Мария Васильевна Коновалова, главная героиня фильма «Родня», - простая и душевная женщина. Она искренне хочет помочь своим родным и близким людям. Женщина готова жертвовать временем и своей энергией, чтобы осчастливить окружающих, так проявляется ее горячая любовь. Вот только родные почему-то не проявляют благодарности, отказываются от помощи, а то и активно протестуют, пытаясь противодействовать её благим намерениям. Почему?
Фильм "Родня" 1981г. Режиссер: Никита Михалков
Почему помощь отвергается?
Самое важное заключается в том, что она начинает настойчиво помогать, не дожидаясь просьбы о помощи и спасении. Она сама решает, что пора спасать, сама определяет средства, время, объём спасательной операции. У главной героини есть жесткие и, по ее мнению, для всех правильные представления о том, как должно быть. Любое несоответствие этим представлениям рассматривается ею, как сигнал SOS, надо спасать.
Человек, которого решили спасать без его просьбы, рассматривает такую помощь не как благо, а как вторжение в его жизнь. Помощь считывается психикой человека, которого она пытается спасти, как нападение. Появляется желание избавиться от такого доброго спасающего. Такое насильственное причинение добра рассматривается как вторжение в личную жизнь, которому хочется противиться.
Откуда такая жажда помогать?
Почему у главной героини не просто рождается желание спасти, а жажда непременно это сделать? Почему она так неукротима в своем желании помогать и исправлять жизнь других, невзирая на сопротивление? Главная героиня настойчиво ищет возможность помогать, спасать, заботиться. Она не просто приехала к дочери, она почувствовала, что-то у дочери случилось, и примчалась, невзирая на отсутствие билетов. В прямом смысле она за ценой не постояла!
Мария — это ребенок войны. Проживать полноценно своё детство, когда можно капризничать, хныкать и учиться проживать свои эмоции и чувства, не было. Чтобы выжить, нужно было стать сильной, преждевременно повзрослеть. Эмоциональную, чувственную часть психики пришлось отвергнуть, стать самостоятельной, готовой по-взрослому жить. Такой резкий переход сформировал психику, которая отвергла эмоциональную часть как слабую и опасную и сформировала сильную искусственную часть. Эта искусственная сильная часть избавляет Марию от глубоких переживаний, замещая их четкими представлениями о жизни, которыми стоит руководствоваться. Мы видим, как в фильме главная героиня от сильной женщины резко превращается в слабого ребенка. Нет билетов, и она горько плачет от обиды, а узнав о возможность купить билет, моментально превращается в сильную бабу, готовую к штурму очереди в билетной кассе.
Как всегда быть сильной?
Когда Мария сильна, ее энергия просто фонтанирует. Всё в жизни кажется простым и ясным. Но слабая эмоциональная часть не отпускает главную героиню. Эта часть настоящая, там хранится вся печаль жизни, детские мечты о безопасности, нежности и заботе, разочарования и надежды. Эта часть требует своего проживания. Эмоции и чувства никуда не исчезают, даже если жизнь заставляет их изгнать из жизни во имя выживания. Возникает конфликт между потребностью дать место этой части в психике Марии и страхом, что это опасно. Возникает много тревоги, что эта чувствующая часть завладеет главной героиней, и тогда апатия, депрессия, тоска...
Психика — мудрая, она всегда ищет возможности разрешить внутренний конфликт. Без сознательных усилий она не стремится к счастью и радости, она стремится к стабильности. Главная героиня проецирует свою слабую часть на других людей и начинает их спасать. Так она ликвидирует свой внутренний конфликт, не чувствует боль своей слабой внутренней части. Найти слабого и спасти его — это ее психологическая потребность, стратегия жизни как стратегия выживания.
В чем причина конфликта матери и дочери?
Дочь пытается сражаться с матерью. Но это невозможно, если воевать, причем воевать такими же средствами, как ее мать. Они обе хотят быть сильными. Они искусно (родные ведь) нащупывают слабые места и больно бьют по ним. Энергия в их сражениях бьёт через край, победителей нет, но есть выплеск агрессивной энергии. Родство как родство сценариев жизни. Дочь из деревни уехала и от матери оторвалась, стала современной женщиной, а всё равно живет по проторенной матерью дороге. Также расстается с мужем. Экспозиция поменялась. У матери муж изменял, а теперь дочь сама изменяет. А результат одинаковый.
Дочь и мать не разговаривают, нет возможности помочь переживать настоящие чувства. Нет внутреннего психического аппарата у матери, чтобы принять всё, что чувствует дочь. У нее самой хранится целый склад не переработанных чувств. Ей проще говорить и что-то делать, чем слушать и переживать. Чувства не облекаются в слова, нужны действия: «Пусть дочь будет слабой, а я с шашкой бесстрашно разобью все ее проблемы и подарю ей счастье».
Эта стратегия — быть сильной, заморозив истинные чувства, хороша для выживания во время войны. Фильм показывает восьмидесятые годы, уже можно жить мирной жизнью и дать себе возможность чувствовать и принять свою уязвимость. Но тревога никуда не исчезает. И это не просто субъективное ощущение. В фильме периодически появляются кадры, напоминающие о войне в Афганистане. Это как будто напоминание, что ничего не закончилось, будущее ненадежно, как и настоящее.
Где найти жертву и спасти?
Главная героиня легко поначалу делает зятя слабаком, превращая его в Тасика. Проекция ее слабости прекрасно на него ложится. Она начинает умело его преследовать. Какая она в этот момент энергичная! Она просто расцветает, пристроив свою слабость в личности зятя благодаря своей бессознательной манипуляцией.
Но в какой-то момент теща разбудила в нем скрытую силу. Он не спорит с ней, не истерит, не пытается задавить ее аргументами. Он телесно демонстрирует свою силу, энергию, его тело кричит: «Я есть! Я имею право на свою жизнь!» Тасик превращается в Станислава Павловича. Как это отрезвляюще действует на главную героиню. Зять возвращает ей ее проекцию слабости. Мария Васильевна волшебным образом превращается из грозной тещи в слабого обиженного ребенка и безутешно плачет.
Не проходят ее манипуляции и с Кириллом, сыном ее мужа бывшего. Она обрушивается на него с оскорблениями, а в ответ получает искренность. Юноша не превращается в виноватого мальчика, не стремится что-то доказать и демонстрировать. Он искренне показывает свою боль. И здесь мы видим, как главная героиня хоть на мгновение принимает свою слабость, начинает говорить о своих настоящих переживаниях и чувствах. В этот момент она настоящая, грустная, но такая трогательная и ранимая. Но это для нее опасно, тревога поднимается и требует стать сильной.
Зачем Марии Вовчик?
Не найдя возможности спасать и помогать дочери, она решила помочь Вовчику, своему бывшему мужу. Для нее это прекрасная возможность жить дальше. Он будет пить, врать и деградировать. Мария будет его опекать, воспитывать, злиться на него, оставаясь сильной и энергичной. В фильме ярко показано, как при встрече с ним она жалеет его. Главная героиня зорко замечает его неустроенность, его неудачи и деградацию. Выражение лица Марии отражает ее умение фиксировать то, что нуждается в спасении и исправлении.
На самом деле Вовчик счастлив. Он свободен от обязательств, проблем, опеки. Владимир живет так, как хочется, он вечно молодой, вечно пьяный. Принял свою слабость через пьянство, подружился с ней. Ему не нужен сильный внешний человек, так как в его внутреннем мире нет больше тоски по тому, чтобы стать другим, более успешным. Для этого ему достаточно мира фантазий. Но главная героиня этого не видит, Мария высматривает только то, что требуется ее психике.
А счастье было так возможно?
В фильме есть мотив выхода — это встреча с мужчиной. Юрий Николаевич Ляпин, этот неказистый с виду мужчина, не нуждается ни в чьей помощи. Он готов сам заботиться. Юрий смог рассмотреть в главной героине ее прекрасную женскую чувственную часть, увидеть в ней живость и искренность. Он приходит на свидание с букетом цветов и с подарком для Марии — женской шляпой. Цветы и шляпка — символы женственности, которые Юрий Николаевич отождествляет с этой женщиной. Вот он, момент оживления спрятанной женственной части, вытесненной и отвергнутой, но желающей своего освобождения. Мария на свидании доверяется своему спутнику. Она становится легкой, радостной и женственной. Но это только на время.
Юрий Николаевич не нуждается в ее опеке и спасении. Он не готов стать пьяницей Юрчиком. Невозможно проецировать Машину слабость на него. Можно благодаря ему принять свою слабость, ранимость, женственность, но это опасно. Что, если он покинет ее, а она такая слабая, как будет жить дальше?
Но это не самое главное. Главное заключается в том, что в этой слабости не только хранится нежность и радость жизни, но и тонны не пережитых чувств, которые станут реальными, если присвоить свою чувственную часть, откроется ящик Пандоры. Грусть может затопить, тоска завладеть, непрожитое горе накрыть... Психика мудрая, она не пустила в отношения, значит, это было опасно.
Возможно ли прервать сценарий?
Фильм заканчивается объединением матери и дочери. Это грустный конец или радостный? Он жизненный. Исцеление возможно через родственные связи. Мать с дочерью наконец-то стали разговаривать и честно признаваться в своих чувствах. Внучка, которая как могла, ограждала себя от разборок между матерью и бабушкой, хочет, чтобы бабушка осталась.
Возможно, они смогут признать в себе свои слабые части, а на самом деле настоящие, и отказаться от своей искусственной силы и научат этому свою внучку. А возможно, передадут этой девочке весь свой психический багаж без изменения. Плохо ли это? Трудно сказать, эту девочку в юности ждут девяностые годы, где снова нужно будет выживать...
А что думаете вы о будущем героев фильма?
Спасибо, что прочитали статью! Предложите фильм для разбора.
Мои другие статьи о психологии в кино: