Найти в Дзене

Как связана Третьяковская галерея с финляндскими контрабандистами?

Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. Богатые торговцы сближались с артистами, художниками, учеными, принимали активное участие в общественном развитии общества. Козьма Солдатёнков коллекционировал живопись. Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Поддерживал людей искусства и Павел Третьяков. В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем бурной полемики между западниками и славянофилами. Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии. Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, выходящее за пределы местечкового колорита, потому их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе. В 1856 году начинающий коллекционер Павел Третьяков сделал свое первое приобретение для будущей колл

Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. Богатые торговцы сближались с артистами, художниками, учеными, принимали активное участие в общественном развитии общества. Козьма Солдатёнков коллекционировал живопись. Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Поддерживал людей искусства и Павел Третьяков.

В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем бурной полемики между западниками и славянофилами. Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии. Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, выходящее за пределы местечкового колорита, потому их участь — подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.

В 1856 году начинающий коллекционер Павел Третьяков сделал свое первое приобретение для будущей коллекции. Этим произведением оказалась картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», написанная художником Василием Григорьевичем Худяковым (1826 – 1871) тремя годами раньше. 10 (22) мая 1856 года новый владелец получил расписку от автора о получении 450 рублей за картину.

В. Худяков. Стычка с финлядскими контрабандистами. Холст, масло, размер - 96,5 x 135,3
В. Худяков. Стычка с финлядскими контрабандистами. Холст, масло, размер - 96,5 x 135,3

Данное приобретение вместе с работой Николая Шильдера «Искушение» положили начало коллекции московского купца. Эту дату принято считать днем основания Третьяковской галереи.

Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного художественного процесса.

Московский собиратель купил живописную работу, специально посетив мастерскую Худякова в Петербурге. Впоследствии их связывали дружеские отношения, в особенности после переезда художника в Москву, где он занял место преподавателя исторической живописи в Московском училище живописи и ваяния. Третьякова привлекли как художественные достоинства картины, так и оригинальность сюжета.

На картине изображен острый момент, когда пограничная охрана настигает любителей легкой наживы, занимающихся противозаконной переправой нелегального товара. Яростно отбивающиеся контрабандисты, застигнутые врасплох русской таможенной службой, спешат покинуть берег на утлой лодочке, в отчаянии бросив свой товар.

Худяков умело справляется с колористическими задачами при передаче многофигурной композиции, акцентируя внимание на персонаже в белой рубахе и красном жилете справа. Ярко освещенный первый план сцены отчетливо выделяет все детали схватки, оставляя задний план погруженным в сероватую световоздушную дымку. При сохранении академической схемы композиционного построения автор наполняет полотно динамикой, воплощая ее в экспрессивных позах и энергичных разворотах героев.

Современники отмечали злободневность выбранного сюжета, так как контрабанда всегда была серьезной проблемой и бедствием для России.

Не забывайте ставить лайки :), подписываться на канал и оставлять комментарии.