- Тома де Томон Жан Франсуа (1760–1813)
- Трискорни Агостино (1761–1824)
- Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт-Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.
Тома де Томон Жан Франсуа (1760–1813)
Выдающийся французский архитектор и художник, работавший в Санкт-Петербурге.
Родился в небогатой дворянской семье в Берне. В 1777 году поступил в парижскую Королевскую Академию архитектуры, по окончании которой отправился в Италию, где несколько лет жил и работал в Неаполе, Венеции, Риме набираясь мастерства и вдохновения.
В связи с начавшейся Великой французской революцией на Родину возвращаться не стал, а отправился в Петербург. В 1799 году принял участие в конкурсе проектов Казанского собора и хотя не победил в нем, но заявил о себе, как о талантливом и самобытном архитекторе.
В 1802 году он был принят на государственную службу и получил заказ на реконструкцию здания Большого каменного театра.
Как известно здание, в котором ныне находится Петербургская консерватория, было построено по проекту итальянца Антонио Ринальди в 1775–1783 годах.
В 1802 году император Александр I пожелал не только сделать внешний облик Большого театра более парадным но и полностью изменить его внутреннюю отделку.
С поставленной задачей Тома де Томон справился блестяще и в очень сжатые по тем временам сроки. Обновленный театр открылся уже в 1805 году, за что зодчий получил титул придворного архитектора.
В 1805–1810 годах Тома де Томон занимался возведением, пожалуй, главного своего творения в Санкт-Петербурге, здания биржи с Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова
К этому же времени относятся такие известные работы зодчего, как:
«Мавзолей Супругу-благодетелю» возведенный в Павловске по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны в память об императоре Павле 1
и реконструкция знаменитого Дома Лавалей на Английской набережной 4.
Хотя сам дом был построен ещё в начале 18 века и первым его владельцем являлся небезызвестный А. Д. Меншиков своим нынешним привычном для нас видом дом вход, в который охраняют «философские львы», обязан именно де Томону, произведшему его кардинальную перестройку в 1806 – 1809 годах.
Как я уже писал выше в 1803–1805 годах Жан Франсуа Тома де Томон руководил перестройкой Большого каменного театра на Театральной площади. К сожалению, в новогоднюю ночь 1811 года в театре произошёл пожар, который не могли потушить двое суток. Работы по восстановлению здания, естественно, поручили французскому зодчему.
23 августа (4 сентября) 1813 года, пятидесяти трехлетний архитектор упал с лесов, возведенных вокруг здания, и погиб на месте.
Был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Надгробие на могиле зодчего выполнено в виде расширяющегося книзу гранитного саркофага – жертвенника.
В 1940 году прах зодчего вместе с надгробием был перенесен в «Некрополь 18 века».
Похожий внешне саркофаг его вдовы Клер Сен-Леже, похороненной рядом с мужем в 1846 году остался на месте.
По всей видимости памятник имел бронзовые накладки на боковых гранях, которые давно похищены.
Трискорни Агостино (1761–1824)
Потомственный скульптор, итальянец по рождению. Уроженец города Каррара, в окрестностях которого добывают всемирно известный мрамор, а мастерство ваятеля передается от отца к сыну на протяжении веков. Юный Агостино начал постигать основы мастерства под руководством отца, а затем учился в Kappapcкой Академии художеств, как и его старший брат Паоло Андреа.
В начале 90-х годов 18 века приехал в Санкт-Петербург, где быстро сумел получить заказ на ряд скульптур для Зимнего дворца. Хорошо зарекомендовав себя, получил целый ряд выгодных заказов на изготовление декоративных скульптур для Гатчинского дворца, здания Императорской Публичной библиотеки, Михайловского замка. В 1810 году открыл мастерскую по изготовлению надгробных памятников на Вознесенском проспекте.
Кроме выполнения заказов на изготовление памятников занимался продажей мраморных скульптур работы своего старшего брата Паоло Трискорни, поставлявшихся из Италии.
Самыми известными работами Агостино Трискорни стали:
и львы у дома графа А. Я. Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте о которых писал Пушкин в «Медном всаднике»
"...на площади Петровой,
Где дом в углу вознёсся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений..."
Многие работы, вышедшие из мастерской Августина Трискорни и сегодня можно увидеть в «Некрополе 18 века» а также в интерьере особняков, дворцов и парков Санкт-Петербурга.
Скончался замечательный ваятель в 1824 году и был похоронен на Смоленском Лютеранском кладбище.
В 1940 году обелиск розового гранита на мраморных ножках в виде львиных лап и кубическом постаменте серого гранита был перенесен в «Некрополь XVIII века».
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена, а пока всего вам доброго и до скорой встречи.