Особенности сплава.
• Сап 12-туринг с центральным и задним плавником.
• Сиденье надувное ПВХ для ПВХ лодок. (Сиденье не для сап). Очень удобное с поддержкой спины, с низким центром тяжести, 20см толщина, комфортное для положения ног.
• Весло с двумя лопастями с капельниками, но составленное из двух сап весел. Оно получается длиннее на 70см, чем типовое двухстороннее. Типовое хорошо для спорт режима, когда нужно гребсти быстро, задирая весло высоко вверх. Моё удлиненное хорошо гребет на низкой высоте, добавляя комфорта, капельник отрабатывает значительно лучше.
• Якорь на носу сапа, для быстрой швартовки, в случае отсутствия дерева для привязки, или для вынужденной остановки на воде (в качестве якоря использую запчасть от станка 3кг).
• Для переноса всех вещей, используется 3 рюкзака. 1 на спине, 2 на тележке. Тележка с двумя складными колесами с ручкой. Доработана: вместо ручки - ещё одна площадка со съемными поворотными колесами для повышения устойчивости и удобства перевозки.
• Карта-навигация - карта нарисованная от руки для всего маршрута с указанием километража, мест стоянок, населенных пунктов, и интересных мест.
• Часы наручные водонепроницаемые механические.
ВНИМАНИЕ!
Не смотря на своё гостеприимство Клязьма скрывает своё коварство. На первый взгляд торчащие из воды коряги мертвых деревьев не вызывали у меня волнения, однако после сплава размышления наводят на мысль, что при сплаве нельзя расслабляться, необходимо придерживаться правил и всё время быть на чеку. Я не исследовал дно, но есть опасения, что помимо видимых "айсбергов" на поверхности имеются ещё и много скрытых опасностей под водой, а это значит, что лучше избегать купания, ныряния, и сброса якоря в воду для остановки. Также нужно заранее (на проверенном домашнем водоеме) тренировать переворот сапа и плавание с ограниченными физическими возможностями, например на случай, если при падении повредили ногу об острые подводные ветки. На сплаве была у меня одна ситуация, когда при повороте в сторону притока сап развернулся по ходу течения и в один момент стал сильно крениться, мне пришлось быстро реагировать, но мог случиться переворот. Не страшен сам переворот, как угроза повредить незащищенные участки тела в воде. Кстати сам переворот я тренировал только на незагруженный сап. Есть версия, что загруженный сап не получится перевернуть обратно. Для этого необходимо будет применять метод переворота катамарана, что требует наличие на сапе дополнительных рым-колец. Либо попытаться отбуксировать сап к берегу, где и производить переворот, это допустимо для нешироких рек.
Но следующие советы скорее всего будут актуальны не всем, так как на моем сапе установлен центральный плавник для большей устойчивости на курсе, поэтому движение сапа поперек течения в этом случае более опасно. Если на сапе только задний плавник, то предположительно риск переворота намного уменьшается. Просто при боковом движении на мелях есть риск повредить плавник.
Итак:
1. Лучше сплавляться строго вдоль вектора течения, чтобы минимизировать площадь контакта плавников с подводным мусором.
2. Держаться подальше от отмелей и торчащих из воды препятствий.
3. Причаливать к берегу не по ходу течения, а резко развернувшись на месте, совершать гребки против течения, приближаться к месту высадки, периодически проверяя глубину веслом. При движении против течения скорость сближения с берегом будет минимальна.
4. Избегать движений боком (под углом к вектору течения).
Погода.
С первых километров пасмурная погода показалось мне непогодой, так хотелось ярких красок и солнечных бликов. В зависимости от задач, если вам нужно плыть, то лучше пасмурной погоды для жаркого лета не придумать. Если вам нужно фотографировать, то лучше дождаться солнечных дней, при этом река и природа вокруг раскроются по максимуму. В моем случае были различные версии погоды, так что я удачно плыл там, где нужно плыть, и радовался солнцу там, где нужно было фотографировать. При смене температуры приходится часто менять гардероб. Дождевик всегда должен быть под рукой. Гидроноски на второй день пришлось убрать подальше, было довольно тепло. Тапки всегда нужно иметь поблизости на прицепке, для швартования. Хотя на диких песчаных пляжах вполне комфортно босым ступням. Очки от солнца либо надеты, либо висят на шее. Головной убор также всегда должен быть на зацепке, либо на голове. Спас жилет на ваше усмотрение. Должен быть на самом главном месте, у меня без зацепки просто лежит сверху, в ветренный день помещал его в ноги. Но в самом жилете очень некомфортно работать веслами и жарко. Когда идет дождь, вполне нормально можно плыть, для этого использовал дождевик (полный костюм со штанами). Только лишь в молнию, я сделал остановку на берегу.
Багаж.
Для крепления основных рюкзаков я использовал ремни, а не резинки.
Вместо 100л гидробаулов я применил толстые пакеты 120мкр.
Багаж можно размещать по вашему усмотрению, главное для себя вывел правило: вещи первой необходимости (аптечка, инструмент, электроника, запас воды 0,5-1л, перекус, кроссовки после старта) в главный гидропак 40л. Спереди него на растяжке вставляется маленький гидропак для карты навигации, телефона, документов. Рядом же всегда установлена бутылка воды 0,5-1л. Сверху чехол с дождевиком и гидроноски, сбоку тапки. Сверху всего лежит спасик. Сап у меня с двумя карго системами, +третья псевдо система на носу из 3-х колец, куда идеально закрепляется якорь. Если на носу такого крепления нет его необходимо сделать, иначе придется якорь крепить к основной системе, что может вызвать сложности или затрачивание дополнителдьного время на установку/крепление при снятии/постановке багажа на стоянках.
Сиденье всегда привязано веревкой к сапу, лучше если это будет быстросъемный карабин.
Весло у меня прошло в режиме испытательного срока, и никак не было закреплено, По идее необходимо на стоянках его крепить, если оставляете на сапе. Но я всегда его забирал на берег. Была также одна вынужденная остановка в пути прям на воде и весло лежало на сапе на удачу. Если бы это была неспокойная вода с волнами, то вероятно оно бы спрыгнуло в воду, но я думаю, что для такой воды, степень надежности креплений я бы повышал.
Планирование
Если вы никуда не спешите и плывете с безразмерной скоростью, то у вас отличная группа техподдержки на катере. А если вы плывете один, то очень важно рассчитать кол-во воды и еды. Нужно определить какое расстояние вы можете преодолевать за день. Это минимум. В моем случае я ещё хотел на третий день точно точно прибыть на финиш и успеть на электричку. Но выполнил плохой расчет и поплатился за это. Не знаю с чего вдруг я посчитал скорость в пути =5 км/ч, хотя до этого за день (8ч) преодолевал всего 35 км. Небольшая погрешность в расчете. Незнание скорости выполнения нормативов по установке/сборке лагеря привело меня к тому, что я посчитал что 6 часов мне будет достаточно для прибытия на вокзал. Но подул встречный ветер и нарушил все мои расчеты. Мне пришлось гребсти на пределе моих возможностей, собирать лагерь в ускоренном темпе, что могло сказаться на габаритах багажа. В итоге мне не хватало 20 минут до электрички, пришлось до вокзала воспользоваться услугами такси. И при этом я был полностью измотан физически, что немного смазало общее впечатление от сплава. Поэтому при планировании лучше знать нормативы (тренировать заранее), либо добавлять к расчетному времени 2-3 часа. А вот если вы в кампании, то это потребует дополнительных расчетов.
Видео
https://dzen.ru/video/watch/688a88a9d7838556017e0d2a