Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Бориса Кустодиева, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице. А перейдя по этой ссылке вы увидите продолжение рассказа.
11 картина. «Купчиха с Зеркалом»
- Дата создания: 1920 год
- Размеры: 141 х 108 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
В позднем творчестве картины Бориса Кустодиева сияют с всё большей жизнеутверждающей силой. Буйство насыщенных красок, их многообразие и смелая игра контрастов воплощена в работе 1920 года под названием «Купчиха с Зеркалом». В период расцвета стиля модерн во всех сферах искусства, это новое направление коснулось и живописи. «Купчиха с Зеркалом» написана как раз в этом стиле. Сия принадлежность полотна узнаётся в богатой декоративности изображённых на нём элементов, в их орнаментальности, в обилии так называемых «ковровых фонов».
Главная героиня – это молодая женщина из давно минувшей эпохи, когда купеческое сословие жило в достатке и могло купаться в роскоши. Девица в ажурном алом платье примеряет новую шаль, глядя при этом в зеркальце. Шаль дорогая, шёлковая, расшитая серебристыми узорами. Лицо купчихи выражает собой мирное спокойствие, самодовольство и даже некоторую надменность. Весь окружающий героиню быт повествует о состоянии жильцов дома. На столике с пурпурной бархатной скатертью разложены украшения хозяйки, шкатулка, веер. В дальнем углу поблёскивает золотом большая икона. На полу стоит огромный зелёный сундук, украшенный золотой отделкой. На полке – свежий букет всевозможных цветов. Ближе к окну раскинулись крупные листья экзотических растений.
В приоткрытой двери – фигура восхищённого мужчины. Он заворожённо и гордо любуется нарядной купчихой. Ещё одна человеческая фигура находится в тени женщины – неприметная служанка покорно перебирает дорогие меха хозяйки. Кустодиев изобразил жанровую и ностальгическую картину. Тоска по времени изобилия и счастливого достатка во всём выражена в полотне 1920 года. Здоровая, румяная купчиха уверенно любуется собой, ещё не ведая о предстоящем устранении всего сословия.
12 картина. «Купчиха и Домовой»
- Дата создания: 1922 год
- Размеры: 12,5 х 22,8 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Кустодиев любил изображать на своих картинах провинциальную Россию. Особенно привлекали его те села, которые находились на верхней Волге. Именно здесь зарождались те образы купеческого и мещанского быта, которые становились темами его творений. Исходный мотив ярмарки и масленицы постоянно варьировался художником. Эффект был всегда максимально пёстрый, красочный и обязательно мажорный. В этом особая близость творчества живописца к народному искусству. Постепенно в композиции его картин начинает нарастать иронически-театральное чувство. Всё крепче становится ощущение идиллии, ирреальности, наполненной ностальгией и печалью.
Мы видим купчиху и стоящего перед ней домового. Горнило печи открыто. Огонь ночью создаёт особое впечатление. Он издаёт характерное потрескивание, отбрасывает причудливые тени. Такие звуки могут не только умиротворить, возможно, появление безотчётной тревоги. Перед открытой створкой печи лежит ковёр. Такая ситуация крайне опасна, так как искры могут случайно попасть на него. Купчиха у Кустодиева абсолютно беззащитна. Она спит в совершенно открытой позе. Её ложе – сундук с одеялом из пуха и перинами. Перины аллегорически связаны с облаками рая. По официальной религии домовой принадлежит именно к тёмному миру. Но раньше он считался настоящим хозяином дома, который оберегал его от всего злого. Присутствие домового считалось нормой.
Домовой изображён тьмой и отсветом. Фонарь рядом с ним светит назад. Возникает вопрос, для чего пришёл этот персонаж? Скорее всего, он предвещает что-то плохое. Отсвет огня, пылающего в печи, является настоящей квинтэссенцией тревоги, опасности глобального масштаба. Интенсивность цвета говорит о её большой силе. В соединении оттенков ощущается особая агрессия и невероятный напор. Красный, как яркая молния, он продирает собой всё пространство. Достаточно небольшого порыва ветра, чтобы огонь распространился по всей комнате. Картина вызывает у зрителя всё нарастающее чувство тревоги.
13 картина. «Портрет Художника Ивана Яковлевича Билибина»
- Дата создания: 1901 год
- Размеры: 142 х 110 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Этот портрет – ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской Ильи Репина. В данной работе манера Кустодиева едва проступает. Она ещё просто не сформировалась. Билибин изображён очень реалистично. Перед нами изысканно одетый молодой человек: чёрный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице – деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты его лица правильные. Перед нами красивый молодой человек.
Задний фон портрета схематичен. По грубо обозначенным деталям можно определить, что работа создавалась в мастерской художника. Поражает точность и фотографическая достоверность, с которой автор написал героя. Не случайно портрет был отмечен медалью на престижной выставке.
14 картина. «Московский Трактир»
- Дата создания: 1916 год
- Размеры: 99,3 х 129,3 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
1915 год – то время, когда Борис Михайлович активно пребывал в Москве, изучая весь её колорит и закулисье парадной жизни. Там же художник познакомился с таким особым, пропитанным духом Москвы местом, как трактир. Трактир в Москве – место совершенно уникальное, в нём люди привыкли беседовать, отдыхать, делиться новостями и рассуждать о чём-то таком, о чём непринято говорить на парадных просторах большой Белокаменной Москвы. Именно таким мы видим трактир на картине художника Кустодиева. Холёные, грациозные и празднично-вычурные официанты, как мы бы назвали их сегодня, разносят москвичам чай, кружат вокруг них в желании угодить и сделать их пребывание в этом трактире особенным. Здесь видно и гостеприимство, и щедрость русской души.
Яркий интерьер трактира – первое, что бросается в наши глаза. Его красные стены и сводчатые потолки переносят нас в атмосферу древнерусской сказки. На этом фоне контрастно выделяются люди, которым художник тоже отвёл большую роль при построении композиции. Знатные мужи в синей одежде говорят о чём-то важном, всё это чаепитие выглядит как некоторое таинство закулисной московской щедрой жизни.
Действие, изображённое на картине, происходит перед пасхальной порой, об этом зрителю говорит вербная веточка, воткнутая в деревянный образ. Мощный дух русского человека передан этой невероятной по силе восприятия картине. Центральная группа людей, как об этом было сказано ранее, имеет вид очень важный, но по форме их одежды можно заключить, что принадлежат они, как известно, к извозчикам. Это идёт вразрез с расхожими представлениями о людях той профессии, и, несомненно, их возвышает, за что Кустодиеву отдельная благодарность. За своим чаепитием они отдыхают от тяжёлой работы, думают о чём-то явно приятном, иначе и быть не может в такой-то гостеприимной атмосфере! Под образом сидит, видимо, старейшина этой группы.
Клетки, повисшие над потолком, бережно хранят пташек, которые служат своего рода музыкальным оформлением этого здания. Всё, изображённое Кустодиевым сказочно и волшебно, показывает широту русской души и преданность исконным традициям.
15 картина. «Портрет Женщины в Голубом»
- Дата создания: 1906 год
- Размеры: 200 х 101 сантиметр
- Место нахождения: Государственный Музей Изобразительных Искусств Республики Татарстан (Казань, республика Татарстан, Россия)
Парадный портрет – не самый любимый жанр художника. В этой работе Кустодиева интересует не столько статус работы, сколько сама модель. Никто не усомнится в том, что перед нами восточная красавица (форма носа, яркие брови и большие чёрные глаза).
Холодный голубой цвет платья уравновешивает восточную яркость модели. Нежно-розовые детали наряда отлично гармонируют с общим тоном. Жемчужное ожерелье дамы созвучно переливающимся шелкам. Портреты на фоне – деталь, только подчёркивающая парадность и торжественность сего момента.
16 картина. «Троицын День»
- Дата создания: 1920 год
- Размеры: 110 х 110 сантиметров
- Место нахождения: Саратовский Государственный Художественный Музей имени Александра Николаевича Радищева (Саратов, Россия)
Картина «Троицын День» воссоздала широкий дух народных гуляний. Всем известна глубокая вера и уважение традиций со стороны русского народа, а Троица – один из главных христианских торжеств. В своей работе Кустодиев любовно изображает праздничное веселье провинциальных жителей. Скорее всего, размах гуляний нарочно преувеличен, таким приёмом автор демонстрирует искренний оптимизм русского народа и любовь к празднествам. Нарядно одетые люди прохаживаются по аллеям парка и узким улочкам. Вокруг купцы, упряжки с лошадьми и балаганы. Виднеются воздушные шары, развеваются яркие флаги.
На переднем плане полотна мы видим купеческое семейство. Дама одета в пышное, бирюзовое платье. На её плечах весёлый платок с народным узором. Она в хорошем расположении духа, улыбается и слушает, что ей рассказывает статный бородатый мужчина позади, вероятно, её муж. Молодая девушка идёт в белоснежном платье, подпоясанном ярким красным кушаком. В её руках цветы и элегантный зонтик от солнца. За ней следует со вкусом одетый джентльмен в щегольской шляпе и с тросточкой. Это может быть её старший брат или сватающийся жених. Вполне возможно, семья только вышла из храма, чьи роскошные купола поблёскивают на солнце.
Красочный, контрастный колорит картины хорошо передаёт ощущение радости и возвышенного духа. На лицах у людей удовольствие и предвкушение удачного дня. Играет музыка, гуляющие веселятся, едят сладости и смотрят увеселительные программы. На картине «Троицын День» Россия предстаёт перед нами экспрессивной, колоритной и выразительной. Гениальный артист Фёдор Шаляпин – ярый поклонник творчества Кустодиева – говорил о том, что никто другой не может изобразить провинцию страны так живо и незаурядно. Таким образом, живописец выражает любовь к традициям и устоям своей родины.
17 картина. «После Грозы»
- Дата создания: 1921 год
- Размеры: 85 х 100 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Уютный, почти сказочный пейзаж. Яркая синева заливает собой абсолютно всё пространство холста. Небо перекликается с рекой. Лубочная, нереально красивая радуга помещена в самый центр композиции. Голубому цвету уступает даже буйная летняя зелень. Вся картина насыщена сюжетами: группа купальщиц наслаждается послегрозовой свежестью реки, пожар в деревне, на помощь погорельцам спешат односельчане – пара мужиков заметивших пожар с другого берега реки.
Кустодиев пренебрегает законами перспективы, искажает пространство. Это любимый приём художников эпохи модернизма. Используя спектрально чистые краски, автор делает свою работу близкой по духу народному русскому изобразительному искусству – лубку. Стоит повнимательней вглядеться в картину, чтобы понять, что перед нами совсем не пейзаж, а картина деревенской жизни, полный драматизма момент на фоне сказочно красивой послегрозовой природы.
18 картина. «Яблоневый Сад»
- Дата создания: 1918 год
- Размеры: 70,5 х 124 сантиметра
- Место нахождения: Томский Областной Художественный Музей (Томск, Россия)
Картина «Яблоневый Сад» относится к так называемым картинам-воспоминаниям мастера. Созданная в 1918 году, работа наполнена летним теплом, солнечной беззаботностью и садовым изобилием. В самом центре картины – купеческое семейство за чаепитием. Пузатый самовар сияет отражённым от него солнцем, хозяйка в ярко-голубом наряде, рыжебородый хозяин с блюдцем в руке, молодые яблоньки склонились под тяжестью созревающих плодов. Девушка в белом платье тянется за особо приглянувшимся яблоком на ветке.
Сад запущен, но запущенность эта только добавляет уюта и летнего многоцветия. Белые, лёгкие облака на небе окрашены солнцем в нежно-розовый цвет. За яблоневыми ветками виднеется церковь, а за калиткой справа ещё одна. Яркие, позитивные цвета наполняют работу радостной, приятной и безмятежной атмосферой. Зелёный островок благополучия, изобилия и старины.
19 картина. «Ярмарка»
- Дата создания: 1906 год
- Размеры: 66,5 х 88,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Ярмарка – это важнейшее событие в деревенской жизни. Возможность закупиться впрок, продать излишки, повеселиться, наконец. Такова ярмарка Кустодиева. Художник остаётся невидимым для ярмарочной публики – ни одно лицо не развёрнуто к зрителю. Все заняты торгом, выбором, расчётом. Люди нарядно одеты: сапоги и новые лапти у мужчин, на женщинах светлые платья, яркие платки и праздничные ленты в косах.
На переднем плане полотна два старика, обсуждающих происходящее, сравнивающих прошлогодние ярмарки с нынешней. Дети на ярмарке заняты своими нехитрыми потребностями. Девочка, сжимая подаренную куклу, жадно разглядывает остальные игрушки на прилавке. Мальчик, с куском сахара в руке, задумчиво наслаждается своим лакомством. Женщины окружили торговца яркими платками. Кто-то выбирает новые грабли, вёдра, корзины. Молодые парни пробуют «на звук» гармошку. Ярмарка невероятно шумит. А сверху, над ярмарочной суетой, белые церкви на фоне пасмурного белого неба, синеющие вдали леса, тёмные крыши старых изб. Скоро ярмарка закончится, и наступят трудовые будни – обычная деревенская размеренная жизнь.
20 картина. «На Террасе»
- Дата создания: 1906 год
- Размеры: 134 х 97,5 сантиметров
- Место нахождения: Нижегородский Государственный Художественный Музей (Нижний Новгород, Россия)
Один из самых знаменитых русских художников XIX-начала XX веков – Борис Михайлович Кустодиев – начинал свой путь мастером-портретистом, а закончил как живописец самых разных жанров. Он много работал для театра, и это увлечение явно повлияло на талант художника. В 1906 году Кустодиев пишет глубоко лиричное и светлое произведение «На Террасе». Если бы не особая тонкая чувственность этого шедевра, то он бы вряд ли выделился среди других, гораздо более ярких картин кисти Кустодиева.
Произведение поражает своей реалистичностью. Зрителю кажется, что он стал невольным свидетелем тихой семейной встречи, скорее всего, даже обычного ужина в загородном доме. Летняя зелень заднего плана даёт повод почувствовать тёплый ветерок, колышущий белые занавески открытого окна. Лёгкость одеяний членов семьи, светлые оттенки одежды и скатерти – всё создаёт впечатление воздушности происходящей сцены. Безмолвная встреча дарит умиротворение и покой. Деревянный дом становится здесь символом очага, а жёлтый начищенный самовар, вокруг которого всегда собирались семьи, акцентирует домашний уют.
Всё творчество Кустодиева пропитано любовью к народу и людям, и данное произведение не становится исключением. Светлые оттенки, удачная композиция. Работа «На Террасе» буквально сияет жизненностью, любовью к домашнему очагу. Маленькие дети и заботливые взрослые, горячий чай на столе и хорошая погода – вот всё, что нужно для спокойного вечера в кругу самых близких людей. Конечно, не сложно догадаться, что художник изображает именно свою семью, а не случайных героев. Здесь изображены его жена, дети, родная сестра с её мужем и няня в обстановке их самого обычного вечера.