География поставок вагонов метро, произведенных в СССР и Российской Федерации, довольно обширная. Неприхотливую и относительно простую технику для подземок можно встретиться не только в 15 метрополитенах бывших советских республик от Москвы и до Днепра, но и по-прежнему в трёх городах Европы - Будапеште, Варшаве и Софии.
Вместе с тем одной из малоизвестных историй, покрытой до сих пор завесой тайны, остаётся поставка вагонов метро для строящегося в начале 1990-х метрополитена города Тегерана. Тогда, осенью 1993 года на уже петербургском вагоностроительном заводе «Вагонмаш» (ранее Ленинградский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова) был изготовлен состав из двух головных и шести промежуточных вагонов моделей 81-570 и 81-571 (соответственно, головных и промежуточных без кабины управления).
Из-за несогласования цен заказчик отказался от оплаты и приемки вагонов, в связи с чем спустя два года состав был перекрашен и продан москвичам. Вагонам присвоили новые бортовые номера из привычного ряда и, поступив в электродепо "Печатники", они стали работать на Люблинской линии, где по сей день (по состоянию на 2025-й год) и трудятся.
Вагоны состава выделялись среди остальных московских вагонов метро. Были как не очень заметные мелочи в роде пульта машиниста, окрашенного в иной оттенок, и белые стёкла - обводы габаритных огней, так и более заметные даже неискушенному пассажиру.
Например, у всех вагонов была более светлая голубая крыша (видимо, красили поверх прежней белой для Тегерана) и жесткие пластиковые сидения, предназначавшиеся для тегеранского метро. Сидеть на них, как говорят, было дискомфортно.
Впоследствии в депо эти сидения были заменены на стандартные дерматиновые диваны, а высвободившиеся были либо утилизированы либо оставлены для устройства скамеек для отдыха и перекура.
После прохождения капитального ремонта вагоны были перекрашены и иранские артефакты были утрачены.
Интересный факт: один увлечённый машинист московского метро попробовал собственными силами оставить память о тегеранском наследии - окрасил кистью белым цветом подложки габаритных огней. Так, как это было в оригинале.
Несмотря на неудачную попытку взаимодействия, петербургское предприятие не сдавалось и продолжало поддерживать связь с восточным клиентом. Почему не были использованы ранее изготовленные вагоны неясно, однако в 1995 году для Тегерана вновь была построена партия вагонов.
На этот раз помимо полноценного пассажирского состава из шести вагонов в дополнение были построены также 2 контактно-аккумуляторных электровоза модели 81-580 довольно оригинальной конструкции - без торцевых дверей.
Подробнее про уникальные автономные электровозы можно прочитать в статье:
Малоизвестная, кстати, история. Прежде, чем отдать вагоны заказчику, вагоны решили протестировать и обкатать в условиях действующуего метрополитена. Таковой, находящейся буквально под боком, оказалась подземка Петербурга, руководство которой добродушно (за щедрое вознаграждение) разрешило привезти бело-зелёный состав на тележках российской колеи (в тегеранском метро используется, напомним, европейская колея 1435 мм) в электродепо "Автово". Надеюсь, что кто-нибудь из тогдашних работников депо/управления сообразил сделать снимки на память. Беспрецедентная же история!
В конце 1995 — начале 1996 года шестивагонный состав доставили в Тегеран морским путём, однако, к сожалению, по пути следования часть вагонов была повреждена. Для первого рейса в тегеранском метрополитене был собран состав из двух электровозов, двух головных и не менее одного промежуточного вагона. Известно как минимум об одном испытании вагонов со скоростью от 5 до 20 км/ч.
Среди одной из причин отказ от эксплуатации вагонов в тоннелях тегеранского метро называют несоответствие фактических габаритов приближения строения тоннелей к заявленным. Проще говоря, чиркались кузовами об стены тоннелей в кривых. В пользу этого факта говорит постройка в 1996-м году на ЗАО "Вагонмаш" фрагмента лицевой части головного вагона мод. 81-570 (в одном из источников фигурирует как 81-576) с усеченной по бокам крышей, а затем и целого экспериментального вагона.
Любопытной деталью было то, что кабина имела двери из кабины машиниста на обе стороны - ранее такого не делали на базе кузова привычных номерных вагонов ни в Мытищах, ни в Ленинграде/Петербурге. Из-за потери интереса со стороны Тегерана, по всей видимости, дальнейшие проработки были свёрнуты, а фрагмент кузова утилизирован.
О судьбе вагонов долгое время было неизвестно. Автор канала неоднократно предпринимал попытки официально обратиться с запросом в метрополитен Тегерана в былые годы, однако письма всегда оставались неотвеченными. В 2019-м году внезапно и на радость редким исследователям в сети появились снимки жителей Тегерана, которые запечатлели хорошо узнаваемые очертания кузовов метро явно российского производства на улицах города.
На снимки попали три вагона: головной 006 и промежуточные 004 и 005 - то есть, получается, половина состава. Судя по состоянию вагонов, они давно не находились в эксплуатации и, по всей видимости, были списаны и проданы частным лицам для использования в качестве коммерческих помещений. В частности, известно, что из вагона №005 сделали уличное кафе, где, возможно, и удастся отведать шаурмы, заявленной в названии публикации.
Все три вагона размещены не рядом, но все вблизи вестибюлей станций метро в разных частях города - "Karaj", "Sadeghiyeh" и "Gholshahr". Станции расположены в относительно близи от двух депо, где, предположительно, вагоны могли храниться ранее. О состоянии вагонов 001-003 и двух контактно-аккумуляторных электровозах по прежнему ничего неизвестно.
Вот такой детектив с восточными нотами получился, хотя, к сожалению, и без счастливой развязки. Хотя как знать!
Если кому из читателей посчастливится побывать в Тегеране, например, туристом, прошу не забыть наш канал и осчастливить фотографиями найденных петербургских вагонов.
Спасибо за ваше внимание!
Поддержите, пожалуйста, канал "Человек-метро" подпиской и комментарием.