Найти в Дзене
Pro.историю

Ашинская трагедия 1989 года. Катастрофа на железной дороге: халатность строителей трубопровода или случайно брошенная сигарета?

Ашинская трагедия стала одной из крупнейших катастроф на железных дорогах Советского Союза. 4 июня 1989 года на 1710-м километре Транссибирской магистрали, недалеко от Уфы взорвалась труба с газом, жертвами взрыва стали сотни пассажиров поезда. Скорый поезд № 211 из Новосибирская в Адлер 4 июня 1989 года по расписанию остановился в Челябинске. В городе к нему прицепили вагон, где ехали ученики школы № 107 города Челябинская и молодёжная хоккейная команда «Трактор 73». В 19:03 по московскому времени поезд отправился дальше по маршруту. Путь поезда проходил мимо трубопровода «Сибирь – Урал – Поволжье». В 22:00 диспетчеру передали информацию о том, что на 1710-м километре трубопровода чувствуется сильный запах газа. В 01:07 через трещину в трубе диаметром 1,7 метра начали просачиваться легковоспламеняющиеся углеводороды. Вещества скапливались с низине, где проходили железнодорожные пути. В 01:13 два состава, которые двигались навстречу друг другу, одновременно оказались в плотном облаке г

Ашинская трагедия стала одной из крупнейших катастроф на железных дорогах Советского Союза. 4 июня 1989 года на 1710-м километре Транссибирской магистрали, недалеко от Уфы взорвалась труба с газом, жертвами взрыва стали сотни пассажиров поезда.

Скорый поезд № 211 из Новосибирская в Адлер 4 июня 1989 года по расписанию остановился в Челябинске. В городе к нему прицепили вагон, где ехали ученики школы № 107 города Челябинская и молодёжная хоккейная команда «Трактор 73». В 19:03 по московскому времени поезд отправился дальше по маршруту.

Путь поезда проходил мимо трубопровода «Сибирь – Урал – Поволжье». В 22:00 диспетчеру передали информацию о том, что на 1710-м километре трубопровода чувствуется сильный запах газа. В 01:07 через трещину в трубе диаметром 1,7 метра начали просачиваться легковоспламеняющиеся углеводороды. Вещества скапливались с низине, где проходили железнодорожные пути. В 01:13 два состава, которые двигались навстречу друг другу, одновременно оказались в плотном облаке газа. Плотность газового облака составляла почти 250 гектаров.

Место катастрофы
Место катастрофы

Уже через минуту, в 01:14, раздался взрыв, после которого начался пожар. Моментально пропало напряжение из контактной сети, не работала железнодорожная сигнализация. Эксперты оценили мощность взрыва в 250-300 тонн тринитротолуола.

Взрывом повредило оба локомотива, 37 вагонов, 11 вагонов сошли с рельсов, а некоторые были расплющены. Практически всё выгорело. Жители близлежащих населённых пунктов говорили, что зарево от огня было видно за десятки километров. Местные жители тут же бросились на помощь пострадавшим, выехали «Скорая помощь», пожарные машины и спасатели.

Только с семи часам утра пострадавших развезли по больницам: тяжёлых на вертолётах доставили в Челябинск, Уфу и другие города. Место аварии оцепили.

В больницы массово обращались родственники, которые разыскивали своих близких, ехавших на этом поезде. От шока и травм некоторые пострадавшие не могли назвать своего имени, или их могли записать с ошибками. Бывало, что человек попадал не в те списки, и живые числились погибшими и наоборот.

Устранить пожар смогли только к 16:00 часам. Рабочие сразу приступили к восстановлению железнодорожного полотна. На повреждённом участке положили новые рельсы, и уже в 21:00 по перегоны Аша – Улу – Теляк новь пошли поезда.

По разным оценкам в катастрофе погибли от 575 до 645 человек, из них 181 ребёнок. Увечья разной степени получили 623 человека.

Место катастрофы
Место катастрофы

Точная причина взрыва не установлена до сих пор. В газовое облако могла попасть случайная искра или кто-то из пассажиров выбросил в окно сигарету именно в этот момент.

Что касается повреждения утечки на трубе, то по официальным данным она была повреждена ещё в 1985 году, когда во время строительства её задел ковшом экскаватор. Со временем небольшая коррозия переросла в трещину. Обстоятельства сложились так, что раскрылась эта трещина буквально за 40 минут до того, как мимо поехали поезда. Этого времени хватило. Чтобы в низине накопилось количество газа, достаточное для большого взрыва.

Виновными в аварии признали строителей трубопровода. Перед судом предстали семь человек, среди которых были чиновники, прорабы и строители.

Существует и другая версия. По этой версии утечка началась ещё за 2-3 недели до аварии. Когда под действием «блуждающих токов» от железной дороги в трубе начались электрохимические реакции, это привело к образованию коррозии. Сначала было небольшое отверстие, через которое уже сочился газ, а после оно «выросло» в большую трещину.

Ещё за несколько дней до аварии машинисты, которые вели поезда по этому участку, сообщали о загазованности местности. Незадолго до аварии в трубе упало давление, и чтобы решить проблему увеличили подачу газа, что только приблизило неизбежное.

Стечение обстоятельств и халатность оказались роковыми в жизни пассажиров, которые в тот день ехали на этих двух поездах.

Трубопровод не стали восстанавливать, а после совсем ликвидировали. В 1992 году на месте Ашинской трагедии был установлен мемориал, на который и сейчас приезжают родственники погибших пассажиров.