— Казимир Малевич о Чёрном квадрате, 1915 На выставке "0.10" в Петрограде Малевич повесил просто чёрный квадрат на белом фоне. Причём — в красный угол комнаты, где в православных домах вешают иконы. Он назвал это "иконой нового искусства". Потому что он зашёл слишком далеко.
Он убрал всё: форму, сюжет, свет, эмоции, даже перспективу.
Оставил только саму идею. «Передо мной открылся беспредметный мир.
И первым его лицом стал квадрат.»
— Малевич Он чувствовал, что разрушил всё привычное.
А дальше — непонятно что. Это не просто живопись. Это взрыв в голове.
И от этого — страшно. Его называли «издевательством», «дурачеством».
Один критик писал: «На такой живописи только гроб отпевать!» Но Малевич не отступил.
Он верил: искусство должно быть шагом в неизвестность. Малевич считал, что квадрат — не объект, а событие.
Это момент, когда искусство перестаёт быть зеркалом — и становится дверью. Всё это — после «Квадрата». Малевич не просто испугался.
Он почувствовал масштаб. «Я чувствов