В 2000-х выходило немало отличных фильмов и новозеландский триллер "Таинственный Лес" в оригинале ("The Village") от режиссёра "Шестого чувства" и "Знаков" М. Найта Шьямалана, определенно один из них.
И тем не менее, что раньше казалось удивительной историей любви, оказалось намного глубже и сложней, чем могло бы показаться на первый взгляд, а жутие и очень реалистичные детали заставляют задуматься, может ли общество вернуться к историческим истокам и принесет ли это благо тем, кто решил отказаться от современного мира, да и можно ли спрятаться от горя или это такая же часть человеческой природы, как дыхание?
Давайте порассуждаем вместе, добро пожаловать на канал СундучокГоблина!
Сектанское или Утопическое Общество?
Итак, дано: перед нами на первый взгляд, обычное общество где-то середины XIX века в Америке, находящееся где-то в отдаленной области. Одна странность: это общество очень замкнутое и ограничено небольшой территорией и окружено глухим Конвингтонским лесом, по окраине которого размещены сигнальные вышки, где юноши и мужчины несут дозор-ведь на границах живут страшные чудовища, Те, Чье Имя Не Называют (не путайте с Волан-де-Мортом), которых привлекает красный, "нехороший" цвет и отпугивает жёлтый, поэтому именно в плащах желтого цвета мужчины и несут дозор.
Но существуют и так называемые Города, где царит упадок и преступность, и куда совершенно невозможно попасть из-за стражей, охраняющих границу селения.
И в обществе зреют вопросы, ведь некоторые члены общества страдают, умирают, а порой- неизлечимо больны, как Айви Уокер (которая слепая от рождения) или Ной Перси (страдающий от умственной отсталости).
По сути дела- Деревня- это утопическое общество, где нет оружия, денег, преступности и зла- где культивируется наивность, благородство и честность: но что стоит за этими, безусловно, благими целями, и не является ли эта задумка старейшин лишь иллюзией, пустой мечтой?
Тут мы живем мечтою-тем и счастливы, но и здесь не скрыться от горя. Мой брат застрелен в Городах, остальные умерли здесь. Горе неотделимо от жизни.
Утопия, как она есть- и многие, многие жители деревни начинают это понимать, и задавать ненужные вопросы- как сын одной из старейшин Элис Хант( Сигурни Уивер), Люций Хант ( Хоакин Феникс), и общество начинает разрушаться, почти разлагаться на глазах.
Но все отнюдь не так однозначно: создание такого "общества" очень сильно напоминает религиозную секту, например, такую, про которую слышал хоть раз любой житель США- мормонов, и поверьте, все там не так радужно, как обрисовано в фильме "Таинственный Лес".
Взять хотя бы книгу Кэролайн Джессоп "Побег", рассказывающей о жизни женщины в Фундаменталисткой Церкви Святых Последних Дней ( полигамное течение в секте мормонов) и вы в полной мере поймете, что представляют из себя религиозные секты такого плана- и если их не возглавляет такой "идеалист" как Эдвард Уокер: где 12-летних девочек ведут на знакомство с "пророком", весь внешний мир- ад и остальные люди вне общины "слуги дьявола", где образование и медицинское обслуживание для женщин почти под запретом.
Знаете, что расстроило многихня больше всего после просмотра, отнюдь не отчаянный поход Айви Уокер, а именно это общество, пусть и "прилизанное" и "идеализированное" имеет много общего с обычной религиозной сектой: тут так же, как и в радикальных сектах лишают человека воли, лишают права выбора, лишают свободы.
Да и если уж совсем откровенно, стоит ли "мечта" старейшин смерти и болезни стольких людей, а по сути- их детей, за что они лишают их свободы выбора: ведь не живи они затворниками в лесах, Люциус Хант вполне мог получить отличное образование и заняться наукой, а бойкая Айви могла бы если не излечиться от слепоты, то тоже найти свое место в жизни, за Ноем был бы достойный присмотр и уход.
Неотвратимость человеческого горя и страданий
Режиссер Шьямалан гениально показывает, что неважно где: в городе или деревне, человеческая природа остается неизменной- и именно она источник страданий, горя и порока.
Нет в деревне того, кто бы не потерял дорогих и близких людей, для кого утрата не была бы горька, что сама жизнь потеряла для него всякую цену. Я мечтал о небытие...
Не важно где вы, вы столкнетесь со страданиями горем, даже если вы построили замкнутое общество в чаще леса.
- Она, что собака, тебя чует. От беды бежать- дохлый номер. Все одно- найдет.
И на самом деле, такая безысходность очень печальна: ведь режиссер ссылается на почти кармическое колесо бесконечных страданий: ничто не может остановить его жернова, разве что... любовь.
Но даже если задуматься, не порождает ли любовь Айви и Люциуса лишь новый цикл страданий?
Ведь спасая Люциуса Айви подтверждает легенду, созданную старейшинами, о реальности Тех, Которых Нельзя Называть и давая жизнь этому утопическому проекту, как "Деревня" Эдварда Уокера, порождая новый цикл страданий уже в новом поколении своих детей и внуков старейшин.
Животный, природный страх, которым наполнено все происходящее
И как не трогательна история настоящей любви, когда слепая девушка идет за лекарством для возлюбленного- все повествование буквально напитано вязким, почти животным страхом перед монстрами, которые охраняют лес.
И здесь, когда узнаешь, что именно старейшины облагаются в монстров и запугивают жителей возникает вопрос и интрига: зачем они делают это, когда фактически одобрили этот поход?
И когда этот страх приобретает вполне реальные черты, мы понимаем, что костюм чудища выкрал Ной и именно он запугивал Айви на ее пути, и именно это правильно- ведь как писал Данте, "ад пуст, все демоны здесь", но зло ли сам бедолага Ной?
Конечно же, нет- скорее сам образ Ноя Перси это олицетворение тех сил человеческой природы, той стихийности, которую так боятся старейшины. Из-за своей болезни он не может контролировать свои чувства, его переполняет радость, боль, ревность, а последняя- поглощает его без остатка и толкает его на самый ужасный грех- убийство.
Фильм " Таинственный Лес" полон глубокого символизма: красный цвет здесь- олицетворение ярких, человеческих эмоций, как ярость и гнев, желтый- якобы отпугивающий монстров- цвет переменчивости и даже измены ( ведь старейшины изменяют себе, бегут от своей природы).
Фильм очень тонко играет на струнах человеческой души- всякий, кто не принимает свою природу, а тем более, бежит от нее, обречен на провал.
Режиссёр не использует отдельные спецэффекты для создания атмосферы ужаса: здесь все построено на звуках ночного и мифического, пугающего леса, отсылая нас к первородному страху перед неизвестным, и это намного круче, чем созданные компьютерной графикой клыки и когти.
И все же, что же ждёт "Деревню" в будущем?
В тот миг, когда я узнал, что моя дочь никогда не будет видеть, что все бесполезно, я сидел в этом самом кресле. Как же мне было горько...
Пустое кресло, как символ, переходит из одной сцены в другую: хотя история Айви и Люциуса отсрочила конец "Деревни", но он так близок, настолько это возможно, и рано или поздно- дома этого поселения опустеют, оставив в нашем реальном мире кучку неприспособленных к жизни и несчастных людей, изолированных от современного общества.
Пустое кресло, это символ отчаяния и тщетности надежд все старейшин, трусливо сбежавших горя и не принявших себя в горе, не смирившихся и обрекших своих детей на страдания.
Пожалуй, этот фильм один из немногих" диснеевских" фильмов, которые по-настоящему могут предложить зрителю не только трогательную историю любви, в чем-то похожую на историю Кая и Герды но и что-то большее, пищу для размышлений, здесь можно насладиться тем первородным чувством ужаса, теперь глубоко спрятанным в человеческом сознании.
Увлекательное, тягучее и затягивающее повествование, печальное и поучительное-вот за что мы любим и не раз пересматриваем " Таинственный Лес".
Искренне Ваш, Сундучок Гоблина.