В Русском музее открылась масштабная выставка «О, море, море! Водная стихия в произведениях русских художников XVIII — XX веков», посвященная необъятным морским просторам нашей Родины и русским морякам. Открытие экспозиции приурочено ко Дню Военно-Морского Флота России. В состав выставки вошло более 120 произведений из собрания Русского музея, среди которых много шедевров первого ряда. В рубрике «Экскурсия для чтения» журнал об искусстве Точка ART рассказывает об избранных произведениях выставки.
Выставка иллюстрирует историю становления и развития жанра морского пейзажа — марины — в русской живописи от XVIII до начала XXI века. Это посвящение всем морякам, рыбакам, романтикам моря и нашему городу, морской столице России, которая без моря, морского духа, уважения и любви к морякам, без брига с алыми парусами совершенно немыслима.
Морская даль, океан и прибрежный ландшафт всегда были и до сих пор остаются одной из наиболее распространенных тем мирового изобразительного искусства. В русской живописи эта тема ярко персонифицируется творческой личностью великого Ивана Айвазовского. Его всемирно известные шедевры из собрания Русского музея «Девятый вал» и «Волна», поражающие воображение мощью и красотой, — жемчужины выставки.
Айвазовский писал море по памяти: каждую волну, буйство стихии или тихую гладь воды он воспринимал как уникальное мгновение, которое невозможно повторить дважды. Поэтому он не сидел на берегу с мольбертом, ловя природу с натуры, а воспроизводил на холсте свои воспоминания. Мастер творил в технике «алла прима», то есть завершал картину в один сеанс.
Визиты военных кораблей России и Франции расценивались как чрезвычайно важное политическое событие, поэтому празднества, устроенные французской стороной, отражены как русскими, командированными во Францию художниками-маринистами А.П. Боголюбовым, Н.Н. Гриценко, М.С. Ткаченко, Л.Д. Блиновым, так и французскими живописцами. 28 октября в Тулон провожать русскую эскадру прибывает президент Французской республики С. Карно.
Море привлекало внимание множества талантливых мастеров романтического направления: Андреем Мартыновым, Александром Орловским, Сильвестром Щедриным и Платоном Бориспольцем были созданы великолепные полотна. Работы выдающихся художников Алексея Боголюбова, Константина Круговихина, Александра Дорогова и Льва Лагорио демонстрировали собственное понимание темы моря, расширив границы жанра новыми темами, изобразительными мотивами и техническими приемами.
Для русской маринистической живописи трудно переоценить значение творчества Боголюбова. В начале своего творческого пути он увлекся методами старшего современника — Ивана Айвазовского. Когда состоялась их первая встреча, Айвазовский ободрил молодого художника и порекомендовал работать импровизационно. Он сказал: «Я так пишу, ибо свежее этого ничего нельзя воспроизвести».
Но со временем Алексей Боголюбов выработал свой собственный стиль, близкий реалистическому мировоззрению с использованием опыта зарубежных мастеров. Художественные критики противопоставляли двух великих маринистов друг другу: шедевры Айвазовского называли романтическими воспоминаниями о природе, а произведения Боголюбова — флотской будничной правдой.
Особое внимание уделено отражению темы Севера, привлекавшей русских художников начала — первой половины XX века. В «Северном» разделе экспозиции представлены два монументальных панно Константина Коровина и Николая Клодта для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Панно изображают тайгу у Байкала, добычу золота, северный птичий базар, стадо китов, плывущих в море, лежбище котиков на Командорских островах. Выдержанные в серебристо-зеленом колорите и рассчитанные на восприятие со сравнительно близкого расстояния, они написаны общо раздельными короткими и протяженными мазками, сочетая стилистику модерна и постимпрессионизма.
Развитие традиций маринистики продолжилось и в советский период. Сергей Герасимов, Василий Шукаев, Борис Яковлев и другие мастера внесли вклад в создание мощных образов моря, соединяющих художественную достоверность с поэтическим восприятием природы.
Отдельное внимание на выставке уделяется созданию портретов отважных моряков и трудолюбивых рыбаков. Работы таких мастеров, как Федор Богородский, Борис Ермолаев, Владимир Лебедев, запечатлевшие выразительность лиц и силу характера героев, связавших жизнь свою с морем, обогатят экспозицию так же, как и бронзовые и мраморные фигуры работ знаменитых скульпторов Федота Шубина, Матвея Чижова, Михаила Аникушина и других.
Моряки, которых Богородский на флотском жаргоне называл «братишками», были главными персонажами его произведений. Служивший в годы гражданской войны комиссаром Военной волжско-донской флотилии, он неизменно ощущал себя частью их грубовато-романтического мира. Предпочитая «быть матросом в рядах художников», он даже свои статьи об искусстве в «Нижегородской коммуне» не без некоторого эпатажа подписывал «Матрос Богородский». В 1931 году он шесть месяцев провел на военных кораблях в Черном море, посетил Севастополь, Одессу, Батуми. «Это путешествие окончательно ставит меня на путь „морского живописца“, и я уже не расстаюсь с мыслью посвятить все основные работы моему любимому Красному Флоту, моим задушевным морякам». Эти задушевные интонации воплотились и в картине «Снимаются у фотографа». Добродушно подшучивая над наивной серьезностью бравого матроса и его верной подруги, позирующих на фоне незамысловато экзотического пейзажа, художник в то же время вкладывает в их образы максимум симпатии и уважения. Возможно, матрос привел в фотоателье свою явно ожидающую ребенка жену перед далеким плаванием, и фотография будет согревать его суровое сердце в долгие дни разлуки.
Далекие от жанра морского пейзажа в традиционном понимании работы Евсея Моисеенко («У моря»), Валерия Ватенина («Дети и море») и других авторов показывают то море, которое всегда было не только физической стихией, но и символом свободы и приключений.
Многие маринисты были профессиональными моряками — Алексей Боголюбов, Александр Беггров, Николай Гриценко, Владимир Шульман и другие. Это связано с тем, что в XIX веке рисование считалось важной частью образования морских офицеров наряду с точными науками.
Море — это не только фантастические по красоте пейзажи, но и люди. Поэтому важное место в экспозиции занимают скульптурные образы знаменитых флотоводцев прошлого и живописные портреты простых рыбаков и моряков. Тринадцать экспонатов, предоставленных для выставки Центральным военно-морским музеем им. Петра Великого (якоря, судовой колокол, навигационные приборы и другие предметы морской практики) помогут зрителю соотнести мир искусства с миром реальным.
Море в русской живописи — и пейзаж, и метафора пути: стихия, одновременно влекущая и пугающая, символ свободы и неизведанных горизонтов.
Выставка «О, море, море! Водная стихия в произведениях русских художников XVIII — XX веков» работает в Корпусе Бенуа до 26 октября 2025 года.
«Экскурсии для чтения» по другим выставкам читайте в журнале:
Контрасты Николая Фешина: гид по выставке в Третьяковской галерее
«Иван Айвазовский и русские художники-маринисты»: гид по выставке в Малаге
«Маленькое искусство»: гид по выставке в Еврейском музее
«Desired Beauty»: гид по выставке прерафаэлитов в Венгерской национальной галерее
Учимся понимать Альбрехта Дюрера: гид по выставке гравюр в Историческом музее
Мастера пейзажа в Русском музее: гид по выставке «Преображенная природа»