В дореволюционной России цирковое искусство быстро набирало популярность. Важнейшим событием стало открытие в 1880 году на Цветном бульваре в Москве стационарного «цирка Саламонского» – одного из первых больших цирковых зданий столицы, построенного по проекту австрийца Августа Вебера и финансированного купцом Даниловым. До этого цирковые представления носили в основном передвижной характер. В Петербурге в 1877 году «первым каменным цирком» стал цирк Чинизелли, а в Москве – цирк братьев Никитиных (с 1873 года). Однако уже с момента открытия цирк на Цветном бульваре (ныне Московский цирк Никулина) стал по-настоящему любим народом.
Московский цирк на Цветном бульваре ещё в царские годы привлекал публику со всей России. После революции 1917 года он стал первым государственным цирком России – Ленин подписал соответствующий декрет в 1919 году. В первые годы советской власти артисты выступали на улицах из-за голода и разрухи, но уже в 1920–30-е годы цирк превратился в важное зрелище для масс. Известно, что нарком просвещения А. Луначарский видел в цирке «чрезвычайно правдивое… зрелище человеческой силы и ловкости». Само понятие «советский цирк» оформились к середине века, когда все государственные цирки стали подчиняться Всесоюзному объединению «Союзгосцирк» (созданному в 1957 году). К тому времени сформировался и «типовой» советский цирковой артист – выпускник профессиональных курсов и училищ (первая в мире цирковая школа открылась в 1927 году).
«Союзгосцирк» и цирковая школа СССР
Сразу после революции Цирк оказался в системе госкино и театров. В 1919 году цирки были национализированы по декрету Совнаркома. В 1926 году в Москве появилась экспериментальная «мастерская циркового искусства», а осенью 1927 года Наркомпрос организовал первые трёхлетние Курсы циркового искусства – первую в мире цирковую школу. В 1930 году курсы преобразовали в техникум с манежем, где занимались будущие звёзды: среди выпускников были Н. Бауман, Д. Зверев и знаменитый Карандаш (Михаил Румянцев). В 1934 году техникум стал Всесоюзной школой циркового искусства, а с 1938 года – Государственным училищем циркового искусства (ГУЦИ). Тут учились сразу во всех цирковых жанрах: акробаты, жонглёры, дрессировщики, клоуны. К 1956 году в училище открыли отдельное отделение клоунады, а в 1961 году добавили отделение эстрады. С 1961 года заведение получило название Государственного училища циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Таким образом появилась «кузница кадров», воспитывавшая поколение советских артистов цирка и эстрады.
В СССР «Союзгосцирк» имел исключительное право на организацию всех цирковых выступлений по стране. Все артисты цирков штата становились сотрудниками «Союзгосцирка» – государственной структуре, которая контролировала гастроли и прокат номеров. После распада СССР «Союзгосцирк» трансформировался в Росгосцирк, но сразу два крупнейших московских цирка – на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского – вышли из состава объединения и стали самостоятельными организациями (в частности, цирк Цветной в 2000 г. получил название «Цирк Никулина»).
Московские арены: Цветной бульвар и проспект Вернадского
Советский цирк всегда сводился к большим стационарным площадкам крупных городов. Самым знаменитым оставался Московский цирк на Цветном бульваре – наследник цирка Саламонского. После войны его главным режиссёром стал выдающийся киносценарист Марк Местечкин, а залы часто были заполнены до отказа. Под крышей «Цветного» работали такие кумиры публики, как клоуны Карандаш (М. Румянцев), его спутник четверо́ногий Клякса, а позднее О. Попов, Ю. Никулин, Л. Енгибаров. Именно здесь в 1936 г. на арену вышел Карандаш – с неизменным псом Кляксой – и в течение полувека творил знаменитые номера. Он же впервые представил на манеже юного Юрия Никулина, с которым тот затем выступал в дуэте вплоть до 1980-х. Советский цирк помнит «солнечного клоуна» Олега Попова и «клоуна с осенью в сердце» Леонида Енгибарова, а также победителей многих международных конкурсов. Народный артист СССР Ю. Никулин провёл на Цветном бульваре 33 года в дуэте с М. Шуйдиным и в 1981 году стал директором цирка.
К началу 1970-х Москва стремительно росла, и существующего цирка стало мало. В 1971 году при активной поддержке партии и правительства открылся Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского – по замыслу архитекторов Белопольского и Вулыха самый современный и вместительный цирк Европы. Его куполообразное здание (на 3400 зрителей) стало новой визитной карточкой столицы. Первый спектакль устроили для строителей в апреле 1971 г., а официальное открытие состоялось 30 апреля 1971 года. Своим появлением «Большой цирк» снял многолетний «монопольный» статус Цветного бульвара – теперь Москва могла одновременно принять тысячи зрителей во всех жанрах циркового искусства.
Ключевые жанры советского цирка
- Клоунада. Центральный жанр любого цирка. Советские клоуны сочетали традиционный пантомим и сатира на актуальные темы. Именно на клоунском поприще прославились Никулин, Попов, Карандаш, Енгибаров. Их номера – от искромётных реприз до философской пантомимы – любила вся страна.
- Дрессура. Показывает искусство укрощения животных. Под куполом арены выступали прославленные конные «вольтижёры», пони и ослики, львы, тигры, медведи, собаки. Семейство Запашных в послевоенные годы стало синонимом дрессуры: основатель династии Михаил Запашный (1900–1982) – выдающийся силач и акробат, который «зашёл» в цирк по совету знаменитого борца Поддубного. Его сыновья – Мстислав (1938–2016), Владимир, Игорь – уже всей семьёй выступали как «Братья Запашные», получая призы на фестивалях. Мстислав М. Запашный, Народный артист СССР, создал уникальный дрессировочный номер «Слоны и тигры» (единственный в мире). Сегодня традиции продолжает его племянник Эдгард Запашный (р.1976) – Народный артист России и директор Большого цирка на Вернадского.
- Акробатика. Атлетическая синхронная гимнастика в воздухе и на земле: трюки на трапеции, канате, батутах, скачки на лошадях и других скакунах. В СССР богатые цирковые династии вырастили мастеров акробатики – от «духовым трюкам» братьев Запашных до многоглавых человекопирамид. На всемирных фестивалях советская акробатика неизменно брала высшие награды.
- Иллюзия и эксцентрический жанр. Фокусы, «невероятные» номера и эксцентрика (сочетание пантомимы с трюками). Здесь блистал «король иллюзии» Эмиль Кио, показывавший исчезновение людей и животных. Необычные жанры тоже входили в советский цирк: например, в состав «Союзгосцирка» с 1946 г. входил всемирно известный коллектив лилипутов «Сияние маленьких звёзд».
Звёзды советского манежа
- Юрий Никулин (1921–1997). Народный артист СССР, бессменный клоун Московского цирка на Цветном бульваре. С 1948 года выступал в дуэте с Михаилом Шуйдиным, получившим славу одного из лучших клоунских тандемов страны. Никулин запомнился озорным образом «Богача-Кукарача» и сотнями сценических пантомим, объездил с гастролями весь мир (Европу, США, Бразилию, Японию и др.). В 1981 г. стал директором родного цирка и занимался его переосмыслением.
- Олег Попов (1930–2016). «Солнечный клоун» советского цирка. Народный артист СССР (1969), избрал акробатическую эксцентрику. Создав образ добродушного деревенского парня в шутовском колпаке, Попов стал кумиром миллионов детей и взрослых. На арене Большого Московского цирка он исполнял номера «Повар» и «Машина». Попов часто гастролировал за границей, в том числе был в «Большом» цирке в Японии и США.
- «Карандаш» (М. Н. Румянцев, 1901–1983). Народный артист СССР, старейший клоун страны. Выходец из цирка Братьев Мильтон (чемпионов по французской борьбе), Михаил Румянцев выступал более полувека, создав множество обворожительных комических образов. На арене Цветного бульвара он начинал с этюдов «Акробаты-неудачники» и привлёк к профессии молодого Никулина. Его популярность так велика, что ГУЦИ носит имя Карнадша (обновлённое здание открыто в 1989 году).
- Леонид Енгибаров (1935–1972). Советский «артист белого клоуна», этнический армянин. Создатель «поэтического клоуна» – сочетания философской пантомимы и невинной наивности. Его номера («Осень», «Дон Кихот») тронули сердце публики и поставили советскую клоунаду на новый уровень. Цирк на Цветном бульваре до сих пор называет его «клоуном с осенью в сердце».
- Династия Запашных. Начиная с Михаила Запашного (1900–1982) – выдающегося силового акробата и дрессировщика – родилась целая цирковая фамилия. Он привёл в цирк трёх сыновей: Сергея, Вальтера и Мстислава. Их фольклорный «Номер вольтижёров» (1954) на Всемирном фестивале молодёжи получил четыре золотые медали. Мстислав М. Запашный (1938–2016) стал Народным артистом СССР (1990), знаменем династии – его номер «Слоны и тигры» уникален в мировом цирке. Сегодня дело продолжает младшее поколение: в Большом цирке на Вернадского выступают трюки братьев Эдгарда (р.1976) и Аскольда Запашных, превративших шоу в театрализованное представление.
Гастроли и популярность советского цирка
С 1950–60-х годов советские цирковые труппы регулярно выезжали за рубеж как «культурные послы». Например, после успеха в Европе в 1973 г. Большой Московский цирк с триумфом гастролировал в США, на него приезжали полки зрителей. Ветераны цирка вспоминали, что советских артистов везде ждали с нетерпением, залы были полны до отказа. Массовая любовь простых людей к цирку была огромна: новогодние утренники, семейные выходные, праздничные елки в цирке стали неотъемлемой частью детства многих поколений. Даже в годы Великой Отечественной войны представления не прекращались – «великий манеж» служил для поднятия духа: на арене показывали пантомиму «Трое наших», бои мотоциклистов, в финале танк давил «вражеские доты». Так советский цирк создавал «чудеса» для народа (парадоксально, но полезно Ленина и Сталина) и оставался верным источником радости и ностальгии для миллионов зрителей