Одним из самых знаковых американских художников, изображавших повседневную жизнь, был Норман Роквелл.
Роквелл родился в 1894 году в Нью-Йорке и за свою жизнь создал более 4000 оригинальных работ, предназначенных для широкой аудитории.
Он создавал картины, ставшие всемирно известными, такие как «Клепальщица Роузи» (изображающая женщину, работающую на военном заводе во время Второй мировой войны), сцены из Движения за гражданские права и иллюстрации к «четырём свободам» Франклина Делано Рузвельта.
Роквелл был наиболее известен тем, что изображал американскую жизнь с теплотой, мужеством и юмором.
Большинство людей полагало, что Роквелл был таким же жизнерадостным, как и его картины. Однако это было не так.
На протяжении всей жизни Роквелл страдал от клинической депрессии. Его картины были не столько продуктом его счастья, сколько частью его терапии и борьбы за счастье.
Его биограф писал: «Он рисовал то, чего жаждал». Он рисовал, чтобы почувствовать себя лучше.
Мы склонны думать, что могли бы быть счастливы, будь мы немного умнее, привлекательнее или окажись мы в других обстоятельствах.
Мы застреваем в желаниях, так и не переходя к действиям.
Но психологи утверждают, что мы можем развить в себе желаемые качества, даже если не обладаем ими, действуя в соответствии со своими стремлениями — подобно тому, как Роквелл рисовал то, чего жаждал.
МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- Материал выдвигает «принцип „Как будто“» (As If principle), согласно которому эмоции могут возникать в теле и затем передаваться в сознание. Это означает, что физические действия и поведение могут инициировать соответствующие эмоциональные состояния, даже если сознание изначально их не испытывает.
- На основе этого принципа формулируется практический совет: «Если вы хотите обладать каким-то качеством, ведите себя так, как будто оно у вас уже есть». Предлагается сознательно моделировать поведение, ассоциирующееся с желаемым состоянием (например, счастьем или успехом), чтобы вызвать это состояние.
- Для реализации такого поведения вводится понятие «твердость характера» (Grit), определяемое как способность упорно работать над решением сложных задач, сохраняя интерес и усилия, несмотря на неудачи, трудности и отсутствие прогресса.
- Утверждается, что «твердость характера» является ключевой характеристикой для достижения целей, включая цель стать счастливее. Сознательные усилия вести себя «как будто» счастлив, подкрепленные упорством, значительно повышают вероятность реального достижения счастья и успеха.
- Подчеркивается, что данный подход не призывает к неискренности, а представляет собой приверженность управлению своими чувствами, вместо того чтобы позволять чувствам управлять собой. Это описывается как обязательство «отдавать то, что хочешь получить».
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- Принцип «Как будто» интуитивно нащупывает диалектическое единство сознания и бытия (в данном случае, психического состояния и телесного поведения). Он верно подмечает, что сознание не является изолированной сущностью, а находится в неразрывной связи с материальными, телесными процессами. Действие (практика) рассматривается как активная сторона, способная влиять на сознание, что отражает идею взаимоперехода противоположностей.
- Понятие «твердости характера» (Grit) неявно указывает на решающую роль практики и настойчивой деятельности в процессе развития. Установка на «сохранение усилий, несмотря на неудачи и трудности» отражает понимание того, что развитие не является гладким, линейным процессом, а представляет собой борьбу, преодоление противоречий и препятствий.
- Концепция в целом признает, что человек может быть не пассивным объектом своих эмоций, а активным субъектом, способным к самопреобразованию. В этом угадывается идея активной, деятельной стороны субъекта, который не просто созерцает, но и изменяет свое состояние через практику.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм: Ключевая идея материала — «ведите себя так, как будто...» — представляет собой чистый идеализм, отрывающий сознание от бытия. Она переворачивает материалистическое понимание, согласно которому общественное бытие определяет общественное сознание. Здесь, наоборот, волевое усилие индивида (акт сознания, выраженный в поведении) должно определять его бытие (его реальное эмоциональное состояние). Счастье преподносится не как отражение объективных, благоприятных материальных и социальных условий, а как продукт исключительно индивидуальной воли и самовнушения.
- Метафизика: Подход рассматривает такие понятия, как «счастье» и «успех», метафизически — как абстрактные, неизменные состояния, которыми можно просто «обладать». Он игнорирует их внутреннюю противоречивость и историческую обусловленность. Счастье одного класса в антагонистическом обществе неотделимо от несчастья другого. Явления рассматриваются изолированно, вне всеобщей связи и развития. Развитие личности понимается не как результат разрешения объективных противоречий, а как линейный процесс «поддержания усилий».
- Индивидуализм и игнорирование классового аспекта: Вся ответственность за достижение счастья возлагается исключительно на индивида, на его личную «твердость характера». Полностью игнорируются объективные классовые условия, которые фундаментально определяют возможности и реальное положение человека в обществе. Проблемы, порожденные эксплуатацией, отчуждением, экономическим гнетом, сводятся к недостатку личного упорства. Этот подход скрывает свой буржуазный классовый характер под маской универсального рецепта, нарушая принцип партийности в анализе социальных явлений.
- Психологизация: Происходит подмена анализа социальных противоречий решением личных психологических проблем. Вместо того чтобы вскрывать материальные причины несчастья масс, коренящиеся в антагонистической природе капиталистического строя, материал предлагает индивиду заняться саморегуляцией и «управлением чувствами». Таким образом, объективная социальная проблема (эксплуатация) превращается в субъективную психологическую проблему (неумение быть счастливым), а призыв к революционному преобразованию общества подменяется призывом к индивидуальной психологической адаптации.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Необходимо перевести рациональные идеи материала в русло научной, материалистической психологии. Связь психики и поведения должна изучаться не идеалистически, а с точки зрения того, как объективные материальные условия, преломляясь через практическую деятельность человека, формируют его сознание и эмоциональную сферу.
- Анализ психики должен проводиться строго в контексте конкретных историко-социальных условий. Диалектическая психология должна исследовать, как такие понятия, как «счастье», «успех», «упорство», наполняются различным содержанием в различных общественно-экономических формациях и для различных классов. «Твердость характера» должна рассматриваться не как абстрактная добродетель, а как качество, формируемое в горниле классовой борьбы.
- В центре внимания должна стоять преобразующая общественная практика, а не индивидуальное самовнушение. Подлинное и прочное счастье для трудящихся масс достижимо не через изменение индивидуального поведения, а через революционное изменение их общественного бытия.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма: Буржуазный подход, представленный в материале, служит инструментом идеологического примирения трудящихся с эксплуататорской действительностью. Он предлагает «действовать как будто счастлив» вместо того, чтобы бороться за реальные условия для счастья. Диалектический подход использует это противоречие в целях революционной борьбы. Осознание разрыва между желаемым счастьем и невозможностью его достижения в рамках капитализма должно становиться движущей силой классовой борьбы. «Твердость характера» должна быть «снята» и переосмыслена как стойкость, мужество и самоотверженность, необходимые для коллективной борьбы пролетариата за свои права и за свержение власти капитала.
- В условиях коммунизма: После уничтожения антагонистических противоречий отпадает необходимость «действовать как будто». Общественное бытие создает реальные предпосылки для подлинного, всестороннего развития и счастья каждого члена общества. Принцип «Как будто» «снимается» — он становится ненужным, так как форма (поведение) и содержание (внутреннее состояние) приходят в гармоническое единство, основанное на преобразованной материальной действительности. Неантагонистические противоречия (например, между достигнутым уровнем знаний и новыми задачами) будут по-прежнему существовать, и для их разрешения потребуется коллективная «твердость характера» — сознательное, творческое и упорное преодоление трудностей на благо всего общества, что само по себе будет источником глубокого удовлетворения и счастья.
- Конкретный пример: Буржуазный подход советует безработному «действовать так, как будто он успешен», чтобы повысить свои шансы на собеседовании. Диалектический подход объясняет, что его проблема не в отсутствии «твердости характера», а в объективном существовании безработицы как неотъемлемой черты капитализма, и призывает его к коллективной борьбе за право на труд. В коммунистическом обществе такой проблемы не существует в принципе. Вместо этого, коллектив может столкнуться, например, с задачей освоения нового источника энергии. Применение коллективной сознательной «твердости характера» для решения этой задачи принесет общее благо и станет источником подлинного удовлетворения для всех участников.
ВЫВОДЫ
- Анализируемый материал, несмотря на наличие отдельных рациональных моментов (указание на связь психики и поведения, на роль упорства), в своей основе является идеалистическим, метафизическим и глубоко индивидуалистическим. Он маскирует социальные корни человеческих проблем, сводя их к недостаткам личной психологии.
- Данный подход выполняет конкретную идеологическую функцию в буржуазном обществе: он отвлекает индивида от анализа объективных причин его положения и направляет его энергию на адаптацию к существующей системе, а не на ее революционное преобразование.
- Диалектико-материалистический подход «снимает» эти идеи, вскрывая их классовую сущность и переосмысливая их содержание. Он показывает, что подлинное счастье и развитие личности неразрывно связаны не с индивидуальным самосовершенствованием в рамках антагонистического общества, а с коллективной борьбой за построение коммунизма — общества, создающего реальные материальные и социальные условия для всестороннего развития каждого.
Продолжение следует...