Когда речь заходит об образцах ракетного вооружения, которые были списаны и утилизированы, будучи еще совсем новыми, чаще всего вспоминают ОТРК «Ока».
Но был у нас в истории еще один яркий пример. Этот комплекс создали в кратчайшие сроки на самом пике гонки вооружений с США и столь же быстро он ушел в небытие.
Речь сегодня пойдет о подвижном ракетном комплексе с крылатыми ракетами большой дальности РК-55 «Рельеф».
Дитя гонки вооружений
1980-е часто вспоминаются как время окончания Холодной войны и резкого потепления в отношениях между СССР и западными странами. Однако это справедливо в большей мере для второй половины десятилетия.
А вот первая пятилетка была самым настоящим пиком Холодной войны и гонки вооружений. Атмосфера в международных отношениях все сильнее накалялась, в Европе и на территории СССР размещалось все больше ракет малой и средней дальности, которые в самое короткое время смогли бы достичь территории противника.
В 1983 году США начали размещение в Европе новейшего стратегического комплекса с крылатыми ракетами BGM-109G Gryphon (GLCM) — модификацией морской КР BGM-109 Tomahawk. Стартовали они из мобильной пусковой установки на полуприцепе, каждая вмещала по четыре ракеты.
«Грифоны» развертывались на шести базах: двух в Великобритании и по одной в Бельгии, Нидерландах, ФРГ и Италии. На каждой из них размещалось по четыре установки, боевое дежурство они несли в специальных защищенных укрытиях GAMA. В общем, цель была сложная.
Таким образом, всего на шести базах дежурили 24 установки на 4 ракеты, то есть всего 96 КР в одном залпе. Казалось бы, не так и много. Но каждая из них несла ядерную боеголовку мощностью до 150 килотонн, обладала максимальной дальностью в 2650 км круговым вероятным отклонением всего в 30 метров.
Что еще важно, так это профиль полета ракет. BGM-109G следовали к цели на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, что серьезно усложняло их обнаружение и поражение комплексами ПВО.
В теории, «Грифоны» могли использоваться для первого «обезоруживающего» удара по центрам принятия решений и местам дислокации советских ракетных комплексов. Безусловно, 96 ракет для полного уничтожения советского ядерного потенциала было недостаточно, тем более, что значительная его часть находилась за пределами европейской территории СССР. Однако «пропуск» даже нескольких ракет мог нанести серьезный ущерб. При этом удар КР мог наносится в комплексе с баллистическими ракетами средней дальности Pershing II.
К чему я все это рассказываю? К тому, что в 1983 году советское военное руководство решило, что аналогичный комплекс нужен и нам. Учитывая напряженность в международных отношениях, провести конструкторские работы и начать производство необходимо было в кратчайшие сроки — 2 года.
С моря на сушу
Ничего невозможного в создании подвижного комплекса с крылатыми ракетами большой дальности (КБРД) не было. На тот момент в СССР уже готовились к серийному производству ракеты Х-55 для стратегических бомбардировщиков и С-10 «Гранат» для пуска из торпедных аппаратов подводных лодок. Оба изделия обладали достаточной дальностью в 2500 км.
Комплекс с наземными КБРД был отнесен к зоне ответственности ВВС. Поэтому сначала предполагалось назначить головным предприятием МКБ «Радуга», работавшее в интересах военно-воздушных сил. Однако вмешался министр обороны маршал Дмитрий Устинов.
Он поручил отдать проект в КБ «Новатор», работавшему над «Гранатом». Безусловно, руководству ВВС было бы удобнее работать со «своим» предприятием, но Устинов пришел к логичному выводу, что ракету для морского старта можно гораздо быстрее адаптировать под наземный комплекс. Тем более, что в рамках испытаний С-10 уже запускали с наземной пусковой установки.
Тема получила кодовое наименование «Рельеф». Внутреннее наименование изделия в КБ «Новатор»: КС-122.
Создание
Работы шли в небывалом темпе: уже в 1984 году на НПП «Старт» были собраны и автономно (без ракет) испытаны опытные образцы машин, входящих в состав комплекса.
Испытательные пуски ракет также вскоре были начаты. Всего в 1984-1986 годах на полигоне 929 ГЛИЦ ВВС Минобороны СССР в Ахтубинске были произведены четыре пуска ракет в макетном исполнении и шесть в полной боевой комплектации (за исключением специальной БЧ). Детальной информации о них нет, но есть все основания полагать, что проблем не было. И это логично, поскольку к началу испытаний «Рельефа» произвели уже почти 30 пусков в рамках испытаний «Граната».
Наземный старт был проще морского: для пуска из торпедного аппарата подводной лодки ракета С-10 помещалась в специальный пенал, которой покидала после выхода всей конструкции из воды. Для пуска из наземной установки таких сложностей не требовалось.
В сроки уложиться получилось: комплекс приняли на вооружение в 1986 году. Документация для развертывания серийного производства была передана на Машиностроительный завод имени Калинина в Свердловске, вскоре начался выпуск первой установочной партии.
Особенности и возможности
Автономная самоходная пусковая установка «Рельефа» базировалась на шасси производства МЗКТ МАЗ-543М. На качающейся части размещались транспортно-пусковые контейнеры с ракетами — до шести штук.
Ракета КС-122РС стартовала из ТПК при помощи твердотопливного ускорителя, на маршевом участке приводилась в движение турбореактивным двигателем Р-95-300. Крылья после старта выдвигались из ниш в корпусе.
Ракета обеспечивала поражение стационарных целей с известными координатами на расстоянии до 2600 км.
Система наведения — автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Говоря простыми словами, ракета в полете сверялась с заранее подготовленными цифровыми матриц-картами местности.
Крейсерская скорость — до 0,9 Маха (примерно 1 073,93 км/ч), высота полета до 200 метров.
Боевая часть — ядерная, мощностью 20 килотонн, унифицирована с БЧ С-10 «Гранат». О существовании неядерных БЧ для комплекса неизвестно.
Финал
8 декабря 1987 года между СССР и США был подписан договор, по которому стороны отказывались от ракет средней и меньшей дальности. Согласно документу, подлежали утилизации ракетные комплексы наземного базирования с баллистическими и крылатыми ракетами с дальностью от 500 до 5500 км.
К моменту вступления договора в силу успели выпустить только установочную партию РК-55 «Рельеф», в которой было по крайней мере шесть автономных пусковых установок и 80 ракет к ним. Некоторое время находились в опытной эксплуатации.
Осенью 1988 года все ракеты были уничтожены подрывом на базе ВВС СССР в Елгаве (Латвийская ССР) под контролем наблюдателей из США. По АСПУ подробной информации нет. Скорее всего, машины были разукомплектованы, а сами шасси могли использоваться дальше под другие комплексы или в народном хозяйстве.
Таким образом, еще только осваиваемые в войсках комплексы были уничтожены со всем боезапасом.
А что с американскими «Грифонами»? Они были вывезены из Европы и до 1991 года включительно уничтожены. Вопреки популярному в сети утверждению, ракеты не разбирались и складировались, а разрезались на фрагменты армированным отрезным кругом под контролем советских наблюдателей. Сохранили только восемь демилитаризованных ракет для демонстрации в музеях.
Начинаем сначала
В 2019 году США объявили о выходе из договора по РСМД, обвиняя Россию в его нарушениях. РФ, в свою очередь, вплоть до последнего времени заявляла об одностороннем соблюдении моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности. Однако и от него буквально на днях отказались.
В 2023 году в США приняли на вооружение универсальную ракетную систему Typhon, которая фактически представляет собой транспортер с универсальной корабельной пусковой установкой Mk 41 VLS, из которой можно запускать как крылатые ракет Tomahawk, так и зенитные ракет SM-6. Точнее, они уже не совсем зенитные, а вполне себе многоцелевые, например, могут поражать надводные цели.
Пока что новые комплексы размещаются только в Тихоокеанском регионе, но появление их в Европе в текущих условиях можно считать вопросом времени. Например, о желании закупить «Тайфуны», уже заявляла Германия.
Чем ответит Россия? Нет никаких проблем реализовать что-то похожее, взяв за основу уже давно используемые универсальные корабельные стрельбовые комплексы (УКСК) ЗС14, из которых можно запускать от «Калибров» до гиперзвуковых «Цирконов».
Вот такая получилась история. Довольно актуальная в свете последних событий.
На этом все, надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Также рекомендую подписаться на мой канал в Telegram.