Честно говоря, немного страшно было ехать в Инту. Про неё пишут и снимают видео меньше, чем о Воркуте, и оценки ещё более мрачные. Такой, мол, уголок ГУЛАГа, ныне доживающий свои последние дни...
Но ещё в поезде я почувствовала: Инта, как минимум, центр притяжения для туристов. Почти все пассажиры нашего вагона выходили в Инте. Их путь лежал на Приполярный Урал. Детишки лет двенадцати с восторгом предвкушали подъемы на Манарагу и Народную...
И сам город, переживающий не лучшие времена, оказался живым и красивым!
Вокзал – ворота города. В Инте он прекрасен! Год постройки указывают разный: 1957, 1958 или даже 1964!
Поезд прибыл в 13 июля в 06.12 (вообще, кажется, большинство поездов прибывает в Инту поздно ночью или рано утром). Туристов ждал транспорт, а вот ближайший рейсовый автобус в город должен был прийти в 7.45. Но мне так рано в городе делать было нечего. Я оставила вещи в автоматической камере хранения и забронировала комнату отдыха на вечер. Выпила кофе из автомата.
В здании вокзала красиво и уютно. Здесь устроена целая оранжерея, за которой любовно ухаживают.
И висят картины с изображением местных красот.
Выхожу на площадь перед вокзалом. Она безлюдна.
Памятный знак.
И очень много собак...
Я так понимаю, интинцы – люди добрые, поэтому собаки в городе сытые и добродушные. Но их много (они даже на Яндекс-панорамы попали), и они крупные... Я старалась держаться от них подальше.
А вот от комаров держаться подальше не получится. Где только они меня не ели! И в Печоре, и в Пушкинских Горах... Не говоря уж о моей родной Воркуте... Но в Инте в честь них магазин назвали!
Хотя людей на площади не было, зато стоянка машин там была впечатляющая. Как я поняла, это работники железной дороги оставляют машины здесь, а дальше едут на рабочих и пассажирских поездах.
Вообще вокзал в Инте находится в 13 км от города, в посёлке Верхняя Инта. Дорога... такая же, как у нас в Воркуте от города до Воргашора, то есть – ужасная. Только по сторонам не тундра, а зелёный "коридор" деревьев и кустарников.
По дороге такая вот скульптурная группа. Она называется "Наука и труд".
Установлена в 1967 году в месте, которое здесь называют Горкой. Автор неизвестен. Встречается утверждение, что год установки – 1957-й, но это вряд ли: всё-таки образ космонавта для того времени нехарактерен.
Выхожу на остановке "Дворец культуры и техники". Здесь начинается улица Кирова с самыми старыми и интересными домами Инты.
Даже сейчас, когда дома эти пустуют, а окна в них заколочены, видно, сколько фантазии и труда вложили в них зодчие. Да, именно так хочется называть архитекторов и строителей 40-х годов...
1944 год. Ещё идёт война. Инта – не город, а посёлок, окружённый лагерными отделениями. А архитектор Иван Андреевич Хоменко и инженер Сергей Васильевич Дураков спроектировали единый архитектурный ансамбль улицы Кирова.
Особенно впечатляют огромные открытые лоджии в двух первых домах улицы.
У меня даже слёзы на глаза навернулись от этой красоты – и от жалости, что дома в таком состоянии (хотя думала, что будет ещё хуже).
Кстати, деревянные терема Инты можно увидеть в художественном фильме "Случай на шахте восемь".
Знаток истории Инты П.Бурсиан пишет: "Историческая правда требует напомнить, что дома эти сдавались под жильё без благоустройства, лишь с печным отоплением. /.../ С годами /.../ и в эти своеобразные "теремки" пришло благоустройство, а при капитальном ремонте здания ставили на новые фундаменты. В конце 60-х большинство домов были снаружи обиты вагонкой и покрашены, заменялось покрытие крыш. К сожалению, в процесс этих ремонтов были частично утрачены или упрощены первоначальные наличники, балконные лоджии и другие архитектурные украшения".
А вот Дворец культуры и техники, стоящий среди печальных памятников деревянного зодчества, совсем другой.
Как видите, действующий. Кино показывают. И снова:
Встретилась мне и пара отремонтированных домов.
Он же в Яндекс-панорамах.
А этот я вообще только из окна автобуса увидела:
Даже не знаю, нравится ли мне такое сохранение домов. Что-то удалось, а что-то совсем нет... Но пока что они живут и служат людям!
Напротив Дворца культуры, на другой стороне улицы, поросшая травой площадь со скульптурой "Взрыв" – это памятник воинам-интернационалистам и ветеранам локальных войн, открытый в 2009 г. Поразительно, но сведений о его авторе я найти не могу. Фотография против солнца тоже не получилась, поэтому – из открытого доступа.
На заднем плане здание ОМВД.
На перекрёстке улиц Кирова и Лунина – такой вот красивый дом. Постройка закончена в 1951 г.
Скамейки, которых в городе немало, украшены изображениями с герба города: водонапорная башня и олень.
Украшения в виде олешек встречаются и в других местах.
Памятник, конечно же, Сергею Мироновичу, открытый в 1960 г. Скульптор – известный Н.В.Томский, архитектор В.К.Доброноженко.
Находящийся напротив дом №17, увы, не в таком блестящем состоянии. А ведь он очень интересен! Во-первых, оказывается, два его верхних этажа – деревянные. Это был Дом связи, построенный в 1948 г.
Во-вторых, в конце 1940-х – начале 1950-х его на домкратах передвинули и подняли на один этаж – уже каменный. Сейчас я заметила отремонтированную крышу. Это даёт надежду на последующий ремонт всего дома!
Здесь я немного прошла по улице Лунина, где расположена старая пожарная часть.
Да, пожарный, озирающий с балкончика окрестности, – это скульптура. Увы, автор опять же неизвестен.
Вернувшись назад, прошла под знаменитой интинской аркой. Она построена в 1948 году и соединяла тогда два деревянных дома. Но и в её стенах были жилые помещения.
Так было:
Деревянные дома по бокам снесли и заменили... даже не знаю, как назвать. Имитацией здания. В окнах-витринах выставлены фотографии города и окрестностей.
А так арка выглядит с другой стороны.
Улица Лунина изначально называлась Стахановской. Переименована в честь Н.П.Лунина, бывшего начальником строительства шахты № 2 и возглавлявшего парторганизацию «Интастроя». Он погиб в бою 25 марта 1944 года.
Свернула на улицу Полярную. Это уже 50-е годы.
Улицы пусты ещё и потому, что время раннее: около 9.00. Воскресенье...
Правда, встретилось немало людей, выгуливающих своих собак. Здесь точно любят собачек!
Школа №1, построенная в те же далёкие годы.
Из-за деревьев её совсем не видно. Вот я нашла старую фотографию. Какой там, оказывается, великолепный фронтон!
Напротив стадион спортивного комплекса "Юность". Когда-то на его месте находилось деревянное здание плавательного бассейна – пишут, что первого в Коми АССР!
Эту фотографию заимствую с Яндекс-панорам. Почему я не сняла такую красоту, не знаю.
А это уже моя.
С одной стороны улица Полярная выходит к смотровой площадке и мосту. На фотографию не попала Интинская ТЭЦ.
Рядом уютный скверик.
Там вот такой закладной камень:
...и новенький памятник без надписи. Позже в музее я узнала, что это памятник капитану милиции Сергею Кулешову (1952-1985), который погиб при задержании вооруженного преступника, совершившего побег из мест лишения свободы.
По той же улице в другую сторону:
Улица привела меня к главной достопримечательности Инты – старой водонапорной башне.
Её построили в 1953-54 годах. Изначально это должна была быть простая и унылая водонапорная башня. Однако заключённый Артур Густав Томвелиус, исполнявший обязанности художника-архитектора, предложил свой проект.
Кстати, вы попробуйте её представить без шпиля! Потому что шпиль установили в 1954 г., по проекту И.П.Хоменко, а красную звезду и того позже, в 1961 г. И получается, что проект Томвелиуса был как бы из европейского средневековья, а потом башня стала подражанием кремлёвским... Впрочем, Кремль ведь тоже строили иностранцы.
Сейчас в башне расположен музей политических репрессий. Я бы в него сходила, но по воскресеньям он не работает.
Отсюда по улице Чайковского я снова прошла к реке. Некоторые блогеры и журналисты недоумевают: какое, мол, имеет отношение композитор к Инте?
Видимо, по их мнению, жителям небольшого шахтёрского города положено быть далёкими от культуры? Ну-ну...
Почти сразу за памятником – подвесной мостик.
Вид с него в одну сторону...
...в другую:
Кстати, это не река, а рукотворный канал. Он соединяет края большой петли, которую делает здесь река Большая Инта. Прорыт для осушения местности.
Поэтому интинский городской парк называется "Остров". Судя по старым фотографиям, раньше в нём были различные аттракционы и эстрада, на которой давались концерты. П.Бурсиан пишет, что в 1990 г. здесь была открыта детская железная дорога – упоминание о ней я встречала ещё где-то, но никаких подробностей не знаю.
Сейчас, кажется, есть только дорожки, выложенные плиткой, и детская площадка. А проблему борщевика в этом году пришлось решать на уровне ВРИО Главы республики...
Впрочем, чего не видела, того писать не буду.
На обратном пути обнаружила вот такое граффити:
Поискала в интернете. Да, это Высоцкий. А рядом были написаны его строки: "Все года, и века, и эпохи подряд / Всё стремится к теплу от морозов и вьюг. /Почему ж эти птицы на север летят, /Если птицам положено только на юг?" Надо бы восстановить, ведь это про нас, северян.
От памятника Чайковскому я пошла по улице Мира мимо красивой школы №5. Здание большое, вблизи снять целиком не получается, а с другой стороны улицы его совершенно не видно из-за деревьев. Поэтому я сфотографировала только кусочек.
А вот она во всей красе.
С улицы Мира свернула на Социалистическую – и вот памятник "Клятва" в память о погибших в Великой Отечественной войне. Он заложен в 1975 г., в 30-летию Великой Победы, открыт 6 ноября 1977 года к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Автор памятника — скульптор Ф. Н. Бондарь, архитектор — А. Клейн.
А впереди девятиэтажный дом.
Здесь началась новая Инта, но о ней во второй части.