Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Загадки странной церкви в Подмоклово: итальянская ротонда средь русских полей

Откуда в средней полосе итальянское барокко? Прототипом какой статуи храма послужил Пётр Первый? И почему здесь горел в аду Лермонтов? Несколько месяцев собиралась написать о необычном храме в Подмоклово, где побывала пару лет назад, но всё руки не доходили... В итоге недавно съездила туда ещё раз, отчитываюсь. Храм находится недалеко от Москвы. Первый раз я туда попала проездом из Серпухова в Тарусу, а второй - на обратном пути из Поленово. Храм для Подмосковья нетипичный, но не только потому, что он круглый в плане. Оказывается, кстати, круглых храмов в России довольно много, больше сотни, есть даже традиционные деревянные (8-гранные). Храм интересен своей историей - засветились Долгорукие и Голицыны, Васильчиков и Лермонтов и даже Пётр Первый. Сначала немного о месте. Подмоклово упоминается с начала 17 века, но люди, конечно, жили здесь с незапамятных времён, археологи здесь нашли поселения 1-2 веков нашей эры. Название очевидно связано с водой. Здесь множество родников, а также не

Откуда в средней полосе итальянское барокко? Прототипом какой статуи храма послужил Пётр Первый? И почему здесь горел в аду Лермонтов?

Несколько месяцев собиралась написать о необычном храме в Подмоклово, где побывала пару лет назад, но всё руки не доходили... В итоге недавно съездила туда ещё раз, отчитываюсь. Храм находится недалеко от Москвы. Первый раз я туда попала проездом из Серпухова в Тарусу, а второй - на обратном пути из Поленово.

Подмоклово. Храм Рождества Богородицы
Подмоклово. Храм Рождества Богородицы

Храм для Подмосковья нетипичный, но не только потому, что он круглый в плане. Оказывается, кстати, круглых храмов в России довольно много, больше сотни, есть даже традиционные деревянные (8-гранные). Храм интересен своей историей - засветились Долгорукие и Голицыны, Васильчиков и Лермонтов и даже Пётр Первый.

-2

Сначала немного о месте. Подмоклово упоминается с начала 17 века, но люди, конечно, жили здесь с незапамятных времён, археологи здесь нашли поселения 1-2 веков нашей эры. Название очевидно связано с водой. Здесь множество родников, а также недалеко протекает Ока, которая в высокое половодье иногда затапливает часть села.

-3

С 17 века этими землями владели Долгоруковы. Князь Григорий Фёдорович Долгоруков (1656/57-1723) получил Подмоклово в приданное, женившись на княжне Марии Ивановне Голицыной, двоюродной сестре Б.А. Голицына, построившего необычную по форме "коронованную" церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Долгоруков, будучи сподвижником Петра Первого, по его поручению долго путешествовал по Италии и интересовался местной архитектурой. Ему даже приписывают авторство трактата "Архитектура цывильная" - это фактически первое пособие по светской архитектуре на русском языке, составленное на основе трактатов итальянских зодчих.

-4

В 1714 году Долгоруков начал строительство храма. Интересно, что проект храма-ротонды западно-европейского происхождения, скорее всего, его разработал пленный офицер Лоренц фон Фикин в соавторстве с самим князем, а вот строители были местные, московские. Храм строился в несколько приёмов, в том числе из-за временного запрета Петра на строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга, и закончен примерно в 1722-1723 годах, как раз перед смертью заказчика. А вот освятить храм смогли лишь спустя более чем 30 лет из-за опалы Долгоруковых при Анне Иоанновне.

-5

Церковь в плане кажется абсолютно круглой, но в реальности центральное ядро храма восьмидольное, а цифра восемь в раннем христианстве символизировала вечность, да и сейчас повёрнутая восьмёрка - знак бесконечности. Вокруг собственно храма сооружена кольцевая аркада - паперть и 16 столпов. Интересно, что в конце 19 века для тепла арки закрыли, но, к счастью, при реставрации зданию вернули первоначальный облик. Храм получился словно с картины Рафаэля Санти "Обручение Мадонны".

-6

Фасад пышно украшен камнем, напоминая нам о барокко. Скульптуры и резьба выполнены из мячковского известняка, добывавшегося близ современного Домодедова. Мелкопористый белый мячковский камень хорошо переносит резьбу, лёгкий и прочный.

-7

Резьба на стенах выражает символику Нового Иерусалима. Верхний ярус здания напоминает изобильный, вечнозелёный райский сад, неустанно охраняемый херувимами.

-8

Над первым ярусом расположена балюстрада, где находятся 16 скульптур: двенадцать апостолов и четыре евангелиста. Статуи фактически завершают столпы паперти, продолженные постаментами. Среди двенадцати апостолов Иуду Искариота традиционно заместил апостол Павел, который вместе с апостолом Петром размещён над входом. Кстати, похожие скульптуры и в Знаменском храме села Дубровицы, в котором скорее всего Долгоруков бывал у родственников жены.

-9

Считается, что скульптуры этого храма - одни из первых известняковых религиозных статуй, вырезанных русскими мастерами. По стилю скульптуры близки к русской деревянной резьбе 17-18 веков. Статуи, конечно, пострадали от времени, всё-таки они простояли на своих местах больше 200 лет. Лишь в 1980-х уцелевшие (пять статуй кто-то успел сбросить вниз) решено было снять. При реставрации скульптуры заменили копиями и до сих пор ведутся споры, в каком точно порядке они должны были стоять изначально. Сейчас часть скульптур находится в Серпуховском музее, а часть - внутри храма. Апостолы Пётр и Павел традиционно изображены с ключами и книгой соответственно.

-10

Единственная статуя без бороды - Иоанн Богослов, считается, что именно её лицо по желанию владельца сделали похожим на Петра Первого.

-11

Интересно, что святые Иоанн и Матфей изображены дважды - как апостолами, так и евангелистами. При чём фигуры располагаются на значительном расстоянии друг от друга и различаются (апостол Иоанн изображён юношей; а евангелист - старцем). В руке у Матфея - кошель в знак его прошлого занятия.

-12
-13
-14
-15
-16
-17

Резьбы по камню проводилась непосредственно около храма и всё, что заказчику не нравилось, просто бросалось рядом. Именно благодаря этому при расчистке территории удалось собрать коллекцию неудачных фрагментов, выставленную на паперти.

-18
-19

Внутри храма благословляется фотографировать, но народу было очень много, поэтому смогла кое-как запечатлеть только статуи и вид верхней части. Интерьеры не сохранились, так как в советское время здание использовалось под зернохранилище. Кощунственно, вроде, но альтернативой было бы полное уничтожение... Купол окрашен в цвет неба, из окон барабана льётся свет, словно отделяя и вознося верхнюю часть. Иконостас не очень большой, современный, за исключением двух икон.

-20

В этом храме когда-то на западной стене находилась весьма примечательная фреска со сценами Страшного суда, выполненная в самом конце 19 века. Среди грешников в адском пламени здесь горели поэт Михаил Лермонтов и священник, посмевший его отпеть. К счастью, эту фреску не уничтожили, а бережно сняли, сейчас она находится в Питере в Музее истории религии. По легенде поэта приказали изобразить Васильчиковы, владевшие поместьем, за то, что тот написал на их предка злую эпиграмму. Однако местные Васильчиковы не были потомками "заклятого друга" Лермонтова - всего лишь однофамильцы. И сейчас считается, что Лермонтова изобразили почти случайно - просто как пример того, что не стоит играть со смертью - не нам решать, когда прервать жизнь, данную нам свыше.

-21

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Московской области. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.