О по-настоящему значительных произведениях ландшафтного искусства писать и просто, и сложно. Просто - потому что вот он, сад, ты только что там был, прочувствовал, пропитался красотой места, проникся идеями, атмосферой и характером. Вот его создатели - Ирина и Александр Сергеевы, обаятельные, скромные и очень талантливые, спокойно и открыто делящиеся секретами своей работы.
И сложно. Потому что искусство. Настоящее. Признанное профессионалами и любителями садов.
Для поклонников творчества Ландшафтной мастерской Сергеевых поездка в Екатеринбург, организованная "Зеленой стрелой", стала настоящим подарком. Визит в три частных сада работы прославленной мастерской, да еще и в сопровождении её руководителей, Ирины и Александра Сергеевых, вряд ли мог случится, если бы не личная договоренность Дмитрия Баранова, руководителя "Зеленой стрелы". Огромная благодарность и владельцам, которые хотя бы на короткое время сделали свои сады Открытыми.
Именно с благодарности заказчикам начала Ирина рассказ о садах. Одно дело пустить на свой участок небольшую съёмочную группу, такой опыт был при съемке Ландшафтных историй для телеканала Загородный. Никто из заказчиков двадцати четырех отснятых садов не отказал. И другое - разрешить провести полноценную экскурсию для целого коллектива садоводов, профессионалов и любителей, приехавших со всей страны.
Кстати, география участников была обширная. Москва, Петербург, Воронеж, Тюмень, Пермь - глаза участников горели от предвкушения полезной и интересной информации, и от самой возможности побывать внутри садов Мастерской Сергеевых.
Ирина и Александр Сергеевы расположили к себе с первых слов. Невероятно талантливые, обладающие уникальным видением и стилем, и одновременно скромные, открытые, они делились каждой подробностью создания сада, начиная с запросов владельцев участка и исходных особенностей местности.
Одним из садов, которые мы посетили, стал легендарный «Полынный берег». Сад заслуженно признан профессионалами и любим публикой. Золотой диплом Х Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре 2019 (г. Москва), первое место Международной профессиональной премии ADDAWARDS 2019 для архитекторов, дизайнеров и декораторов (г. Санкт-Петербург), победитель Профессиональной региональной интерьерной премии для дизайнеров и архитекторов I-DESIGN AWARDS 2021 (г. Екатеринбург).
Гуляя по участку вместе с его авторами, Ириной и Александром Сергеевыми, мы разбирали проект по полочкам: от рельефа до растений, узнавали, как сохранить уединённые зоны, обсуждали, почему гравий - это не «эконом-вариант», а стиль, и даже участвовали в творческой прополке.
Почему именно такой образ родился на берегу уральской реки? Почему гравий и тимьян, а не например газон? Спорное решение?
Говоря о созданном образе сада как о наплыве галечника, заросшего растениями, Александр поясняет: "Выразительный рельеф здесь не помещается, помещается вот такой вспомогательный. Поэтому этой выразительности нам не достаточно, нам нужны растения. Нам не хватит двух-трех массивов, чтобы было хорошо, нам нужно сложно. А сложно на газоне - это слишком сложно в уходе и как результат - было бы запущено".
Когда проект был показан широкой публике, некоторые коллеги критиковали использование засухоустойчивых растений на фоне тайги как образ, нетипичный для данной природной зоны. Авторы парируют, что, во-первых, им встречались более менее напоминающие территории с естественными галечными намывами и на Алтае, и на Уральских реках. Во-вторых, использовать только характерные для данных мест ландшафты, местные камни, местные растения как самоцель неправильно. Александр смеется: "Если человека отправить жить вот туда, на тот берег, ему там жить будет сыровато, темновато, это не то, что где-нибудь в Средиземноморье, где можно жить без носков!"
В чем еще преимущества отсутствия газона? Гравий позволяет выложить на своей поверхности растения максимально в выгодном свете. По открытым гравийным поверхностям удобно ходить, произвольно выбирая маршрут. Живописность и кажущееся растительное многообразие достигнуто в целом небольшим ассортиментом. Использованы дерены и спиреи, лапчатка кустарниковая, сосны горные, можжевельники, и дающие динамику многолетние растения: иссоп лекарственный, тимьян яйцевидный, синеголовники и некоторые другие.
Небольшой газон на участке все-таки есть. Он вынесен из "дикой" части сада в систему строений и представляет собой настил площадью всего 25 м2.
Такое неожиданное решение оказалось удобным и достаточным для хозяев, и запоминающимся для зрителей.
Впечатление от сада — спокойный, взрослый, продуманный. Без лишнего декора, но с глубоким смыслом. Видно, что здесь умеют работать с контекстом, а не просто «сажают для красоты».
Авторы стремились создать ощущение вхождения человека с его зданиями, сопутствующими им террасами, галереями, мостками непосредственно в своеобразный, (конечно, выдуманный), свободный, дикий, очень красивый мир лесов, рек и прибрежных пустошей.
У них получилось!
О своей работе Сергеевы говорят: "Главное наше высказывание — наши сады. Живопись, музыку, архитектуру и, конечно же, сад, нельзя пересказать словами. Поэтому они и существуют. И поэтому существуем мы —люди, занимающиеся садовым искусством".
В чем же феномен Мастерской Сергеевых? Было бы слишком смело попытаться объяснить и разложить по полочкам работу признанных мастеров. Я рада хотя бы прикоснуться, увидеть своими глазами сады.
Благодарю "Зеленую стрелу" за увлекательную поездку с группой небезразличных к красоте людей, за вдохновение и за незабываемые эмоции, которые дарит ландшафтный туризм.
Пора запланировать следующее путешествие?