Старообрядцы и миссионеры, отравленная вода и острые вилы, смена сословия и многое другое.
Первая часть о долгожданной зацепке здесь.
О жизни такого далекого предка я теперь знаю больше, чем о более близких родичах. Искала медь - нашла золото, точнее сказать целую статью в Донских епархиальных ведомостях.
В найденном некрологе четыре странички, и я советую вам это прочесть. Очередное доказательство, что жизнь - лучший драматург.
Небольшой конспект.
• родом Никита из Тырновской слободы Спасского уезда Рязанской губернии. Крепостной крестьянин.
• выучился бондарному делу (бочкарь проще говоря) и после отмены крепостного права ушел на заработки в города на Волге и Дону.
Как известно, крепостные крестьяне стали временнообязанными, то есть им еще предстояло выкупить свою землю у помещика, а сделать это можно было арендуя эту же самую землю. Поэтому огромная масса крестьян ушла в города, там можно было найти работу.
Ну а дальше - безудержная карусель:
• в станице Пятиизбянской он примыкает… к старообрядцам.
Неожиданный поворот, причем спонсорами тамошнего старообрядчества были австрийцы.
И вот тут на сцене появляются до того непонятные мне миссионеры, которые, как оказалось, боролись именно с раскольниками. Противораскольнические миссионеры проводили беседы, строили единоверческие церкви, спонсировали возникшие единоверческие общины.
• Никита Федосов после беседы с миссионером иг. Павлом Прусским (Ледневым) принял решение вернуться в родное православие.
Сам арх. Павел Прусский - человек ярчайший. Он нем есть статья на Азбуке и в Википедии (но ее я не дам, не люблю).
В миру Петр Леднев, он сам родился в семье раскольников, занимал в этой среде высокое положение по меркам всей Империи. Он даже утроил целый старообрядческий монастырь возле города Гумбиннен в Пруссии!
Теперь Гумбиннен - это город Гусев родимой Калининградской области. Пока там не была, появился повод, но территория самого монастыря нынче находится в Польше, это деревня Экертсдорф/Войново. Вместо монастыря там музей русского старообрядчества (на фото из интернета).
Вскоре среди монахов начались склоки, нововведения Павла не были приняты в его же монастыре, и со временем он сначала перешел в единоверие, а позднее был присоединен к православному духовенству. Считается одним из крупнейших противораскольческих миссионеров.
С таким Человеком и познакомился мой прапрапрадед.
• Никита Федосов вскоре после «возвращения» из раскола задумал сам привести к истиной вере других старообрядцев.
Интересно, что он, видимо, ещё в молодости научился грамоте. Для крестьянина вариантов было немного: церковно-приходская школа, полк (для проходящих военную службу) или самообразование. По результатам переписи 1897 года грамотными были лишь 30% мужчин из всего населения страны. Это с дворянами, духовенством и др., так что пра(3)дед молодец.
• Проповедничество чуть не закончилось трагедией. Дважды.
В первом случае старообрядцы Никиту хотели запороть вилами через окно ночью, так понимаю, когда он спал. Но злодеи промахнулись.
В следующий раз соседи отравили ведра с водой. Испить из них успела жена Никиты, Татьяна. Она была очень плоха, боялись, что она может умереть, но, к счастью, обошлось.
• После покушений семья перебралась в Царицын, где Никита потихоньку продолжал проповедь, пока не был замечен сперва Саратовскими миссионерами, а после и Донскими. Им такие люди были нужны.
• Никита Федосов вернулся на Дон, где был назначен окружным миссионером (округа периодически менялись).
Большим его отличием были происхождение и собственный опыт. Он казался своим среди старообрядцев и молокан, говорил от сердца, потому имел на них большое влияние.
• В 1890-х годах Никита Федосов посвящен в псаломщика.
• Выделить нормальное жилье такому деятельному человеку почему-то не смогли. Пришлось жить в сырой школе одной из станиц, что привело к болезни. А в добавок были многочисленные заботы, переживания и поездки.
• На время Никита Савельевич решил вернуться домой, на Рязанщину, подышать знакомым сердцу лесным воздухом. Там, в родном краю, он и умер 31 июля (по новому стилю 13 августа) 1901 года. Было ему 56 лет.
Это не кино, это жизнь, прекрасная, удивительная и очень щедрая к нам, что мы не всегда замечаем.
Среди Донских миссионеров Никита Савельев Федосов занимал не последнее место. В 1887 году он отправился в Москву на Первый Всероссийский миссионерский (противораскольнический) съезд.
Проходило событие в Никольском единоверческом моснастыре, где настоятелем был упомянутый выше арх. Павел Прусский. Думаю, они были рады вновь увидеться.
Всего присутствовали 57 человек из 34 епархий, и от Донской был мой прапрапрадед. Что примечательно, крестьянин. Эта информация сохранилась во многих ведомостях от Москвы до Перми, например, здесь.
Сохранилось и фото участников съезда, и я догадываюсь, где на нем Никита Федосов. Потому что он очень хотел, чтобы я его нашла.
Но об этом расскажу уже в своем телеграм-канале!