31 июля исполняется 95 лет со дня рождения Олега Константиновича Попова (1930–2016)
Солнечный Клоун,
Ты нес столько света!..
Солнечней стала
Вся наша планета,
Солнечней детство
С тобой становилось,
В ясных глазах
Столько солнца светилось!..
В сердце живешь ты...
Не уходи...
Солнечный клоун,
Свети же, свети!
Родился в 1930 году в деревне Вырубово (теперь Одинцово) Кунцевского района Московской области. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву и поселилась в коммунальной квартире в районе Петровского парка неподалёку от стадиона «Динамо». Отец Олега был часовщиком, мать подрабатывала ретушью фотографий.
В двенадцать лет Олег стал учеником слесаря на полиграфическом комбинате газеты «Правда». Шла война, поэтому зарплату выдавали продовольственными карточками.
После занятий в школе Олег ходил в кружок акробатики в небольшой дворец спорта «Крылья советов». Туда иногда приходили студенты циркового училища, находящегося неподалёку, ему очеь нравилось, как проходят репетиции, и он загорелся поступать в училище. В 1944 году, пластичный и гибкий, он прошёл конкурсы, сдал вступительные экзамены и стал студентом Государственного училища циркового искусства. Поначалу он боялся говорить об этом матери, но, когда выяснилось, что студентам полагается хлеба на 100 грамм больше, чем рабочим на комбинате, Олег смело признался. Пропадал в училище с утра до вечера, занимался по десять часов в день. Его специализацией было жонглирование на канате. Иногда Олег, одетый клоуном, вместе с сокурсниками выступал в колхозных клубах области. За выступления с ребятами делились овощами, а иногда и талонами на хлеб и мясо. Это было хорошим подспорьем в послевоенное время.
Училище он окончил в 1950 году и первое время работал с номером «Эксцентрик на свободной проволоке». Сначала по распределению он оказался в Тбилисском цирке, потом был Рижский цирк, в котором он работал в 1951 – 1952 годах.
Вернувшись в Москву, Попов устроился в молодёжный коллектив цирка на Цветном бульваре, которым руководил знаменитый на всю страну клоун Карандаш. Цирк много гастролировал. В 1953 году в Саратове артист впервые вышел на арену в качестве ковёрного клоуна (подменив артиста, сломавшего ребро). Тогда и появился образ «Солнечного клоуна» в широченных штанах и клетчатой кепке с торчащей из-под неё копной соломенных волос.
С середины 1950-х годов Попов с Русским государственным цирком активно гастролировал за рубежом. Брюссель, Монте-Карло, Мюнхен, Франкфурт и Берлин встречали русский цирк полными залами и подолгу не давали уйти с арены бурными аплодисментами. О «солнечном клоуне» писали в европейских газетах, на родине ему присваивали высшие государственные награды.
Особенным успехом русский цирк пользовался в Японии и Австралии. Один австралийский поклонник Олега Попова подарил ему первый в его жизни автомобиль – Фольксваген «Жук».
Во время гастролей по Италии в 1960 году Попов встретился со своим кумиром Чарли Чаплиным. Несмотря на то, что они говорили на разных языках, оба артиста прекрасно поняли друг друга.
В 1961 году цирк отправился покорять Америку и покорил. Билеты в Madison Square Garden в Нью-Йорке раскупались в день поступления.
Из всех поездок Попову больше всего запомнилась Голландия своим знаменитым блошиным рынком, где артист нашёл много интересных вещиц для своего реквизита. Вообще, отношения Попова с реквизитом были очень трепетные. В основном он его изготавливал сам. На манеж обычно брал один-два предмета – тросточку, зонтик или стул и этого было достаточно. Все номера артист всегда ставил сам, соединяя эксцентрику и буффонаду.
В 1970-х годах Олег Попов работал в Большом московском государственном цирке на бульваре Вернадского. Его репризы «Повар», «Сон на проволоке», «Утопленник», «Свисток» и «Лучик» были хорошо знакомы зрителям, потому что их часто показывали по телевидению.
В 1970-1980 годах Солнечный клоун много творил для детей: написал книгу «Мой друг Мишка», был ведущим воскресной программы «Будильник», записывал детские песни и режиссировал цирковые спектакли. Довольно часто артист снимался в кино, как правило, в небольших эпизодах музыкальных фильмов, где играл самого себя. Фильмография Попова насчитывает более двадцати работ.
В 1981 году на фестивале цирковых искусств в Монте-Карло Олег Попов стал обладателем главной награды фестиваля «Золотой Клоун».
В 1990 году, заключив контракт с импресарио Вилемом Смиттом, Олег Попов стал выступать в Великом Русском Государственном Цирке в Голландии. А в 1991 году, сохранив российское гражданство, переехал жить в Германию. Там он придумал себе новое сценическое имя «Счастливый Ганс».
Последнее десятилетие века он много гастролировал по городам Европы с Великим Русским Государственным Цирком. И снова его фотографии украшали первые полосы ведущих периодических изданий.
В 2015 году после 24-летнего перерыва Олег Попов посетил Россию. Он выступил с двумя репризами на представлении, проходящем в рамках Международной профессиональной цирковой премии «Мастер» в Сочи и был отмечен наградой в номинации «Легенда цирка». Его приятно удивило, когда он улетал, что в аэропорту собралось большое количество поклонников. Его помнили и узнали даже без грима и парика. В конце года он снова приехал в родную страну, чтобы выступить на открытии после реставрации Цирка Чинизелли в Санкт-Петербурге.
В сентябре 2016 года стартовал гастрольный тур Олега Попова по городам России. Первым городом его маршрута был Саратов, в котором он когда-то прошёл своё клоунское боевое крещение. В конце октября он приехал в Ростов-на-Дону, где планировалось 15 представлений. Последний раз он вышел на арену 30 октября, в миллионный, наверное, раз сыграл «Луч».
2 ноября представления назначено не было. Артист весь день был бодр и весел, а вечером в гостиничном номере умиротворённо расположился смотреть телевизор, уснул и больше не проснулся.
Его похоронили в клоунском костюме, как он и просил, в городе Эглофштайне, где он провёл последние двадцать пять лет своей жизни.
Книги по теме в фонде библиотеки:
1. Бабушкин Л. С. Цирк в объективе: очерки / Л. С. Бабушкин. – М. : Детская литература, 1988. – 144 с. : фото.
2. Дмитриев Ю. А. Знаменитые клоуны / Ю. А. Дмитриев. – К. : Мистецтво, 1989. – 226 с. : ил., фото.
3. Дмитриев Ю. А. Эстрада и цирк глазами влюбленного / Ю. А. Дмитриев. – М. : Искусство, 1971. – 208 с. : ил., фото.
4. Мир цирка. Клоуны. Т. 1. – М. : Кладезь, 1995. – 512 с. : ил.