Фильм «Благословите женщину», 2003 г. Режиссер: Станислав Говорухин.
Женщина как желанная мать
Ларичев, главный герой фильма, по сути своей психологический младенец. Его жизнь — это проживание симбиоза с матерью. Армия — это и есть проекция его внутренней материнской части, которая и составляет всю его жизнь. Родина-мать не всегда добра к своим сыновьям. Это мать ничего не спрашивает, отправляет куда захочет, требует, что нужно ей. Ларичев в полном её распоряжении. Не имеет он ни права, ни выбора. Он полностью зависим от неё. Даже его жизнь ему не принадлежит, она принадлежит армии, стране, как младенец принадлежит матери.
К сожалению, его внутренняя мать не очень добра к нему, не проявляет к нему ни любви, ни ласки. Вот он и ищет хорошую мать, которая бы как-то смягчила его тяжёлую жизнь. В Вере он видит эту материнскую доброту, искренность и терпение.
Жена как мать
Главная героиня фильма очень хорошая символическая мать. У Веры сильное материнское начало. Эта девушка становится для Ларичева дополнительной материнской функцией, которая не способна заменить или сразиться с его внутренней сильной и властной матерью, но она может как-то смягчить её жестокость. Совсем не случайно он требует от своей жены только две вещи: чтобы она встречала его улыбкой и вкусно кормила. Согласитесь, это, прежде всего, функции матери, а не любимой и любящей женщины. Больше ему от неё ничего не нужно.
Ларичев ничего не хочет знать о её чувствах, мечтах и потребностях, ведь это не входит в обязанности ребёнка относительно своей матери. Он отказывает Вере в рождении ребёнка, потому что она ему нужна в качестве матери, доброй, понимающей и терпеливой. Увидев, как она проявляет любовь и заботу к его сыну, он забеспокоился. Это поднялась бессознательная тревога потерять Веру как материнский тёплый ресурс. Он ревнует ее к своему сыну, так как желает, чтобы она принадлежала только ему. Ревнует, как старший ребёнок к своему младшему брату, боясь потерять внимание и заботу матери.
У Веры есть огромная потребность быть матерью, заботиться о детях, их любить. Вот она и берётся опекать детей своей подруги. Расцветает в процессе ухода за ними. Она видит, как они растут, развиваются, это даёт ей энергию и настоящее удовлетворение. Но её муж опять лишает этого удовольствия.
Преданность внутренней материнской фигуре
Главному герою очень нужна любовь Веры, но по-настоящему он предан своей внутренней властной матери, своему долгу. Попав под обстрел в начале войны, он забывает о своей жене, не думает о том, как спасти её. Он идёт спасать родину-мать, забыв о семье и долге перед семьёй и женой.
Вера не требует от своего мужа жертвовать ради нее, она его просто любит. Ларичев не готов её поддерживать, но ищет поддержки у неё. После финской компании он ей рассказывает о своих страданиях, просит её разделить с ним горе. Но не интересуется, как она жила, что с ней происходит. Он не способен на это, так как она не является для него отдельным человеком. Ларичев воспринимает жену как часть себя, которая необходима для поддержания его жизни.
Внутренняя властная мать требует от него героизма, но не награждает его. Он обязан быть героем, но не достоин почёта и уважения. У героического есть оборотная сторона — это жертвенность. Главный герой как не старается, не может завоевать любовь этой властной матери. Ларичев остаётся сиротой, когда его выгоняют из армии. Он лишается смысла жизни. Мирная жизнь не для него, и Вера не может заполнить всю его жизнь, заменить ему его настоящую мать. Ему нужен вечный бой.
Он умирает, захваченный энергией смерти. Влечение к смерти победило влечение к жизни.
Энергия материнской любви
Вера жила с любящей матерью, но без отца. Бессознательно она почувствовала в Ларичеве ребёнка. Вера опиралась на всё хорошее, что у него было. Она хорошо усвоила от мамы, как нужно заботиться и любить детей. Про отношения с мужчиной она совсем не знала.
Ларичев был для неё мужчиной, но где-то в глубине души она чувствовала в нём голодного ребёнка. Голодного в первую очередь эмоционально.
В семье он командовал парадом, но именно она терпеливо удерживала равновесие и спокойствие в их паре. У неё к нему было больше нежности, чем сексуального интереса и страсти. Она чувствовала за его агрессивностью и властностью боль и отчаяние ребёнка. Вера умела принимать его во всём его несовершенстве.
Чувствовала ли она себя жертвой? Думаю, нет. Она умела проживать свои эмоции, чувства. Эта молодая девушка не отворачивалась от них, не впадала в ужас. У неё есть удивительная особенность: принимать жизнь такой, какая она есть, и радоваться тому, что имеет. Это такая женщина-мать, которая, несмотря на ужасные внешние обстоятельства, готова заботиться и безусловно любить.
Любовница и мать
Вера и её подруга Маша — две противоположности. Она женщина-мать, а подруга — женщина-любовница. Две противоположности встретились и помогли друг другу прожить страшное время войны. Как будто в тяжёлые времена невозможно объединить эти две составляющие: любовница и мать. Не хватает ресурсов удержать это в одном женском теле. Или дети, или любовники. Вот женщины и растят детей без отцов. Или становятся мужчинам матерью.
В жизни главной героини появляется пожилая артистка и как будто бы вносит в жизнь Веры что-то чисто женское, лёгкое и даже слегка легкомысленное. А профессиональная деятельность Веры даёт ей стабильность и возможность опираться на себя. Приняв дочь подруги, она получила возможность реализоваться как мать.
Всё сложилось так, что она теперь может позволить себе влюбиться, позволить, чтобы в её жизнь пришёл взрослый мужчина.
Теперь уже невозможно ставить ей условия и обольщать её ролью доброй матери. Может, наконец пришло время ей побыть просто женщиной? А вы как думаете?