На отечественных стримингах перевалил за экватор новый проект писателя и режиссёра Романа Михайлова — «Путешествие на солнце и обратно». Постановщик вновь пытается убедить зрителя, что жанр «магического реализма» может себя уверенно чувствовать не только в литературе, но и на киноэкранах.
«Путешествие на солнце и обратно» (2025)
Жанр: драма, криминал
Продолжительность: 7 эпизодов по 47 минут
Автор сценария и режиссёр: Роман Михайлов
В ролях: Олег Чугунов, Марк Эйдельштейн, Дарья Екамасова, Кирилл Полухин, Фёдор Лавров, Любовь Аксёнова, Лев Зулькарнаев, Мария Мацель, Сергей Двойников, Андрей Бледный, Дмитрий Кузнецов (Хаски) и другие
Производство: Россия
18+
Пара цитат из повести Романа Михайлова «Дождись лета и посмотри, что будет», по которой снял данный сериал:
«Один раз я увидел сон. Электричка подъехала к нашей станции, мы вышли из вагона толпой. Было чёткое видение ступенек, я спустился, встал на землю и пошел вместе со всеми. Из-за желтых домов навстречу толпе выскочила полоумная женщина с растрёпанными грязными волосами. Она раскинула руки закричала «это любовь, это любовь». От неё отшатывались. Когда мы поравнялись она заглянула мне в лицо и крикнула ещё сильнее «это любовь». От её крика я проснулся и застыл в ночи, пытаясь понять, к чему всё это. Конечно, это любовь, а как иначе. И без лишних слов всё понятно. Можно не стеречь у вокзала и не орать в лицо».
И ещё:
«У меня ничего нет, не могу ни дать, ни сказать. Я ничего не понимаю. Меня не интересуют игры, деньги, власть, образование, работа. Только любовь. Когда я её встречу, она спросит, чем занимаюсь, отвечу: «ничем, меня кроме тебя ничего больше не интересует».
«Ах, белый теплоход…»
В юности Руслан (Олег Чугунов) частенько посещал санатории в компании с мамой (Дарья Екамасова) и папой (Кирилл Полухин). Но ездили они не отдыхать, а работать. Его отец — профессиональный картёжник и шулер, который ловко использовал жену и сына в качестве отвлекающего манёвра, чтобы ввести в заблуждение состоятельных курортников. Это поспособствовало тому, что батя стал вхож в бандитскую «прихожую» и его однажды даже пригласили на роскошную свадьбу. Там 9-летнего Руслана угораздило влюбиться в невесту (Мария Мацель).
И вот. Наступают наши любименькие, ненаглядненькие 90-е — во всяком случае, в этом уверены отечественные «киношники». Руслан до сих пор не может забыть тот женский образ с «гангстерской» свадьбы. Но мысли об ускользающем прошлом перебивают неопределённость настоящего и тревога о завтрашнем дне.
Его будни — словно реконструкция романа «Мультики» Елизарова. Или же картинки к «Праздникам» — сборнику рассказов самого Романа Михайлова. Руслан ходит на бокс, дерётся после дискотеки в бескомпромиссном формате «толпа на толпу» или устраивает с дружками в заброшенной квартире притон, чтобы выплясывать там драм-н-бейс да пьяно позориться перед девушками. Если бы молодость знала…
Его завораживают беседы с Ласло (Марк Эйдельштейн), который живёт в своём мире и является завсегдатаем отделений психиатрии. Сам же Руслан видит в иллюстрациях старых советских книг всех знакомых из ближнего круга и никак не может найти этому портретному сходству рационального объяснения (кроме того, что ежевечерне получает «в бубен» на «разборочных» мероприятиях).
На горизонте маячат неведомые перемены. Из тюрьмы возвращается отец-шулер, оперяются местные братки, и обе стороны настойчиво хотят взять Руса в оборот. Мол, пора уже определяться, с кем ты.
Так, да не так
Дебютный фильм Романа Михайлова «Сказка для старых» вышел в прокат меньше трёх лет назад. С тех пор он успел нашарашить ещё шесть полнометражных фильмов и один сериал. К примеру, обзорчик на «Отпуск в октябре» можно почитать вот здесь https://alterlit.ru/post/59233/, а с мнением вашего покорного о фильме «Наследие» можно ознакомиться тут — https://alterlit.ru/post/56299/.
«Путешествие на солнце и обратно» — это банально детские и юношеские воспоминания автора, выросшего в неблагополучном латвийском посёлке. Оттого трогательные флешбэки про родителей здесь соседствуют с довольно свирепыми околобандитскими историями. Полупустынные пространства, тревожные помещения — от заброшек и железных дорог до совсем трудноописуемых мест. Здесь уже повествование ведёт не мальчишка Ромка Михайлов, а профессор РАН. Не укладывающиеся ни в какие рамки, абсолютно потусторонние персонажи. То повторяющиеся, то совсем редкие сказочные сюжеты. Осмысление реальности через цепочки совсем иррациональных циклов событий. Михайлову нет дела до «Слова пацана». Его история хоть и погружена в осточертевшую плоскость 90-х, но не похожа на именитых представителей этого можно сказать уже и жанра. Кто смотрел «Сказку для старых», незамедлительно поймёт, в каком ракурсе представлено «Путешествие…».
Портал КИНОТВ побывал на премьере сериала в Москве, когда на Арбате развернулся грандиозный перформанс с участием каста и режиссёра — Романа Михайлова.
Упомянутый уже магический реализм в сериале поразительно ладно соседствует с бытовым абсурдом. Картёжник-катала может внезапно удариться в рассуждения о политической ситуации в Индии. Брутальный заводчанин обсуждает с сыном-гопником роман Лимонова «Это я, Эдичка». Бандит разговаривает с диджеем о природе музыки, а ключевые сюжетообразующие сцены завязаны на волшебную книгу «Тысяча и одна ночь» и говорящую красную игрушечную лошадку. Что-то, отдалённо напоминающее сценарные эксперименты Луцика и Саморядова, только, как говорит один из уважаемых мужей нашего Альтерлит — «про пациков и кострики».
Дурная привычка — восторгаться
Полюбить «Путешествие…» Михайлова, так же непросто, как и любую другую его киноработу. Это и не плохо, и не хорошо. Это слишком «в себе». Андеграунд-тусня ходит к нему на эпизодные камео, как на статусную вечеринку. Из картины в картину кочует рэпер Хаски, и непотопляемый Андрей Бледный из 25/17, захаживали к нему и Юра Борисов, и Евгений Ткачук, а Маша Мацель, кажется, родилась где-то в киновселенной Михайловских картин, и, оставаясь в этом же темпо-ритме, отправилась в другие проекты.
«Путешествию на солнце и обратно» не суждено стать хитом. Сериал сложен для восприятия и не имеет в арсенале ни проверенных визуальных приёмов, ни лобовой стриминговой драматургии. Но, как и всякому нишевому проекту, статус культа проекту выпишут. У нас так заведено: всплёскивать руками и навешивать ярлык невероятного явления всему, что хоть сколько-то выбивается из конвейера и обладает талантливым почерком. Михайлова уже смело нарекают «новым Балабановым». Определение это звучит так же нелепо, как усовершенствованное коромысло.
«Сказки — подсказки» рефреном звучат в сериале. По Роману Михайлову, фольклор всегда был и будет главным источником человеческой мудрости. И если мы перестанем к нему обращаться, то навсегда утратим один из важнейших нарративов в искусстве. Бродячие сказочные сюжеты выведены в «Путешествии…» повсюду. Благо хронометраж позволяет.
Автор не выносит никаких приговоров поколению 1990-х, и уж точно не кричит, что на этом сериале тема «лихих» будет исчерпана окончательно. Но на каждую израненную душу в «Путешествии на солнце и обратно» найдётся своя любовь в зелёном платье и с исцеляющими объятиями. В данном случае, эта любовь — Любовь Аксёнова. Что называется, не перепутаешь.
Автор: Продолговатый ящик для Альтерлит