1 августа 1903 года состоялись торжества в честь святого преподобного Серафима Саровского (1754–1833) – одного из самых почитаемых русских подвижников. Первое его жизнеописание было составлено иеромонахом Саровского монастыря Сергием в конце 1830-х – начале 1840-х годов, а уже в 1841 году в Москве было опубликовано первое печатное житие «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника».
Установление официального церковного почитания преподобного Серафима было инициировано супругой Николая II, императрицей Александрой Федоровной. В день рождения преподобного Серафима Саровского 1 августа (19 июля) 1903 года его останки были торжественно переложены в специально подготовленную гробницу, а дата была зафиксирована в календаре церковных праздников как День обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Еще до канонизации святого получили широкое распространение его изображения, прижизненные портреты. В Музее имени Андрея Рублева собраны различные типы икон святого, в том числе житийные образы.
Образ, созданный в мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, имеет двенадцать клейм - в верхних угловых композициях изображены находившиеся в Серафимо-Дивеевском монастыре почитаемые иконы Богоматери Умиление и Спаса Нерукотворного, списки с келейных икон преподобного Серафима, а остальные иллюстрируют жизнь святого от раннего детства Прохора, будущего Серафима, которому явилась Богоматерь, до праведной кончины во время молитвы в келье и чтения в храме у его гроба.
Среди житийных сцен выделялось изображение редкого подвига столпничества — 1000 дней и ночей преподобный Серафим молился на камне, стоя на коленях, днем в келье, ночью в лесу. Иногда этот сюжет писали на осколках подлинного камня, на котором молился святой. Впервые образ моления на камне появился среди акварелей П.Ф. Бореля, выполненных для экземпляра «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима...», предназначенного лично императрице Александре Феодоровне. Акварельные рисунки Бореля были повторены в серии литографий мастерской П.Н. Шарапова в Москве в 1856 г. Живописный образ моления на камне находился в часовне над гробницей святого. Варианты композиции «Моления на камне» отличались деталями: положением рук святого, сложенными в крестное знамение или воздетыми в молитве вверх; на дереве иногда помещали икону Богородицы.
Икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва была написана в одном из иконописных центров Владимирской губернии в связи с канонизацией святого в начале XX века. Несмотря на массовость такого рода продукции эта икона обладает большой выразительностью художественного языка, отразившего влияние стиля модерн.
На другой иконе этого же времени преподобный Серафим Саровский изображен в монашеском облачении, с четками в руках, со смиренной склоненной головой на фоне Серафимо-Дивеевского монастыря, в молении иконе Богоматери «Серафимово Умиление». На полях изображены ангел-хранитель, мученик Трифон и преподобные Антоний и Феодосий Печерские.
На фоне Саровского монастыря изображен преподобный Серафим на иконе, также созданной к канонизации святого . Такой тип изображения подвижников с основанными ими обителями типичен для русской иконографии и был распространен с начала XVII столетия, а в Новое время использовался и в иконах вновь канонизированных святых. Очевидно, икона она была создана в селе Холуй Владимирской губернии, где местные иконописцы специализировались на массовых иконописных заказах, в том числе образах русских преподобных с видами их монастырей.
Святой стоит, прижимая к груди правую руку в молитвенном жесте, в левой – держит четки, подобные тем, что хранились в монастыре и связывались с памятью преподобного. Внизу на фоне представлена основанная Серафимом обитель. Лик передает черты святого, следуя его прижизненным портретам. Как и большинство икон преподобного, образ из собрания Музея имени Андрея Рублёва был создан в короткий промежуток между 1903 и 1917 годами.
Отдельный тип ростовых икон святого представлял его как согбенного старца с посохом в руках. На подобной иконе из собрания музея на обороте иконы имеется штамп: «Сия икона освящена на мощах преподобного Серафима Саровского чудотворца». Небольшой размер, приёмы создания с применением печати и доработки маслом, говорят о назначении иконы как паломнической. Такие произведения массово создавались по заказу Серафимо-Дивеевского монастыря со времени подготовки к официальной канонизации преподобного.
Два штампа на обороте: «СИЯ ИКОНА освящена на мощах Преподобнаго Серафима Саровскаго чудотворца.»; «РАБОТА СЕСТЁРЪ Серафимо-Дивеевскаго монастыря Нижегородской губернии Ардатовскаго уез.» имеются на иконе с образом праведной кончины святого. Старец скончался коленопреклоненным перед образом Богоматери Умиление, которую называл "Всех радостей Радость". Сцена праведной, христианской кончины святого получила широкое распространение еще до его канонизации, в том числе в виде эмалевых образков. Старец изображался коленопреклоненным, с закрытыми глазами и скрещенными на груди руками перед образом Богоматери, стоящим на небольшом столе, на котором горит свеча и лежит раскрытое Евангелие. На иконе передана скромная обстановка монашеской кельи святого; мантия, клобук и обычные крестьянские лапти, висящие на стене. После смерти старца они, как и келейный образ Богоматери, были переданы в Дивеевскую обитель, где их могли видеть богомольцы.
___
Спасибо за лайки, репосты и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!