Найти в Дзене

"Проект воспитания девочек-волшебниц": почему так круто?

Что ж, про часть героинь, как и про сеттинг произведения, было сказано весьма подробно в статьях цикла. Данная же статья этот цикл завершит. И я хочу выделить несколько черт, сделавших это аниме таким захватывающим, наполненным подтекстами и удерживающим внимание зрителя от начала и до конца. Так отвечал Альфред Хичкок на вопрос о том, какие три вещи нужны, чтобы создать шедевр. Как и в "Девочке-волшебнице Мадоке", в "Проекте воспитания" множество отличных образов героинь и решений сторителлинга, делающих историю лаконичной, но невероятно насыщенной. Мастерство сценария аниме выражается, в частности, следующем. За всего лишь 12 серий мы знакомимся аж с шестнадцатью героинями, наблюдаем за их развитием и окончанием пути. При этом если многие аниме данного жанра, а также сёнены, сёдзё и др., особенно современные тайтлы, отличаются кучей бессмысленных персонажей, введенных не пойми для чего, то "Проект воспитания девочек-волшебниц": это эталон того, как можно показать, раскрыть и сделать
Оглавление

Что ж, про часть героинь, как и про сеттинг произведения, было сказано весьма подробно в статьях цикла. Данная же статья этот цикл завершит.

И я хочу выделить несколько черт, сделавших это аниме таким захватывающим, наполненным подтекстами и удерживающим внимание зрителя от начала и до конца.

1. "Сценарий, сценарий и ещё раз сценарий"

Так отвечал Альфред Хичкок на вопрос о том, какие три вещи нужны, чтобы создать шедевр. Как и в "Девочке-волшебнице Мадоке", в "Проекте воспитания" множество отличных образов героинь и решений сторителлинга, делающих историю лаконичной, но невероятно насыщенной. Мастерство сценария аниме выражается, в частности, следующем.

За всего лишь 12 серий мы знакомимся аж с шестнадцатью героинями, наблюдаем за их развитием и окончанием пути. При этом если многие аниме данного жанра, а также сёнены, сёдзё и др., особенно современные тайтлы, отличаются кучей бессмысленных персонажей, введенных не пойми для чего, то "Проект воспитания девочек-волшебниц": это эталон того, как можно показать, раскрыть и сделать запоминающимися полтора десятка этих самых девушек-волшебниц. Причем дать достаточно времени каждой героине в течение не 24/26 серий, как это было распространено в нулевые годы, или даже за 30+ эпизодов, а всего-то за одну дюжину. Хорошо хвалить аниме, которое держит напряжение и показывает крутых героев первого, второго и третьего плана за десятки серий, пусть даже оно гениально и выдержало проверку временем (как мои любимые "Монстр", "Цикады", "Усопшие", анализом которых я занимаюсь уже не один год, а последнему беспрерывно посвящаю время уже 5-ый год в виде постов в своей авторской группе). А много ли найдется тайтлов, в которых 12 серий, но история как внутри себя самой, так и исследуя актуальные тренды реального мира, а также характеры персонажей и идеи, которые они собой олицетворяют, успевает показать и объяснить так много, что не остаётся никаких сомнений, недосказанности, но очень хочется добавки, то есть продолжения аниме.

В итоге каждую героиню раскрыли настолько, чтобы они все в итоге запомнились и казались самобытными и живыми. Каждой дали предысторию, экспозицию в игре и показали характер.

Даже сравнивая с той же "Мадокой": это, конечно, гениальный шедевр Гэна Уробути, который по части сценария считается одним из лучших авторов в современной Японии. "Мадока" будет оставаться светочем для жанра "темного махо-сёдзе" и не только его ещё долго. Однако, как правильно заметил автор одного большого и очень талантливого разбора, именно сценарий сделал эту историю такой великой.

Не знаю, сможете ли вы сейчас открыть ютуб. Во всяком случае, надеюсь на это, и помимо ссылки оставлю еще и скриншот с указанием названия и автора видоса.
Не знаю, сможете ли вы сейчас открыть ютуб. Во всяком случае, надеюсь на это, и помимо ссылки оставлю еще и скриншот с указанием названия и автора видоса.

Вся эта вымышленная вселенная выглядит так, что завораживает, пугает и кажется правдоподобной как по отношению к себе самой, так и если сравнивать её с реальным миром. Там всего 5 героинь, и они прописаны очень достойно, с большой любовью и талантом "Дяди Гены", но не менее, а может и более, чем эти девочки, аниме цепляет именно за счет архитектуры мира в целом.

В "Проекте воспитания" мир тоже выстроен слажено, интересно и естественно, но героинь чуть более, чем в 3 раз, больше, и каждая из них по-своему интересна. Причем, есть схожие характеры, которые можно объединять в разные группы, находить параллели, объединять некоторых девочек в разные группы. Давайте чуть подробнее об этом.

2. Разные пересечения между образами героинь и отображение жизненных закономерностей в лице каждой из них и во взаимодействии друг с другом.

В прошлой статье я условно поделила всех волшебниц в "Проекте воспитания" на три группы, и кратко дала характеристику последним двум. Сейчас немного раскрою эту мысль.
В прошлой статье я условно поделила всех волшебниц в "Проекте воспитания" на три группы, и кратко дала характеристику последним двум. Сейчас немного раскрою эту мысль.

Ядро второй группы, конечно, в первую очередь группа девочек, объединившихся вокруг Правительницы. Сама она в одной из сцен говорит о сути своей силы и том, что действует она в первую на людей с небольшой физической силой и (это главное) слабым характером. Хотя нельзя сказать, что Ангелы-близнецы, Шарик и являются слабыми волшебницами (а Плавучая и Собачка обладают и вовсе чудовищным потенциалом), все дело именно в том, что некоторым людям свойственно объединяться в стайки, не заниматься развитием своего таланта и гнуть шею перед самодурствующим лидером-всезнайкой. Поэтому Правительница правильно всё поняла про своих товарок, которых подчинила, но вместе с тем и защищала, а также по-своему развивала и обучала. Особенно трогательным был флешбэк Шарика-Тамы перед её гибелью, когда она вспоминала о том, как её учила письму Правительница.

-4

Отношения внутри группы Правительницы между ею и подчинёнными, а также между четырьмя девочками-волшебницами, конечно, никакая не дружба и даже не вполне надежное товарищество. Но эта единственная показанная группа в этой игре, которая достаточно устойчива, и те, кто в неё входят, действуют достаточно слаженно.

Также к таким вынужденно сотрудничающим волшебницам я отношу агрессивную пьянчужку Бедовую Мэри и Магикалоида-44. В принципе каждая из них имеет большой потенциал, как по силе, так и по характеру, чтобы действовать в одиночку, и половину аниме каждая из них так и действует. Однако в полном смысле одиночками их не назвать: Магикалоид в игре и её реальная личность в обычной жизни нуждаются если в не дружбе, то в покровительстве либо в более-менее устойчивых связях с кем-то. Бедовая Мэри же в глубине души хочет быть кому-нибудь нужной, привязать к себе кого-то страхом или покровительством. На полноценную одиночку она не тянет, создании крепкой и дружеской пары с кем-то невозможно тем более из-за деструктивной личности Мэри.

-5

Внешне они похожи на пары девочек-волшебниц, но по внутренним качествам связи между Мэри и Магикалоидом-44 это именно что устойчивый ситуативный союз, продлившийся до смерти Магикалоида-44, за которую потом стала мстить Бедовая Мэри, что косвенно, помимо флэшбэка о её прошлой жизни, говорит о том, что одиночество её все-таки тяготит.

А вот кто является настоящей одиночкой-психопаткой в этом аниме, так это Лесной музыкант Кранберри (ещё ее имя переводится, как "Клюква", что особенно символично относительно специфики истории, а также сути этого персонажа). Одиночкой, но совершенно безобидной и идеалистичной волшебницей является первая погибшая Немурин (другой вариант перевода: "Соня" от слова "Немо", что значит "Сон"). В принципе по разным причинам в какой-то момент начинают действовать в одиночку уже упомянутая Бедовая Мэри, Плавучая, Риппл. Да и Темная Алиса тоже могла бы истребить всех волшебниц и в короткие сроки стать победителем, если бы не пришла в игру, чтобы стать "рыцарем" для Белоснежки, и другие волшебницы не узнали бы её если личность в реальной жизни, ведь в рамках игры её силы практически безграничны. У каждой из них особенности характера и специфика силы таковы, что играть в одиночку не менее выгодно, чем находясь в паре или в группе с кем-то. Однако от начала и до конца истории лишь Клюква остаётся верной себе и действует так, как нужно ей, не заключая ни с кем союзы и относясь к ним насмешливо-пренебрежительно. Она осознает свой потенциал и умеет пользоваться силой на 100%, потенциально она одна из четырех сильнейших волшебниц претендующих на победу. Остальные три, по моему мнению, это Алиса, Бедовая Мэри, Плавучая. Интересно, что все из них преодолели большую часть игры, а Плавучая и Клюква дошли почти до самого конца, но победила в итоге та, что не хотела марать руки в крови и, чтобы совсем не сойти с ума, помогала обычным людям, пропустив одну часть сражений за делами, и пересидев другую. А также та, которая будучи физически развитой и умеющей мыслить тактически, использовала эти данные, чтобы прорваться к победе, хотя не была самой первой по силе.

-6

Интересно, что есть несколько девочек из разных пар и групп, которых можно описать в разной степени, как наивных, физически и морально слабых, беззубых, глуповатых, трусоватых, слишком много жалующихся и почти не умеющих быть хозяйками самим себе: Сестра Нана, Тама-Шарик, Белоснежка. Эти героини по сути олицетворяют грани одного и того же характера, хотя одной в итоге они помогают победить, другой - очень быстро сложить лапки и отказаться от всяческой борьбы, а третьей - долгое время находится в самом низком положении и терпеть понукания, а затем на короткое время сумев одолеть сильнейшую волшебницу, быстро погибнуть, причем от рук той, кого и защитила только что. Все три являются по сути ведомыми: вокруг Белоснежки меняются "рыцари", которым она вроде как напрямую не подчиняется, но зависит от их действий; Нана имеет одного любимого рыцаря, и после его смерти полностью растворяется в горе, убивая себя. Шарик же подчиняется не только двум лидерам своей группы, но не может отказать близнецам, которые благодаря примитивной лести вынуждают её записать для них промолик для повышения их популярности в реальном мире.

Про тех, кого можно объединить по типажу "рыцарь", подробно говорила в одной из статей.

Тама-Шарик
Тама-Шарик

Также есть заметное сходство между Шариком и Алисой. Пусть по характеру Шарик и "Ой, извините, я такая неловкая, дайте мне ещё шанс, я все сделаю, как прикажете", сила её в игре одна из самых чудовищных, как и у Алисы. Они имеют сходство и в реальном мире: по внешности , возрасту, и отношению со стороны окружающих к ним. Слабые аутсайдерки, которыми почти никто не дорожит, кроме одного не самого близкого родственника. Даже в игре они занимают хоть и полярные, но очень похожее по своему статусу положение. Шарик даже не пытается мыслить себя как самостоятельная единица и полностью растворяется в служении сначала Правительнице, потом Плавучей, а также выполняет просьбу Близняшек по их раскрутке. Алиса же с самого начала осознаёт свою силу, но тем не менее не видит других причин вступить в игру и возможностей для того, как себя в ней реализовать, кроме как защищать и морально поддерживать Белоснежку. Хотя помощь Белоснежке очень нужна, и оберегать положительных героев всегда почётно, все-таки есть в этом что-то ущербное. Но Алиса выглядит более зрелой и намного сильнее, чем Шарик, видимо, из-за того, что предшествовало в реальной жизни тому, как каждая из них вступила в игру. Шарика любила только бабушка, которая кроме слов ободрения ничего не могла ей дать, а Алису удочерили дядя и тётя и стали искренне о ней заботиться, объяснив, что отныне будут любить её просто так, и той больше ничего не надо заслуживать.

Алиса
Алиса

Также есть некоторые сходства в характере Бедовой Мэри, Правительницы и Плавучей, каждая из которых была ученицей предыдущей после того, как стала игроком. Это раз. Все три героини имеют непомерные амбиции, патологическое самолюбование и потребность окружить себя слугами и подчинёнными. Но если Плавучая хорошо это всё представляет себе в теории, а на практике у ней все разваливается; Бедрвая Мэри не умеет в харизму и убеждение, а пытается добиться своего нахрапом и запугиваниями, и в лучшем случае получает в распоряжение хотя бы одну последовательницу; то именно Правительница (в другом переводе: Владыка/Владычица) знает, что нужно настоящему лидеру и как руководить группой. Неспроста во время сериала несколько раз во флэшбэках видны речи и размышления этой героини о том, каков должен быть хорошей лидер, и что нужно сделать, чтобы им стать. Эти размышления вполне справедливы. Я уже писала ранее, что в "Проекте воспитания" на уровне основной идеи, отдельных персонажей и развития истории будет заметна чёрная ирония авторов. Так вот, одна из них связана с Правительницей и Плавучей. Если Правительница держит подчинённых девочек-волшебниц в узде, те её побаиваются и недолюбливают, и рады, когда она умирает, то Плавучую в качестве нового лидера они вполне одобряют и, наверное, можно сказать, что симпатизируют ей. Хотя Правительница, несмотря на грозный нрав, берегла их, обучала и демонстрировала важность того, чтобы держаться вместе, действовать слаженно и лидера. Но люди не любят принципиальное и суровое начальство, а любят тех, кто отпускает вожжи и позволяет работать в полсилы. Таковой оказалась Плавучая, которая сначала смиренно слушалась Правительницу, искренне ей восхищалась, но потом хорошенько подумав, решила, что мертвый идеал, лучше чем живой, ведь он навсегда останется в своём неизменном великолепии, и к его проекции всегда можно будет мысленно обращаться: я должна быть не хуже, чем она; а как бы она поступила на моем месте; надо делать так, как говорила лидер. И Плавучая вроде старается делать всё тоже, что и Правительница, но в итоге в каждой схватке теряет по одной подчинённой, а в конце убивает своими руками самую преданную девочку, ту самую Таму, которая Шарик. Буквально убивает ручного пёсика, которая защитила её от хищницы Клюквы.

Вообще в самом аниме смерть Шарика от рук Плавучей вроде как обоснована правилами игры: нельзя показывать в игре свой реальный облик, а другим его видеть. И вроде как Плавучая немного сожалеет, что пришлось убить верную Таму, но тот факт, что дело стремительно шло к финалу и число волшебниц должно было сокращаться, устранение союзницы для Плавучей представляется для неё выгодным.
Вообще в самом аниме смерть Шарика от рук Плавучей вроде как обоснована правилами игры: нельзя показывать в игре свой реальный облик, а другим его видеть. И вроде как Плавучая немного сожалеет, что пришлось убить верную Таму, но тот факт, что дело стремительно шло к финалу и число волшебниц должно было сокращаться, устранение союзницы для Плавучей представляется для неё выгодным.

3. Мрачная ирония в конкретных действиях и чертах образа героинь

Кроме собственного имморализма и необходимости убивать соперниц, Плавучая наносит удар в спину Правительнице и теряет подчинённых потому что...

1) Она никого не любит и ей по большому счёту никто не нужен даже в роли слуги. По крайней мере, вполне достаточно будет одной слуги с большой силой, поэтому она с таким остервенением в конце избивает Риппл - не столько убить хочет, сколько прогнуть. В этом, кстати, неожиданно проявляется очень опосредованное сходство Плавучей и Бедовой Мэри - обе достаточно сильны, чтобы истребить всех прочих, но чувствуют себя неполноценными, когда рядом нет того, чтобы одновременно боялся, восхищался ими и прикрывал в случае необходимости.

2) Однако, если у части жестоких волшебниц, есть мрачное прошлое и психологическая травма, другие борются ради чего и пытаются в процессе реализовать себя, то у Плавучей слишком скучное лицо, для неё замена и подражание Правительнице становится идеей фикс, а с течением времени она все больше загорается идеей всех вырезать, раз уж не вышло сохранить волшебниц из своего клана и... А дальше что? Если у жестокой Клюквы есть своеобразная честь, она заинтересована в поиске сильнейших волшебниц для сражений и последующих поставках оных в другие игры "Проекта воспитания", то Плавучая - эта волшебница второго эшелона по своей силе, которая выжидает и нападает на сильнейших, когда они измотаны, а также до поры до времени пользуется поддержкой более слабых, а потом убивает их за ненадобностью. И у неё нет объективных причин, кроющихся в травмирующем прошлом, чтобы быть такой, нет какой-то цели на будущее, которая не то чтобы могла оправдать все действия Плавучей, но хотя бы логично объясняла, зачем ей это всё. На неё не действуют ни лесть Фава, ни потребность отомстить за кого-то, ни возможность поквитаться с кем. Она никого не любит, но и не ненавидит, просто для неё все волшебницы враги, винтики, которые надо уничтожить. В жизни она является ученицей начальной школы, возможно, даже первоклассница по нашим меркам, так как есть сцена, где заметно, что Плавучая не знает, как прочесть некоторые слова. Если в игре она выглядит как сформировавшая девушка-подрострк, то в реальности - это маленькая девочка, недавно начавшая ходить в школу.

Только что Плавучая устранила несколько сильнейших соперниц, попрощалась с собзницами, Фав поёт ей дифирамбы, предвосхищает её прекрасное будущее в мире "Проекта воспитания", на что девочка с досадой прерывает речь Фава и захлопывает магофон, чтобы не мешал ей делать уроки. В одной этой сцене характер Плавучей и жуть этой героини раскрыты как нельзя лучше.
Только что Плавучая устранила несколько сильнейших соперниц, попрощалась с собзницами, Фав поёт ей дифирамбы, предвосхищает её прекрасное будущее в мире "Проекта воспитания", на что девочка с досадой прерывает речь Фава и захлопывает магофон, чтобы не мешал ей делать уроки. В одной этой сцене характер Плавучей и жуть этой героини раскрыты как нельзя лучше.
Так что же означает образ Плавучей? Бездушие и отсутствие привязанностей? Слишком ранее освоение гаджетов и онлайн игр ребёнком, имеющего характер ботаника, который пытается все просчитать, сделать как положено, зря не рисковать, и не видящая в волшебницах живых людей, а лишь игровых персонажей. Тогда дойти до конца игры и победить всех для неё сродни выполнить домашнее задание на "отлично"? Или это та самая дочка маминой подруги, у которой в жизни всё слишком предсказуемо, спокойно, счастливо, для окружающих она положительная лапочка, поэтому в игре ей хочется выпустить пар и пустить другим кровь? Или же эта та самая редкая встречаемая абсолютная бесчеловечность и психопатия, которая проявляется у некоторых детей в раннем возрасте?

В "Проекте воспитания" некоторые вещи обыграны жирными мазками, другие являются перевёрнутыми штампами:

- Если сама игра "Проекта воспитания" метафора естественного отбора по Дарвину (не зря есть аниме в жанре "королевских игр" в честь известного учёного), то самая первая, довольно быстрая и неожиданная для многих смерть Немурин - это комментарий к такому распространённому социальному феномену, как хикикомори. Девушка, которая примерила на себя в игре образ волшебницы снов, уже учится в колледже, она очень добрая и заботливая, но любит не менять мир к лучшему в реальной жизни конкретными действиями, а мечтать об этом по-обломовски. Даже в мире игры она не заработала себе никаких баллов, потому творила добро во сне, и все её достижения не привели пусть к виртуальным, но конкретным достижениям, которые можно подсчитать.

-11

- Зато Немурин неосознанно подтолкнула Плавучую к идее устранить Правительницу и воспользоваться её образом как знаменем для себя и других. Она увидела во сне Плавучей, как та с восхищением смотрит за Правительницей и хочет стать ее верным пажом, на что заметила, что ты же сама можешь стать стать кем угодно, в том числе и королёвой. Всё дело, однако, в том, что люди вроде Плавучей не умеет мыслить с размахом и мечтать, им проще присвоить себе чью-то личность, взять на вооружение популярную идеологию, криво копировать чужую успешную программу. Таким образом, совершенно невинный и правильный совет Немурин привёл к тому, что изначально имея весьма средненькие данные и силу, Плавучая переплюнула и мегасильную Клюкву, устранила Быстрейшую, и Правительницу, и Вайс Винтерпризен. Как говорил в 20-м веке Владимир Набоков, диктаторы и тираны получаются из обывателей, посредственностей, людей не шибко амбициозных, но желающих выглядеть теми, кого из себя не представляют. Они хотят или смиренно прислуживать правителям, или сами стать правителями и использовать для этого методы, которые не отличаются оригинальностью.

- Непобедимую Клюкву, которая уже становилась победительницей в других играх, убивает (неожиданно для самой себя) Шарик. Та собачонка, которой же помыкали и которую троллили свои соклановцы (кроме Плавучей) пережила их всех, а потом убила саму Клюкву. Однако, если ты внутренне слаб и не имеешь дорогих людей или хотя бы абстрактных идеалов, ради которых готов бороться, то долго ты все равно не продержишься. Поэтому как только Плавучая очнулся после удара Клюквы, которую устранила Шарик, она её убивает, ведь она больше ей не нужна, а с Риппл и Белоснежкой она надеялась разобраться сама.

Выжила в предыдущей игре, являлась почти неуязвимой, но так нелепо проиграла Шарику.
Выжила в предыдущей игре, являлась почти неуязвимой, но так нелепо проиграла Шарику.

- В этой игре не щадят ни беременных (Быстрейшая на последнем сроке в обычной жизни), ни маленьких детей (Тама, Алиса), ни тех, кто в реальности страдал от нереализованности и глупости посредственных коллег и получил наконец возможность проявить свои лучшие черты (Правительница). Зато на какое-то время дают тем, кому в жизни живётся неплохо, пожить еще лучше. Про Немурин я уже сказала, а еще есть друг детства Белоснежки, единственный в игре мальчик, ставшей волшебницей Девой (или Драконом в альтернативном переводе). Его оружие, а именно меч, имеет свойство сильно удлиняться, а учитывая то, что он пребывает в пубертате, находится рядом с девочкой, в которую влюблен, полагаю очевидно, какая здесь закладывалась метафора.

- Единственная роботизированная волшебница Магикалоид-44 в реальности бесприютная девочка-подросток, которая прогуливает школу, бродяжничает, обманывает, ворует и врёт. Такие люди мастерски умеют подстраиваться под ситуацию и втираться в доверие, но у них нет эмпатии и они не всегда понимают даже собственные чувства, не то что могут поставить себя на место других. Отсутствующие крыши над головой, бродячий образ жизни, привычка подстраиваться под покровителя привели к отчуждению от собственных чувств, поэтому то, что в игре у этой героини роботизированное тело, весьма характерно.

- Образ близнецов, которым обычно всех умиляют, здесь вывернут наизнанку. Хотя друг другу Юнаэль и Минаэль демонстрируют преданность и крепкую любовь, всех остальных они либо высмеивают, либо презирают, либо ненавидят.

-13

4. Наиболее актуальное аниме нашего времени?

Наконец, в самом начале я говорила, что это аниме обладает каким-то труднообъяснимым необъяснимым вайбом последних лет. На самом деле есть несколько причин утверждать это.

Отчасти я касалась данной мысли при описании образа Плавучей. В этой игре все вступили в игру из-за того, что у них в руках были гаджеты. Если в "Мадоке", как в старых фантастических историях " девочек находил Къюбэй, в "Виксосе", который вышел на несколько лет позже "Проекта воспитания" девочки покупают игральные карты, то в "Проекте воспитания" буквально проведение времени в игре привело к тому, что девочек привлекли туда без каких-либо гарантий и исполнения пусть одного туманного желания, но всё же - а вообще к простому и ультимативному решению Фава: выживет лишь одна из вас, остальные умрут, покидать игру до её окончания никому нельзя.

Девочки при этом не показаны как интернет-зависимые, какие-то дурочки, которых обманом вовлекли в жестокую игру. Вряд ли авторы манги и аниме задумывали это как предостережение, адресованное молодёжи о том, что играть в игры и просиживать возле компьютера или за смартфоном деструктивно. Однако какой же в таком случае один из возможных поддекстов "Проекта воспитания девочек-волшебниц"?

Наслаивание обычной жизни и виртуальной реальности друг на друга. Об этом я подробно писала год назад в цикле о российском сериале "Sпарта". В этом аниме мы видим что-то отдалённо похожее.
"Sпарта": история о нас с вами | ПАРАДОКСЫ ОТЧАЯННОГО интелигента | Дзен

- Большинство игроков дети и подростки, которые получили возможность неконтролируемо вести себя и убивать соперников.

- С помощью виртуального пространства можно установить личность игрока в реальной жизни и устранить его.

- Есть те, кто очень быстро принимает правила игры и до игры демонстровал нехилый уровень агрессии. Есть несколько отмороженных героинь, которые реально не понимают, а что таково в том, чтобы от слабых избавляться. Чтобы не просто выиграть, а победить зло, придётся замараться.

-14

Кроме всего прочего, "Проект воспитания" в отличие от "Мадоки", "Виксоса" и прочих тайтлов подобного жанра кажется наиболее приземлённой историей, и является метафорой не только естественного отбора по Дарвину, но и любых военных действий, которые происходят в реальном мире и, которые увы, в последние несколько лет, участились, и конца им не видно. При этом как я говорила в текстах о Белоснежке, она имеет силу, позволяющую не победить, но переждать бурю, занимаясь общественно полезными делами. В середине аниме она в паре с Алисой находит и переносит в безопасное место раненных, пострадавших в ходе стычки между Бедовой Мэри и парой Быстрейшей и Риппл. То есть по сути это помощь гражданским лицам, пострадавшим в ходе военных действий.

Наконец, то, с чего я начали этот финальный текст: разнообразие среди героинь и вместе с тем хорошая запоминаемость каждой из них. Помимо признака отличного сценария, это еще и социальный комментарий: юзеры сейчас любят обилие красочных персонажей, им уже недостаточно 5-6 героинь, как в "Мадоке", "Юки Юне" и "Виксосе" (хотя в последнем тайтле в сиквелах их появляется больше), нужно больше героев, с индивидуальными биографиями и отсылками на разные жанры. Здесь тебе и эльф (Лесной эльф-музыкант Клюква), и суровые рыцари-ниндзя (Вайс Винтерпризен, Риппл), и соблазнительные персонажи-хиллеры (Нана, Белоснежка), и готичные выпуклые образы (Темная Алиса), и роботы (Магикалоид), и отсылки к всемирно известным образам (Быстрейшая - ведьмочка на метле, Дракон), и сильные бесстрашные женские сексуальные персонажи (Правильница, Бедовая Мэри), и фетишизм на близнецов, бэби-файс и милоту (Плавучая, Немурин). В лице девочки Тамы, которая в игре осталась с таким же именем, но к ней прибавилось прозвище Шарик, вероятно, является отсылкой на кигуруми и косплей. Некоторые юзеры настолько привязываются к личностям своих персонажей, что начинают себя с ними всерьёз ассоциировать.

Обратите внимание: хотя у каждой девочки есть внятные флэшбэк или дале несколько, раскрывающие то, кем они были в реальной жизни, мы отлично помним их характер и образ в игре, но почти не называем их реальные имена. Я сначала сомневалась, стоит ли мне указывать имя Каюки - личность Белоснежки в игре. Других я и вовсе даже не пыталась выводить под их настоящими именами. Для того, чтобы зрители могли обсуждать сюжет аниме, делиться впечатлениями и писать тексты об этом аниме, весьма удобно, но вместе с тем и симптоматично.

Когда жить среди обычных забот кажется слишком скучным, то Фав может предложить сыграть в интересную игру...
Когда жить среди обычных забот кажется слишком скучным, то Фав может предложить сыграть в интересную игру...

Поэтому, хоть кажется, что данное аниме прямо и более выпукло развивает тип героинь и идеи, заложенные в "Девочку-волшебнице Мадоке", по сравнению с "Героем Юки Юной" и "Виксосом" "Проект воспитания девочек-волшебниц" куда более злободневно и отвечает трендам нашего времени - первой половине 20-х годов 21 века. Это годы, когда зуммеры, чьей инертности и клиповому мышлению ужасались взрослые, постепенно вырастает и адаптируется к реалиям общества, а на смену поколения-Z, приходит поколение-альфа, многие представители которого получают гаджет раньше, чем учатся произносить первые слова, а иногда и ходить.

Вся эта совокупность достоинств аниме, его подтекстов и актуальность последним реалиям и побудила меня написать цикл статей, каждая из которых заняла у меня несколько часов до половины суток работы над ней. Зато теперь у вас есть наглядное пособие, объясняющее, почему "Проект воспитания девочек-волшебниц" настолько крутое аниме.