Демографическая ситуация может измениться в лучшую сторону, и тогда педагоги смогут вернуться к работе. Например, сейчас в школу идут дети женщин, рождённых в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Поскольку таких женщин мало, снижается и рождаемость. Но есть надежда, что спад не будет глубоким, и учителя смогут остаться в профессии. В ожидании этого они могут работать над методическими пособиями, упорядочивать собственные наработки, заниматься исследовательской или консультационной деятельностью.
В каникулярное время многие учителя уже занимаются подготовкой и разработкой учебных программ, участвуют в дискуссиях, обсуждают насущные педагогические проблемы. Хотя Снегуров не является сторонником онлайн-образования, он допускает, что в случаях, когда учитель не может найти очную работу, он может подключаться к образовательным процессам в других регионах в дистанционном формате. Это не самый желанный, но жизнеспособный способ участия в обучении.
Кроме того, он предлагает рассмотреть идею совместного ведения уроков двумя педагогами, как это практиковалось им самим в рамках интегрированных занятий с коллегами по другим дисциплинам — историками, физиками. Такая практика могла бы стать регулярной, пусть и не обязательной. Она позволяет учителю оставаться в профессии, получать доход, а также укреплять профессиональные и личные связи, что важно для психологического благополучия. Снегуров считает, что сохранение положительного психологического фона в обществе критически важно, особенно в условиях, когда депрессии, апатия и неврозы становятся массовыми явлениями.
Зарубежный опыт показывает, что возможны и иные пути. Например, в Японии, где стареющее население — одна из главных проблем, активно развиваются технологии дистанционного образования, а педагоги переквалифицируются в кураторов таких форматов. Государство при этом активно поддерживает мобильность учителей и строит межрегиональные сети школьной поддержки.
Финляндия во время снижения числа учеников не увольняет учителей, а переводит их на индивидуальные формы работы с детьми и на позиции наставников. Это позволяет сохранить качество образования даже при демографическом спаде.
Китай использует колебания рождаемости как шанс для модернизации образования: школы объединяются, учителя проходят цифровую переаттестацию, а система становится гибче.
По оценкам экспертов, к 2030 году Россия столкнётся с новой волной демографического спада, вызванной минимальным количеством женщин, способных рожать. В такой ситуации, считают некоторые специалисты, государству стоит вкладывать значительные средства — порядка триллиона рублей ежегодно — в меры по стимулированию рождаемости.
Однако в краткосрочной перспективе вместо массового увольнения педагогов целесообразно развивать систему горизонтальной мобильности, улучшать механизмы переподготовки, вводить гибкие формы занятости — например, работу в условиях неполной нагрузки, во вторую смену, участие в индивидуальных образовательных маршрутах.
Ведь учительство — это не просто профессиональная деятельность. Это стратегический ресурс. И каждый квалифицированный педагог, оказавшийся вне системы, — это потеря социального капитала, которую общество не может себе позволить.