Перед началом рассмотрения документов давайте чуть-чуть освежим школьный курс русского языка. Синонимы – это когда одно и то же называется разными словами. Синонимы могут быть полными и неполными – это когда один и тот же объект называется «автомобиль», «машина», «грузовик» и «самосвал». Синонимы нужны для красоты и разнообразия речи, а в административной деятельности, как уже говорилось, они не применяются, ибо мешают понять, о каком именно объекте идет речь – попробуйте, например, найти в официальных документах синонимы к названию инстанции «Зарайский городской суд Московской области».
Но кроме синонимов есть ещё и омонимы – это когда разные объекты называется одним и тем же словом: «русая коса», «песчаная коса», «затупившаяся коса». И если синонимы в управленческих документах вредны, то омонимы просто невозможны, ибо они не просто мешают понять, о каком именно объекте идет речь – они делают такое понимание невозможным.
Омонимы в названиях разных репрессивных инстанций невозможны – но они были. О каких разных инстанциях идёт речь? В период БТ работали три разных Тройки:
- «милицейская» Тройка, созданная приказом НКВД СССР 00192[1] от 12.05.1935 г., занимавшаяся мелкими уголовниками, преимущественно ведущими систематически антиобщественный образ жизни и не выносившая приговоры тяжелее 5 лет лишения свободы;
- знаменитая «кулацкая» Тройка по приказу 00447 от 30.07.1937 г.;
- Особая Тройка по приказу 00606[2] от 17.09.1938 г.
Теоретически нам могут возразить, что к моменту появления Особой Тройки «кулацкая» Тройка уже не заседала и одновременно эти инстанции не работали. Так-то оно так, да только не совсем: во-первых, «кулацкая» Тройка существовала до самого ноября 1938 г., когда её отменил приказ 00762; во-вторых, кое-где «кулацкая» Тройка работала и одновременно с Особой Тройкой, например в Грузии в октябре 1938 г.[3]
А теперь о главном – «милицейская», «кулацкая» и «особая» - это просто наши слова, которыми мы сейчас как-то обозначаем эти инстанции, в архивных же документах все три тройки назывались одинаково.
Маленькое уточнение – для того, чтобы система из трех троек не могла функционировать, им вовсе необязательно называться одинаково всегда, достаточно лишь во многих случаях – и именно так это и было.
Как вы уже знаете, Тройки, введенные приказом 00447, в самом этом приказе не назывались «кулацкими», они назывались просто Тройками.
Тройки же, введенные приказом 00192, в самом этом приказе называются непонятно как. В начале приказа идут слова: «СОДЕРЖАНИЕ: С объявлением инструкции тройкам НКВД по рассмотрению дел об уголовных элементах и о злостных нарушителях положения о паспортах»[4] - но называются ли вводимые данным приказом инстанции «Тройками НКВД по рассмотрению дел об уголовных элементах»?
Или же данным приказом учредили инстанции, называемые просто «Тройки НКВД» и одновременно тем же приказом объявили им инструкцию «по рассмотрению дел об уголовных элементах и о злостных нарушителях положения о паспортах»?
Скорее второе, потому что далее в приказе 00192 свежеучрежденные инстанции называются просто «Тройки НКВД» и ни в каких иных документах «милицейская» Тройка никогда не называется «Тройкой НКВД по рассмотрению дел об уголовных элементах и о злостных нарушителях положения о паспортах» или каким-либо сокращением этой фразы.
И только Особая Тройка в приказе 00606 учреждается сразу со своим названием –Особая – вот только есть нюансы: в других документах были и другие «особые» Тройки.
Вот первая пара омонимов: и «милицейская» и «кулацкая» Тройки назывались одинаково – просто Тройка НКВД Посмотрите на документы: «кулацкую» Тройку невозможно отличить по названию от «милицейской».
В качестве примера – два протокола Тройки при Комиссариате Внутренних Дел Грузинской ССР. Оба документа представлены Марком Юнге и Берндом Бонвечем в книге «Большевистский порядок в Грузии. Большой террор в маленькой кавказской республике»[5]. Один из бланков был для «милицейской» Тройки НКВД, а другой – для «кулацкой», но по названию отличить инстанции невозможно (рис. 4.71, 4.72).
Вот две выписки из протоколов «кулацкой» и «милицейской» Троек НКВД по Московской области. По названию отличить инстанции опять невозможно (рис. 4.73, 4.74).
Нам могут возразить, что протоколы и выписки из протоколов «кулацких» Троек делались на бланках «милицейских». Но почему на старых бланках нельзя было хотя бы от руки написать, что эти бланки теперь относятся к другой инстанции?
Вообще-то использование бланков не тех Троек довольно странно – для «кулацкой операции» были напечатаны новые бланки. К примеру, документ из УССР: «Потребное Вам количество бланков (постановлений, протоколов, анкет, обложек и проч.) для оформления следственных дел на кулаков и уголовников следует в срочном порядке изготовить на месте и разослать Опер[ативным] группам. Необходимые средства на печатание бланков будут отпущены Финотделом НКВД УССР»[6].
Мало того, проблема совпадения названий «кулацкой» и «милицейской» Троек НКВД присутствует не только на бланках. Это доказывают «небланковые» документы. Существует множество «расстрельных» и «нерасстрельных» документов, у которых слова «Тройка НКВД» содержатся не в типографской шапке бланка, а непосредственно в тексте (рис. 4.75- 4.77).
Итак, у нас есть первая группа омонимов – и «кулацкую» и «милицейскую» и «особую» Тройки в документах называли одинаково: Тройка НКВД.
Не менее интересна ситуация и с другой парой омонимов - «судебной» Тройкой НКВД. В циркуляре Фриновского от 7 августа 1937 г. «милицейская» Тройка названа судебной[8]. Значит ли это, что «судебная» Тройка – это «милицейская»? Нет, как было показано выше (например см. рис. 4.11, 4.20, 4.21, 4.22) «судебная» Тройка – это явно «кулацкая» (это следует из тяжести приговоров); причем название «судебная» Тройка нельзя объяснить ошибкой какой-то одной инстанции, в которой заседали особо безграмотные НКВДшники – «судебные», но «кулацкие» Тройки НКВД были минимум в четырёх регионах СССР.
Но если этого недостаточно, то есть и третья пара омонимов – «особая тройка». В уже упоминавшийся циркуляре Фриновского от 7 августа 1937 г. «кулацкая» Тройка названа «особой»[9]. И если вам кажется, что что это всего лишь единичная опечатка Михаила Петровича, то это не так: посмотрите на документы на рис. 4.15, 4.16 или 4.69, в которых речь идет о «кулацких», но одновременно «особых» Тройках НКВД.
Абсурдность омонимичности разных «репрессивных» инстанций, существующих одновременно, ярко подчеркивается следующим документом за подписью Вышинского. Про какую Тройку речь в документе (рис. 4.79), в какой именно тройке товарищ Монин неудовлетворительно проводил надзор, работу каких именно Троек теперь придется проверять?
Из существования синонимических и, главное, омонимических названий Троек следует, что в реальности Тройка НКВД с расстрельными полномочиями не называлась ни Тройкой НКВД, ни Особой Тройкой, ни Судебной Тройкой, а называлась она всегда по-разному. Объяснить это разнообразие «местным колоритом» областных управлений НКВД не представляется возможным, так как даже в материалах центрального аппарата НКВД нет единой терминологии. Также нельзя объяснить это и неграмотностью сотрудников НКВД, так как в других документах они не путают суд с прокуратурой, а районный суд с областным.
Управлять системой из разных объектов с одинаковыми названиями невозможно и работать в ней нельзя. А для того, чтобы в полной мере проникнуться всеми оттенками аромата абсурда, рекомендуем вам отправиться в Западную Сибирь, примерно в октябрь 1938 г. Там было не три одинаково называвшихся Тройки, а четыре:
- обычная милицейская Тройка для мелких рецидивистов, без расстрельных полномочий;
- РОВСовская Тройка, занимавшаяся бывшими белогвардейцами и начавшая свою работу в Западно-Сибирском крае ещё до приказа 00447;
- кулацкая Тройка по приказу 00447, которая в октябре 1938 г. не заседала, но которую никто ещё не упразднял, её отменит только приказ 00762 в ноябре 1938 г.;
- Особая Тройка по приказу 00606, занимавшаяся национальными операциями.
Паки и паки подчеркнем – это мы их называем «милицейская», «кулацкая» и т.д. – чтобы вы могли их различить. А в документах эпохи они назывались не так, они назывались как угодно, в том числе и одинаково – «Тройка НКВД».
Весьма рекомендуем пройти по ссылке[11] и оценить тончайшие различия между литерными протоколами и безлитерными, например. А потом представьте себе, что вы – простой алтайский НКВДшник с двумя классами образования и к вам привели арестанта, про которого известно, что он:
- поляк;
- в ГВ служил у белых офицером;
- после ГВ выбился в кулаки;
- был раскулачен и сослан, но из ссылки бежал;
- в настоящее время зарабатывает на жизнь систематическими мелкими кражами;
- живет на воровской малине, где в присутствии свидетелей регулярно заявляет, что скоро великая польско-немецкая армия придет и повесит каждого москальского жидобольшевика, пся крев.
Ваши действия? Даже если предположить, что вы классовым чутьём различите четыре одинаково называющихся Тройки - на какую из четырёх Троек вы его определите?
Вывод из сказанного не нов: Тройки НКВД с расстрельными полномочиями – это грубая фальшивка, неаккуратно сделанная на основе реальных документов реально существовавших Троек НКВД, занимавшихся мелкими уголовниками и расстрельных полномочий не имевших.
Впервые эту гипотезу высказал П.Г. Балаев в своей книге «Миф о Большом Терроре» и, как видите, эта гипотеза находит своё документальное подтверждение. Такое изобилие названий - тем более омонимических - возможно только в одном-единственном случае: если в реальности в каждом регионе Тройка НКВД была только одна, милицейская. Тогда и только тогда её можно называть как угодно - всё равно её нельзя ни с чем спутать.
[1] https://midgard-msk.livejournal.com/28071.html ЦА ФСБ. Ф. 66. Оп. Д. 323. Л. 263 - 265. Подлинник.
[2] https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/49321#mode/grid/page/1/zoom/4
[3] Марк Юнге, Бернд Бонвеч. Большевистский порядок в Грузии. Большой террор в маленькой кавказской республике. В двух томах. Т.2. Т.1. с. 45. https://rabkrin.org/bolshevistskiy-poryadok-v-gruzii-kniga-v-2-h-tomah/
[4] https://midgard-msk.livejournal.com/28071.html#t896935
[5] Марк Юнге, Бернд Бонвеч. Большевистский порядок в Грузии. Большой террор в маленькой кавказской республике. В двух томах. Т.2. https://rabkrin.org/bolshevistskiy-poryadok-v-gruzii-kniga-v-2-h-tomah/
[6] https://istmat.org/node/32820
[7] Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 5. 1937-1939. Книга 2. 1938 – 1939. М.: РОССПЭН. 2006. С. 123-126.
[8] https://istmat.org/node/32888
[9] https://istmat.org/node/32888
[10] https://istmat.org/node/60508
[11] https://nkvd.tomsk.ru/content/editor/Monografii%20/Bolshoj-terror-v-Altajskom-krae.pdf