Откуда в средней полосе итальянское барокко? Прототипом какой статуи храма послужил Пётр Первый? И почему здесь горел в аду Лермонтов?
Несколько месяцев собиралась написать о необычном храме в Подмоклово, где побывала пару лет назад, но всё руки не доходили... В итоге недавно съездила туда ещё раз, отчитываюсь. Храм находится недалеко от Москвы. Первый раз я туда попала проездом из Серпухова в Тарусу, а второй - на обратном пути из Поленово.
Храм для Подмосковья нетипичный, но не только потому, что он круглый в плане. Оказывается, кстати, круглых храмов в России довольно много, больше сотни, есть даже традиционные деревянные (8-гранные). Храм интересен своей историей - засветились Долгорукие и Голицыны, Васильчиков и Лермонтов и даже Пётр Первый.
Сначала немного о месте. Подмоклово упоминается с начала 17 века, но люди, конечно, жили здесь с незапамятных времён, археологи здесь нашли поселения 1-2 веков нашей эры. Название очевидно связано с водой. Здесь множество родников, а также недалеко протекает Ока, которая в высокое половодье иногда затапливает часть села.
С 17 века этими землями владели Долгоруковы. Князь Григорий Фёдорович Долгоруков (1656/57-1723) получил Подмоклово в приданное, женившись на княжне Марии Ивановне Голицыной, двоюродной сестре Б.А. Голицына, построившего необычную по форме "коронованную" церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Долгоруков, будучи сподвижником Петра Первого, по его поручению долго путешествовал по Италии и интересовался местной архитектурой. Ему даже приписывают авторство трактата "Архитектура цывильная" - это фактически первое пособие по светской архитектуре на русском языке, составленное на основе трактатов итальянских зодчих.
В 1714 году Долгоруков начал строительство храма. Интересно, что проект храма-ротонды западно-европейского происхождения, скорее всего, его разработал пленный офицер Лоренц фон Фикин в соавторстве с самим князем, а вот строители были местные, московские. Храм строился в несколько приёмов, в том числе из-за временного запрета Петра на строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга, и закончен примерно в 1722-1723 годах, как раз перед смертью заказчика. А вот освятить храм смогли лишь спустя более чем 30 лет из-за опалы Долгоруковых при Анне Иоанновне.
Церковь в плане кажется абсолютно круглой, но в реальности центральное ядро храма восьмидольное, а цифра восемь в раннем христианстве символизировала вечность, да и сейчас повёрнутая восьмёрка - знак бесконечности. Вокруг собственно храма сооружена кольцевая аркада - паперть и 16 столпов. Интересно, что в конце 19 века для тепла арки закрыли, но, к счастью, при реставрации зданию вернули первоначальный облик. Храм получился словно с картины Рафаэля Санти "Обручение Мадонны".
Фасад пышно украшен камнем, напоминая нам о барокко. Скульптуры и резьба выполнены из мячковского известняка, добывавшегося близ современного Домодедова. Мелкопористый белый мячковский камень хорошо переносит резьбу, лёгкий и прочный.
Резьба на стенах выражает символику Нового Иерусалима. Верхний ярус здания напоминает изобильный, вечнозелёный райский сад, неустанно охраняемый херувимами.
Над первым ярусом расположена балюстрада, где находятся 16 скульптур: двенадцать апостолов и четыре евангелиста. Статуи фактически завершают столпы паперти, продолженные постаментами. Среди двенадцати апостолов Иуду Искариота традиционно заместил апостол Павел, который вместе с апостолом Петром размещён над входом. Кстати, похожие скульптуры и в Знаменском храме села Дубровицы, в котором скорее всего Долгоруков бывал у родственников жены.
Считается, что скульптуры этого храма - одни из первых известняковых религиозных статуй, вырезанных русскими мастерами. По стилю скульптуры близки к русской деревянной резьбе 17-18 веков. Статуи, конечно, пострадали от времени, всё-таки они простояли на своих местах больше 200 лет. Лишь в 1980-х уцелевшие (пять статуй кто-то успел сбросить вниз) решено было снять. При реставрации скульптуры заменили копиями и до сих пор ведутся споры, в каком точно порядке они должны были стоять изначально. Сейчас часть скульптур находится в Серпуховском музее, а часть - внутри храма. Апостолы Пётр и Павел традиционно изображены с ключами и книгой соответственно.
Единственная статуя без бороды - Иоанн Богослов, считается, что именно её лицо по желанию владельца сделали похожим на Петра Первого.
Интересно, что святые Иоанн и Матфей изображены дважды - как апостолами, так и евангелистами. При чём фигуры располагаются на значительном расстоянии друг от друга и различаются (апостол Иоанн изображён юношей; а евангелист - старцем). В руке у Матфея - кошель в знак его прошлого занятия.
Резьбы по камню проводилась непосредственно около храма и всё, что заказчику не нравилось, просто бросалось рядом. Именно благодаря этому при расчистке территории удалось собрать коллекцию неудачных фрагментов, выставленную на паперти.
Внутри храма благословляется фотографировать, но народу было очень много, поэтому смогла кое-как запечатлеть только статуи и вид верхней части. Интерьеры не сохранились, так как в советское время здание использовалось под зернохранилище. Кощунственно, вроде, но альтернативой было бы полное уничтожение... Купол окрашен в цвет неба, из окон барабана льётся свет, словно отделяя и вознося верхнюю часть. Иконостас не очень большой, современный, за исключением двух икон.
В этом храме когда-то на западной стене находилась весьма примечательная фреска со сценами Страшного суда, выполненная в самом конце 19 века. Среди грешников в адском пламени здесь горели поэт Михаил Лермонтов и священник, посмевший его отпеть. К счастью, эту фреску не уничтожили, а бережно сняли, сейчас она находится в Питере в Музее истории религии. По легенде поэта приказали изобразить Васильчиковы, владевшие поместьем, за то, что тот написал на их предка злую эпиграмму. Однако местные Васильчиковы не были потомками "заклятого друга" Лермонтова - всего лишь однофамильцы. И сейчас считается, что Лермонтова изобразили почти случайно - просто как пример того, что не стоит играть со смертью - не нам решать, когда прервать жизнь, данную нам свыше.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Московской области. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.