Найти в Дзене

Образы преподобного Серафима

1 августа 1903 года состоялись торжества в честь святого преподобного Серафима Саровского (1754–1833) – одного из самых почитаемых русских подвижников. Первое его жизнеописание было составлено иеромонахом Саровского монастыря Сергием в конце 1830-х – начале 1840-х годов, а уже в 1841 году в Москве было опубликовано первое печатное житие «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника». Установление официального церковного почитания преподобного Серафима было инициировано супругой Николая II, императрицей Александрой Федоровной. В день рождения преподобного Серафима Саровского 1 августа (19 июля) 1903 года его останки были торжественно переложены в специально подготовленную гробницу, а дата была зафиксирована в календаре церковных праздников как День обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Еще до канонизации святого получили широкое распространение его изображения, прижизненные портреты. В Музее имени Андрея Рублева собра

1 августа 1903 года состоялись торжества в честь святого преподобного Серафима Саровского (1754–1833) – одного из самых почитаемых русских подвижников. Первое его жизнеописание было составлено иеромонахом Саровского монастыря Сергием в конце 1830-х – начале 1840-х годов, а уже в 1841 году в Москве было опубликовано первое печатное житие «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника».

КРЕСТНЫЙ ХОД С МОЩАМИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ВО ВРЕМЯ КАНОНИЗАЦИИ. 1903 год. Литографическая мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Бумага, хромолитография. 51 × 68 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева
КРЕСТНЫЙ ХОД С МОЩАМИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ВО ВРЕМЯ КАНОНИЗАЦИИ. 1903 год. Литографическая мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Бумага, хромолитография. 51 × 68 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Установление официального церковного почитания преподобного Серафима было инициировано супругой Николая II, императрицей Александрой Федоровной. В день рождения преподобного Серафима Саровского 1 августа (19 июля) 1903 года его останки были торжественно переложены в специально подготовленную гробницу, а дата была зафиксирована в календаре церковных праздников как День обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Еще до канонизации святого получили широкое распространение его изображения, прижизненные портреты. В Музее имени Андрея Рублева собраны различные типы икон святого, в том числе житийные образы.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ, С ЖИТИЕМ И МУЧЕНИКАМИ ВИКТОРОМ И АГАФЬЕЙ НА ПОЛЯХ. Около 1903 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, смешанная техника. 89 × 71 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ, С ЖИТИЕМ И МУЧЕНИКАМИ ВИКТОРОМ И АГАФЬЕЙ НА ПОЛЯХ. Около 1903 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, смешанная техника. 89 × 71 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Образ, созданный в мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, имеет двенадцать клейм - в верхних угловых композициях изображены находившиеся в Серафимо-Дивеевском монастыре почитаемые иконы Богоматери Умиление и Спаса Нерукотворного, списки с келейных икон преподобного Серафима, а остальные иллюстрируют жизнь святого от раннего детства Прохора, будущего Серафима, которому явилась Богоматерь, до праведной кончины во время молитвы в келье и чтения в храме у его гроба.

Среди житийных сцен выделялось изображение редкого подвига столпничества — 1000 дней и ночей преподобный Серафим молился на камне, стоя на коленях, днем в келье, ночью в лесу. Иногда этот сюжет писали на осколках подлинного камня, на котором молился святой. Впервые образ моления на камне появился среди акварелей П.Ф. Бореля, выполненных для экземпляра «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима...», предназначенного лично императрице Александре Феодоровне. Акварельные рисунки Бореля были повторены в серии литографий мастерской П.Н. Шарапова в Москве в 1856 г. Живописный образ моления на камне находился в часовне над гробницей святого. Варианты композиции «Моления на камне» отличались деталями: положением рук святого, сложенными в крестное знамение или воздетыми в молитве вверх; на дереве иногда помещали икону Богородицы.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ В МОЛЕНИИ НА КАМНЕ. Начало XX века. Владимирские иконописные сёла. Дерево, темпера. 22,6 × 18,4 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ В МОЛЕНИИ НА КАМНЕ. Начало XX века. Владимирские иконописные сёла. Дерево, темпера. 22,6 × 18,4 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва была написана в одном из иконописных центров Владимирской губернии в связи с канонизацией святого в начале XX века. Несмотря на массовость такого рода продукции эта икона обладает большой выразительностью художественного языка, отразившего влияние стиля модерн.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. Начало XX века. Иконописные села Владимирской губернии. Дерево, темпера; 31 × 26 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. Начало XX века. Иконописные села Владимирской губернии. Дерево, темпера; 31 × 26 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева

На другой иконе этого же времени преподобный Серафим Саровский изображен в монашеском облачении, с четками в руках, со смиренной склоненной головой на фоне Серафимо-Дивеевского монастыря, в молении иконе Богоматери «Серафимово Умиление». На полях изображены ангел-хранитель, мученик Трифон и преподобные Антоний и Феодосий Печерские.

На фоне Саровского монастыря изображен преподобный Серафим на иконе, также созданной к канонизации святого . Такой тип изображения подвижников с основанными ими обителями типичен для русской иконографии и был распространен с начала XVII столетия, а в Новое время использовался и в иконах вновь канонизированных святых. Очевидно, икона она была создана в селе Холуй Владимирской губернии, где местные иконописцы специализировались на массовых иконописных заказах, в том числе образах русских преподобных с видами их монастырей.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. Начало XX века (1903 год?). Холуй (?). Дерево, темпера; 31 х 28 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. Начало XX века (1903 год?). Холуй (?). Дерево, темпера; 31 х 28 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Святой стоит, прижимая к груди правую руку в молитвенном жесте, в левой – держит четки, подобные тем, что хранились в монастыре и связывались с памятью преподобного. Внизу на фоне представлена основанная Серафимом обитель. Лик передает черты святого, следуя его прижизненным портретам. Как и большинство икон преподобного, образ из собрания Музея имени Андрея Рублёва был создан в короткий промежуток между 1903 и 1917 годами.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ НА ПУТИ В ПУСТЫНЬКУ. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, смешанная техника. 13,2 × 10,4 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ НА ПУТИ В ПУСТЫНЬКУ. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, смешанная техника. 13,2 × 10,4 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Отдельный тип ростовых икон святого представлял его как согбенного старца с посохом в руках. На подобной иконе из собрания музея на обороте иконы имеется штамп: «Сия икона освящена на мощах преподобного Серафима Саровского чудотворца». Небольшой размер, приёмы создания с применением печати и доработки маслом, говорят о назначении иконы как паломнической. Такие произведения массово создавались по заказу Серафимо-Дивеевского монастыря со времени подготовки к официальной канонизации преподобного.

ПРАВЕДНАЯ КОНЧИНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО. Около 1903 года. Иконописная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, темпера. 27 × 23,3 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева
ПРАВЕДНАЯ КОНЧИНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО. Около 1903 года. Иконописная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, темпера. 27 × 23,3 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Два штампа на обороте: «СИЯ ИКОНА освящена на мощах Преподобнаго Серафима Саровскаго чудотворца.»; «РАБОТА СЕСТЁРЪ Серафимо-Дивеевскаго монастыря Нижегородской губернии Ардатовскаго уез.» имеются на иконе с образом праведной кончины святого. Старец скончался коленопреклоненным перед образом Богоматери Умиление, которую называл "Всех радостей Радость". Сцена праведной, христианской кончины святого получила широкое распространение еще до его канонизации, в том числе в виде эмалевых образков. Старец изображался коленопреклоненным, с закрытыми глазами и скрещенными на груди руками перед образом Богоматери, стоящим на небольшом столе, на котором горит свеча и лежит раскрытое Евангелие. На иконе передана скромная обстановка монашеской кельи святого; мантия, клобук и обычные крестьянские лапти, висящие на стене. После смерти старца они, как и келейный образ Богоматери, были переданы в Дивеевскую обитель, где их могли видеть богомольцы.

___

Спасибо за лайки, репосты и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!