Найти в Дзене
Антоновский

Многонационалы. Начало

Революционер, большевик, подпольщик, красногвардеец, политрук, Почётный работник ВЧК-ГПУ, награжденный высшей наградой СССР — орденом Ленина и Орденом Красного Знамени — Генрих Самойлович Люшков (при рождении Гейних Шмулевич Люшков). Люшков родился в 1900 году в Одессе, в семье портного. Вероятно, он пошел бы по стопам отца, если бы не революция. Одним революция ломала жизнь, других втаптывала в грязь. Кто-то вообще сгинул без следа. А некоторых она возносила на немыслимую для них ранее высоту. Люшков был из последних. Шли годы, менялась страна, вместе с ней менялся и Люшков. Это уже не восторженный мальчик, идущий воевать за «народное счастье», а один из иерархов ГУГБ НКВД. К нему благоволит нарком Ягода. Многие громкие политические процессы подготавливаются непосредственно Люшковым и проходят под его личным контролем. (Дело «Российской национальной партии» оно же «Дело славистов», расследование убийства Кирова, дело «троцкистско-зиновьевского центра», «Кремлевское дело»). В 1936 году

Революционер, большевик, подпольщик, красногвардеец, политрук, Почётный работник ВЧК-ГПУ, награжденный высшей наградой СССР — орденом Ленина и Орденом Красного Знамени — Генрих Самойлович Люшков (при рождении Гейних Шмулевич Люшков).

Люшков родился в 1900 году в Одессе, в семье портного. Вероятно, он пошел бы по стопам отца, если бы не революция. Одним революция ломала жизнь, других втаптывала в грязь. Кто-то вообще сгинул без следа. А некоторых она возносила на немыслимую для них ранее высоту. Люшков был из последних. Шли годы, менялась страна, вместе с ней менялся и Люшков. Это уже не восторженный мальчик, идущий воевать за «народное счастье», а один из иерархов ГУГБ НКВД. К нему благоволит нарком Ягода. Многие громкие политические процессы подготавливаются непосредственно Люшковым и проходят под его личным контролем. (Дело «Российской национальной партии» оно же «Дело славистов», расследование убийства Кирова, дело «троцкистско-зиновьевского центра», «Кремлевское дело»).

В 1936 году Люшков назначен начальником УНКВД Азово-Черноморского края. Под его контролем — территории, где находятся дачи отдыха Сталина и высших руководителей партии и государства. Люшков ищет врагов и, конечно же, всюду их находит. К декабрю арестовано уже более 200 троцкистов из числа крупных чиновников и руководителей партийных организаций. В июне 1937 году грудь «борца с контрреволюцией» украсил орден Ленина, а в июле Люшкову доверили самый важный участок — Дальний Восток, где бряцала оружием Квантунская армия. В августе 1937 года комиссар госбезопасности 3 ранга, полномочный представитель НКВД на Дальнем Востоке с неограниченными полномочиями, прибыл в Хабаровск. Свою работу «царь края» начал, естественно, с поиска врагов. Оказалось, что все местное руководство — сплошь японские шпионы или скрытые троцкисты. Было арестовано более 40 сотрудников Дальневосточного управления НКВД, причем начал Люшков с самого верха, с руководителя и его заместителей. Конечно, при таком руководстве край оказался просто нашпигован иностранными агентами. За неполный год было арестовано более 200 тысяч человек, 7 тысяч из них было расстреляно.

В конце августа 1937 года Совнарком и ЦК ВКП(б) приняли решение «о выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». Руководимые Люшковым органы начали кампанию по претворению решения в жизнь. Это была первая в СССР депортация по этническому признаку. 172 тысячи корейцев переселили в Среднюю Азию. К концу октября Люшков доложил в Москву, что задание партии выполнено: Дальний Восток очищен от врагов. Ежов публично назвал Люшкова «лучшим чекистом» и поставил его в пример другим. Но опытный чекист Люшков не обольщался. Уже сгущались над ним тучи… Были арестованы его заместитель Моисей Аронович Каган, глава НКВД Украины — близкий друг и соратник Израиль Моисеевич Леплевский. В мае 1938 года Люшков получил телеграмму: его вызывают в Москву в связи с переводом на работу в центральный аппарат НКВД. Люшков шлет ответную телеграмму, что считает новое назначение за честь и срочно едет в инспекционную поездку по приграничным округам. Уж он-то знает, чем заканчиваются такие вызовы в Москву…

В 1938 году, опасаясь неминуемого ареста, бежал в Маньчжурию и сдался японской разведке. За границей подробно рассказал о Большом терроре, разоблачил методы НКВД, предлагал японским властям организовать покушение на Сталина. От японского императорского правительства получил другое имя и японское гражданство, жил в Японской империи до её поражения во Второй Мировой войне. Люшков сдавал всех и вся, рассказывал всё, что знал. А знал он немало: расположение военных объектов, складов, аэродромов, военных баз, дислокацию военных частей и кораблей ВМФ СССР, систему пограничной охраны, шифры и радиокоды. Верный ленинец выдал всех известных ему агентов в Маньчжурии и Японии.

19 августа 1945 года Люшков был убит в Дайрэне (ныне Далянь) японскими офицерами при приближении войск СССР, из-за того что слишком много знал.