Найти в Дзене

«Осторожно, двери закрываются» — кино из девяностых с приятным налётом фантастики

Меня спросили про этот фильм к комментариях к тексту про «Меняющих реальность». И да, почему бы о нём не поговорить? Он был снят в 1997 году. Его английское название — Sliding Doors. Если переводить дословно — «Закрывающиеся двери». Мне кажется, такое русское название было бы лучшим — оно звучит точнее и чётче. На некоторых киносайтах жанр фильма (разумеется, в основном это мелодрама, но как бы с примесью), среди прочего, определяют как фэнтези. Хотя слово «фантастика» уместнее. Сюжет здесь основывается на знаменитой многомировой интерпретации Эверетта. Итак, есть главная героиня — Хелен (играет Гвинет Пэлтроу). Однажды её увольняют. Она спускается в метро и… тут возникает два варианта развития событий (рождаются две разных параллельных вселенных). Фильм отрицает абсолютный фатализм, но и не допускает безграничной свободы, очерчивает всё-таки некоторые рамки. Безусловно, жизненный путь в результате того или иного выбора/события меняется. Но не радикально. Это важный контраст с нашей

Меня спросили про этот фильм к комментариях к тексту про «Меняющих реальность». И да, почему бы о нём не поговорить?

Он был снят в 1997 году. Его английское название — Sliding Doors. Если переводить дословно — «Закрывающиеся двери». Мне кажется, такое русское название было бы лучшим — оно звучит точнее и чётче.

На некоторых киносайтах жанр фильма (разумеется, в основном это мелодрама, но как бы с примесью), среди прочего, определяют как фэнтези. Хотя слово «фантастика» уместнее. Сюжет здесь основывается на знаменитой многомировой интерпретации Эверетта.

-2

Итак, есть главная героиня — Хелен (играет Гвинет Пэлтроу). Однажды её увольняют. Она спускается в метро и… тут возникает два варианта развития событий (рождаются две разных параллельных вселенных).

  • Вселенная 1 (успела). Хелен удаётся зайти в отъезжающий поезд. В результате она застаёт возлюбленного — Джерри — в постели с другой женщиной, расстаётся с ним, начинает новую жизнь, у неё закручивается роман с другим мужчиной — Джеймсом, но потом она попадает в аварию, оказывается в больнице в тяжёлом состоянии и... умирает.
  • Вселенная 2 (опоздала). Двери поезда закрываются перед носом у Хелен. Она поднимается наверх, на улицу, становится жертвой ограбления, на какое-то время это задерживает её. В итоге приезжает домой в тот момент, когда Джерри уже остался один. Соответственно, она достаточно долгое время пребывает в неведении, но в итоге всё равно узнаёт о подлой измене. Неудачно падает с лестницы после сцены с выяснением отношений, оказывается в больнице в тяжёлом состоянии… Выкарабкивается, выздоравливает, и в самом-самом финале знакомится с Джеймсом.

Фильм отрицает абсолютный фатализм, но и не допускает безграничной свободы, очерчивает всё-таки некоторые рамки. Безусловно, жизненный путь в результате того или иного выбора/события меняется. Но не радикально. Это важный контраст с нашей современной информационной реальностью — здесь соцсети и медиа создают иллюзию, что количество возможных траекторий конкретной жизни, конкретной судьбы чуть ли не бесконечно (а значит, и тебе, юзернейм, может сильно повезти, и ты в итоге с самого дна заберёшься на самую вершину мира, ага, ага).

В обеих случаях Хелен взаимодействует с одним набором людей (Джерри, Лидия, Джеймс, Анна). Даже случайные встречи (со второстепенными, эпизодическими персонажами) порой дублируются. И всё происходит примерно в одних и тех же локациях.

Более того, независимо от выбора, Хелен переживает глубокую личную трагедию и оказывается в больнице в тяжёлом состоянии. Судьба корректирует пути к кризису, но не отменяет его.

Интересно и другое: и в первом, и во втором варианте Хелен остаётся собой, со своим индивидуальным характером, со своими сильными и слабыми сторонами. Нет такого, что в одном случае она стала жуткой стервой, а в другой — очень мягкой и доброй женщиной (ну например).

Представьте: есть сильно ветвящееся дерево вариантов. Но это дерево растёт внутри стеклянного цилиндра, и пробить стенки этого цилиндра не может. По крайней мере, так понял я то, что было показано в фильме.

-3

Необходимо также сказать про образ закрывающихся дверей. Это сюжетообразующий образ, элегантно повторяющийся и в самом конце (только здесь в кадре двери лифта, а не поезда). Он намекает на цикличность возникающих возможностей. Посыл такой: даже если одни двери закрываются, ничего страшного, откроются новые. Шанс (внутри стеклянного цилиндра) ещё будет.

Плюс ко всему я бы назвал этот фильм чудесной капсулой, в которой законсервирован дух 90-х. Это касается не только визуала (причёсок, интерьеров), но и, скажем, музыки. В саундтрек входят песня Dido «Thank You» и песня «Turn Back Time» группы Aqua — очень крутые и весьма соответствующие своему времени композиции. Мелодии и ритмы 90-х как они есть!

Особо остановлюсь и ещё на одной вещи. В какой-то момент Хелен узнаёт о том, что у Джерри есть любовница, благодаря автоматическому определителю номера.

-4

И потом Джерри разговаривает об этом со своим приятелем. И приятель сетует, ах, какая же это вредная технология. Она же ведь разрушает человеческие отношения. Ну-ну. Автоматический определитель номера — это вообще цветочки. Видел бы он, какие технологии есть сейчас и что происходит с людьми посреди этих технологий.

...В процессе написания этого текста я осознал, что фильмов, которые показывают разные варианты развития событий для героев, если они делают тот или иной выбор (или если происходит то или это), на деле не так уж и мало. Возможно, их примерно столько же, сколько и кинокартин о хронопутешествиях. Люди любят рассуждать о силе Судьбы чуть ли не меньше, чем о силе Времени.

Судьба и Время, Время и Судьба — вот что по-настоящему значимо.