Найти в Дзене
Мир Библии

Ежедневное чтение Библии. 31 Июля

Оглавление

1 Книга Царств

11 Глава

1 Царств 11:1-2
1 Царств 11:1-2

1 Жители Иависа Галаадского послали послов к Саулу, чтобы он спас их от Нааса Аммонитянина; 6 Саул собрал Израильтян и поражает Аммонитян, 13 но отказывается казнить воспротивившихся его царствованию; весь народ объявляет в Галгале Саула своим царём.

1 И пришёл Наас Аммонитянин и осадил Иавис Галаадский. И сказали все жители Иависа Наасу: заключи с нами союз, и мы будем служить тебе.

2 И сказал им Наас Аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля.

3 И сказали ему старейшины Иависа: дай нам сроку семь дней, чтобы послать нам послов во все пределы Израильские, и если никто не поможет нам, то мы выйдем к тебе.

4 И пришли послы в Гиву Саулову и пересказали слова сии вслух народа; и весь народ поднял вопль и заплакал.

5 И вот, пришёл Саул позади волов с поля и сказал: что сделалось с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа.

6 И сошёл Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его;

7 и взял он пару волов, и рассёк их на части, и послал во все пределы Израильские через тех послов, объявляя, что так будет поступлено с волами того, кто не пойдёт вслед Саула и Самуила. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек.

8 Саул осмотрел их в Везеке, и нашлось сынов Израилевых триста тысяч и мужей Иудиных тридцать тысяч.

9 И сказали пришедшим послам: так скажите жителям Иависа Галаадского: завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце. И пришли послы и объявили жителям Иависа, и они обрадовались.

10 И сказали жители Иависа Наасу: завтра выйдем к вам, и поступайте с нами, как вам угодно.

11 В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней стражи и поразили Аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих вместе.

12 Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их.

13 Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле.

14 И сказал Самуил народу: пойдём в Галгал, и обновим там царство.

15 И пошёл весь народ в Галгал, и поставили там Саула царём пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне.

1-я Царств 11 глава — Библия: https://bible.by/syn/9/11/

КОММЕНТАРИИ ЛОПУХИНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА

Саул, сын вениамитянина Киса.

1Цар 9:1. Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек знатный.

«Из сынов Вениамина», т. е. из колена Вениаминова.

1Цар 9:2. У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа.

«От плеч своих был выше всего народа», т. е. головою выше других.

1Цар 9:4. И прошел он гору Ефремову и прошел землю Шалишу, но не нашли; и прошли землю Шаалим, и там их нет; и прошел он землю Вениаминову, и не нашли.

1Цар 9:5. Когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге своему, который был с ним: пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас.

Ведя свое начало от равнины Ездрилонской, «горы Ефремовы» простираются по южной границе удела Ефремова до Иерусалима и здесь соединяются с горами Нулиными.

«Шалиша, Шаалим, Цуф» — местности вблизи г. Рамы Самуиловой (см. примеч. к 1Цар 1:1).

1Цар 9:6. Но слуга сказал ему: вот в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти.

«В этом городе», т. е. Раме Самуиловой.

«Человек Божий» — пророк Самуил.

«Может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти», чтобы найти потерянное (1Цар 9:3).

1Цар 9:7. И сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас?

1Цар 9:8. И опять отвечал слуга Саулу и сказал: вот в руке моей четверть сикля серебра; я отдам человеку Божию, и он укажет нам путь наш.

Иные говорят (замечает блаж. Феодорит), что Самуил пророчествовал за деньги, заключая сие из сказанного Саулом: «Вот мы пойдем, а что принесем тому человеку?» — Но это только указание на Саулово предположение, а не на мздоимство пророка. Саул думал, что надобно принести что-либо Самуилу, как начальнику и пророку, однако же ничего не принес; между тем принят им был с великой благосклонностью. Немздоимство пророка показывают и слова его, сказанные (впоследствии) всему народу: «Вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, — у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, — и я возвращу вам. И отвечал народ: ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не взял» (1Цар 12:3−4) (Толк. на 1 Цар, вопр. 16).

«Четверть сикля серебра» — немногим более 20 копеек.

1Цар 9:12. Те отвечали им и сказали: есть; вот, он впереди тебя; только поспешай, ибо он сегодня пришел в город, потому что сегодня у народа жертвоприношение на высоте;

«Сегодня у народа жертвоприношение на высоте»: см. примеч. к 1Цар 7:9.

1Цар 9:13. когда придете в город, застанете его, пока он еще не пошел на ту высоту, на обед; ибо народ не начнет есть, доколе он не придет; потому что он благословит жертву, и после того станут есть званые; итак ступайте, теперь еще застанете его.

Имеется в виду мирная жертва. См. примеч. к 1Цар 1:4.

1Цар 9:16. завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня.

«Ибо я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня». Положение евреев около времени избрания ими царя было далеко не блестяще. С запада их неотразимо теснили филистимляне. Они успели захватить в свои руки некоторые укрепленные места (холмы) евреев, снабдив их собственными охранными отрядами (1Цар 10:5). Чтобы лишить евреев возможности выделывать оружие, филистимляне уничтожили в их земле всех кузнецов; так что даже для починки земледельческих орудий евреи должны были ходить к своим врагам, филистимлянам (1Цар 13:19−22). С востока угрожали аммонитяне.

1Цар 9:18. И подошел Саул к Самуилу в воротах и спросил его: скажи мне, где дом прозорливца?

«В воротах» города.

1Цар 9:20. а об ослицах, которые у тебя пропали уже три дня, не заботься; они нашлись. И кому все вожделенное в Израиле? Не тебе ли и всему дому отца твоего?

«А об ослицах не заботься». Да и может ли заботиться исключительно о них тот, кому, по определению Божию, уже принадлежит все «вожделенное во Израиле?»

1Цар 9:21. И отвечал Саул и сказал: не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?

После междуусобной распри (Суд 19−21) Вениаминово колено значительно сократилось в своем населении.

1-я Царств 9 глава — Библия — Комментарии Лопухина: https://bible.by/lopuhin-bible/9/9/

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (с сайта www.gotquestions.org)

Автор: Автор книги неизвестен. Мы знаем, что Самуил писал книгу (1 Царств 10:25), и вполне возможно, что он написал часть этой книги. Другими возможными соавторами 1 Царств являются пророки/историки Нафан и Гад (1 Паралипоменон 29:29).

Дата написания: Изначально книги 1 и 2 Царств были одной книгой. Переводчики Септуагинты разделили их, и в таком виде они дошли до нас. События 1 Царств охватывают около 100 лет, от приблизительно 1100 г. до 1000 г. до н.э. События 2 Царств покрывают еще 40 лет. Дата написания, следовательно, будет приблизительно после 960 г. до н.э.

Цель написания: В Первой Царств записана история Израиля в земле Ханаанской, их переход от власти судей до объединенной нации под правлением царей. Самуил был последним судьей, и он помазал первых двух царей – Саула и Давида.

Ключевые стихи: «Эти слова: "Дай нам царя, чтобы он нами правил" не понравились Самуилу, и он стал молиться Господу. Господь сказал Самуилу: "Подчинись требованию народа, сделай все, о чем они просят тебя. Ведь это не тебя они отвергли, а Меня, – не хотят, чтобы Я был их царем"» (1 Царств 8:6–7).

«Самуил сказал Саулу: "Глупо ты поступил. Ты нарушил повеление Господа, твоего Бога, которое Он дал тебе. Господь мог бы навеки упрочить твою царскую власть над Израилем, но теперь твоя власть не устоит. Господь уже избрал человека, который Ему по душе, и назначил его правителем Своего народа, потому что ты нарушил повеление Господа"» (1 Царств 13:13–14).

«Но Самуил сказал: "Так ли угодны Господу всесожжения и жертвы, как послушание? Нет, послушание Ему – лучше жертв, повиновение – лучше жирных баранов. А непокорность равна греху ворожбы, и упрямство – почитанию терафимов. За то, что отверг ты повеление Господа, Он тоже отверг тебя и лишил царства"» (1 Царств 15:22–23).

Краткое резюме: 1 Царств можно разделить на две части: жизнь Самуила (главы 1–12) и жизнь Саула (главы 13–31).

Книга начинается чудесным рождением Самуила в ответ на искреннюю молитву его матери. Будучи ребенком, Самуил жил и служил в храме. Бог призвал его как пророка (3:19–21), и первым пророчеством ребенка стало осуждение коррумпированных священников.

Израильтяне воевали со своими многолетними врагами, филистимлянами. Они захватили Ковчег Завета, но когда Господь послал на них Свои суды, – вернули его. Самуил призывает Израиль к покаянию (7:3–6), а затем к победе над филистимлянами.

Народ Израиля, желая быть похожим на другие народы, хотел иметь царя. Самуил не был доволен их требованием, но Господь сказал ему, что они отвергают лидерство не Самуила, а Его Самого. Предупредив людей о том, что будет значить иметь царя, Самуил помазал вениамитянина по имени Саул, который был коронован в Мицпе (10:17–25).

Саул первоначально пользовался успехом, победив аммонитян (глава 11). Но потом он совершил ряд ошибок: самонадеянно принес жертву (глава 13), сделал глупый обет за счет своего сына Ионафана (глава 14) и не подчинялся непосредственным Господним указаниям (глава 15). В результате восстания Саула, Бог избрал другого человека на его место. В то же время, Он лишает Саула Своих благословений, и злой дух начинает доводить царя до безумия (16:14).

Самуил отправился в Вифлеем, чтобы помазать юношу по имени Давид в качестве следующего царя (глава 16). Позднее, Давид вступил в свою знаменитую схватку с филистимлянином Голиафом и стал народным героем (глава 17). Давид служил в свите Саула, женился на его дочери и дружил с его сыном. Саул начал завидовать успеху и популярности Давида и попытался убить его. Давид сбежал, и с этого момента начался необычайный период приключений, интриг и романтики. С небесной помощью, Давид постоянно ускользал от кровожадного Саула (главы 19–26). Несмотря на все это, Давид сохраняет свою целостность и дружбу с Ионафаном.

Ближе к концу книги Самуил умирает, и Саул полностью теряет над собой контроль. Накануне боя с филистимлянами, он искал ответы. Отвергнув Бога, он не стремился к помощи с неба, а вместо этого обратился за советом к медиуму. Во время сеанса дух Самуила восстал из мертвых, чтобы дать последнее пророчество: Саул погибнет в бою на следующий день. Пророчество исполнилось: три сына Саула, в том числе и Ионафан, пали в бою, и Саул окончил жизнь самоубийством.

Предзнаменования: Молитва Анны в 1 Царств 2:1–10 содержит несколько пророческих ссылок на Христа. Она прославляет Бога как свою скалу (ст. 2), а мы из Евангелия знаем, что Иисус является Скалой, на которой мы должны строить свои духовные дома. Павел говорит об Иисусе как о «камне предкновения» для евреев (Римлянам 9:33). Христос назван «духовной скалой», предоставившей духовное питие для израильтян в пустыне, так как Он обеспечивает «живую воду» для наших душ (1 Коринфянам 10:4; Иоанна 4:10). Молитва Анны также упоминает о Господе, Который будет судить землю от края до края (2:10), в то время как в Евангелии от Матфея 25:31–32 сказано об Иисусе как о Сыне Человеческом, Который придет во славе, чтобы судить всех.

Практическое применение: Трагическая история Саула является уроком об упущенных возможностях. Человек имел все – честь, власть, богатство, красоту и многое другое. Тем не менее, он умер в отчаянии, в ужасе от своих врагов, зная, что предал свой народ, свою семью и своего Бога.

Саул совершил ошибку, думая, что сможет угодить Богу через непослушание. Как и многие сегодня, он считал, что разумные мотивы компенсируют плохое поведение. Возможно, власть ослепила его, и он начал ставить себя выше правил. Каким-то образом он выработал невысокое мнение о Божьих заповедях и высокое – о себе. Даже когда его обвиняли в проступках, он пытался оправдываться – именно тогда Бог отверг его (15:16–28).

Проблема Саула похожа на ту, с которой мы все сталкиваемся – проблема сердца. Послушание Божьей воле необходимо для успеха, и если мы в гордыне восстаем против Него, то подвергаем себя опасности.

Давид, с другой стороны, был совершенно незаметным сначала. Даже Самуил не обратил на него внимания (16:6–7). Но Бог видит сердца и увидел в Давиде человека по Своему сердцу (13:14). Смирение и целостность Давида, в сочетании с его преданностью Господу и молитве, являются хорошим примером для всех нас.