю войну в Европе, комплекс мирных соглашений, подписанных в Мюнстере и Оснабрюке, стали основой системы суверенных государств, где главенствующим принципом осталось невмешательство во внутренние дела других стран. В отличие от средневековой модели, где власть папы и императора Священной Римской империи ограничивала независимость правителей, Вестфальская система утвердила равенство государств перед законом, независимо от их размера или религии. 

«Принятие присяги на ратификацию Мюнстерского договора», масло, Герард Терборх, 1648 г.
«Принятие присяги на ратификацию Мюнстерского договора», масло, Герард Терборх, 1648 г.

Конфликт, начавшийся как религиозное противостояние между протестантами и католиками, перерос в масштабную войну с участием большинства европейских держав. К моменту подписания мира центральная Европа была опустошена: население Германии сократилось на 20–30%, а некоторые регионы потеряли до половины жителей. В таких условиях требовался новый порядок, который предотвратил бы повторение катастрофы. Вестфальские договоры (комплекс мирных соглашений) юридически закрепили принцип cuius regio, eius religio («чья власть, того и религия»), расширив его действие. Если Аугсбургский мир 1555 года разрешал правителям выбирать между лютеранством и католичеством, то теперь признавалась и кальвинистская вера. Более того, подданные, не согласные с религией своего государя, получили право на эмиграцию. Внутренние дела государства становились его исключительной прерогативой, а внешнее вмешательство – недопустимым. 

Священная Римская империя, формально сохранившись, утратила прежнее влияние, а ее правители получили почти полную самостоятельность. Швеция и Франция, выступавшие гарантами мира, усилили свои позиции. Нидерланды и Швейцария были официально признаны независимыми. Впервые в истории международных отношений сложилась система, где государства взаимодействовали как равноправные субъекты, а не как вассалы или подчиненные единой имперской структуре. 

Европа в 1648г. после подписания мирных соглашений
Европа в 1648г. после подписания мирных соглашений

Принцип non-interference, заложенный в Вестфальских соглашениях, стал основой современного международного права. Хотя в XVII–XVIII веках войны продолжались, они велись уже не за веру, а за территорию и влияние, что делало конфликты более предсказуемыми. Идея государственного суверенитета позже была развита в работах Гуго Гроция и других юристов, а в XX веке легла в основу Устава ООН. При этом колониальные державы, такие как Испания и Португалия, не распространяли принцип суверенитета на завоеванные территории в Америке, Азии и Африке. Кроме того, вмешательство во внутренние дела других стран не исчезло полностью (разделы Польши в XVIII веке или Наполеоновские войны). Тем не менее, сам принцип оставался ориентиром для дипломатии. 

Глобализация, международные организации и концепция «ответственности защищать» (R2P) иногда вступают в противоречие с принципом невмешательства. Тем не менее, сама идея суверенитета государства остается краеугольным камнем миропорядка. 

1. Gross, L. The Peace of Westphalia, 1648–1948. The American Journal of International Law, 1948, vol. 42, no. 1, pp. 20–41. 

2. Croxton, D. The Peace of Westphalia of 1648 and the Origins of Sovereignty. The International History Review, 1999, vol. 21, no. 3, pp. 569–591. 

3. Philpott, D. Revolutions in Sovereignty: How Ideas Shaped Modern International Relations. Princeton University Press, 2001. 

4. Wilson, P. The Thirty Years War: Europe’s Tragedy. Harvard University Press, 2009.