Завершение приватизации ключевых государственных банковских активов в Узбекистане переносится на период после 2025 года, что отражает корректировку ранее заявленных амбициозных планов. Согласно новой финансовой стратегии на 2026-2028 годы, опубликованной Министерством экономики и финансов, правительство пересмотрело сроки продажи долей в ряде крупных финансовых институтов.
В документе уточняется, что финальный этап вывода из-под государственного контроля «Узпромстройбанка» теперь ожидается не ранее 2025-2026 годов. Процесс приватизации «Асакабанка», «Алокабанка» и «Туронбанка» сдвигается еще дальше - на 2026-2027 годы. Этим шагам предшествует глубокая институциональная трансформация указанных банков, направленная на повышение их инвестиционной привлекательности и внедрение современных стандартов корпоративного управления.
Одновременно с этим, стратегия закрепляет сохранение государственного контроля над пятью другими системно значимыми банками как минимум до конца 2028 года. В этот список вошли Национальный банк внешнеэкономической деятельности (НБУ), «Агробанк», «Микрокредитбанк», «Народный банк» и «Банк развития бизнеса». В Минэкономфине поясняют, что данное решение продиктовано необходимостью обеспечения широкого доступа населения к финансовым услугам, особенно в регионах, а также для продолжения инвестиционной поддержки стратегических проектов в экономике.
Эти новые сроки, по сути, подтверждают прогнозы независимых экспертов. Еще в апреле прошлого года Павел Каптел, занимающий пост директора по банковскому сектору в агентстве Fitch Ratings, охарактеризовал задачу по одновременной продаже «Алокабанка», «Асакабанка» и «Узпромстройбанка» до конца 2025 года как «амбициозную». Аналитики Fitch и ранее указывали на вероятные задержки, связывая их с продолжающейся и требующей времени перестройкой бизнес-моделей приватизируемых банков. Схожего мнения придерживаются и в S&P, где также отмечали, что процесс приватизации «потребует времени».
На этом фоне Международный валютный фонд последовательно призывает официальный Ташкент ускорить продажу госбанков. По мнению фонда, сокращение доли государства в активах банковской системы до целевого показателя в 40% является критически важным для повышения финансовой стабильности и более эффективного распределения кредитных ресурсов в экономике.
Стоит напомнить, что первоначальный курс на приватизацию был задан еще в 2019-2020 годах президентскими указами, которые предусматривали вывод на IPO и SPO «Узпромстройбанка» и «Алокабанка», а также поэтапную продажу долей в шести банках. Однако из всего списка на сегодняшний день был приватизирован только один актив - «Ипотека-банк». Сделка по продаже 75% акций венгерскому OTP Bank была закрыта в середине 2023 года, что стало прецедентом, но не повлекло за собой быстрой череды аналогичных продаж. Аналитики отмечают, что на фоне изменяющейся глобальной экономической конъюнктуры, в том числе и возвращения к более протекционистской политике администрацией президента США Дональда Трампа, международные инвесторы проявляют повышенную осмотрительность при входе в сложные рынки.
Несмотря на перенос сроков, работа по подготовке активов к продаже продолжается. Так, в мае этого года стало известно о возможном вхождении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в капитал «Асакабанка». Предполагается, что участие ЕБРР в качестве миноритарного акционера поможет банку в проведении институциональных реформ и станет позитивным сигналом для будущих стратегических инвесторов.
На начало 2024 года доля государства в совокупных активах банковской системы Узбекистана составляла около 68%, что является одним из самых высоких показателей в регионе. Цель по снижению этой доли до 40% является ключевой частью экономических реформ в стране.
Несмотря на требования МВФ, Узбекистан решил повременить с продажей госбанков
31 июля31 июл
3
3 мин
1