Аглая Набатникова сняла сказку о взрослении.
Таня (Таисья Калинина) проводит каникулы в деревне. Она живет в старом доме одна и сама заботится о себе, ее мама (Юлия Марченко) лишь изредка приезжает, чтобы проведать Таню и привезти продуктов. Целые дни Таня проводит со своим лучшим другом Вадиком (Иван Бычков) — он астматик, так что не может играть с другими мальчишками и готов вместо этого слушать девчоночью болтовню. Раньше Таня посещала художественную школу, но недавно она разочаровалась в своих творческих способностях и теперь хочет завязать с искусством.
Однажды вечером в пустующий дом по соседству с Таней заселяется Ева (Светлана Иванова) — историк, изучающая древнеславянские обрядовые практики. Главная героиня, страдающая от скуки, приходит к Еве на семинар и под ее руководством создает куклу-мотанку — ту самую девку-бабу, вынесенную в название фильма. Это двойная кукла, у которой под юбкой вместо ног еще один торс с руками. Она символизирует преображение свободной девушки («девки») в замужнюю женщину («бабу»). Впрочем, по словам Евы, кукла служит отражением внутреннего мира создавшей ее девушки и в каком-то смысле становится продолжением своей хозяйки — такое вот славянское вуду.
Приехавшая на выходные мама вспоминает, что бабушка Евы была ведьмой, и запрещает Тане общаться с этой странной женщиной. В целом ее можно понять, ведь даже если не приплетать мистику, тусовки, которые собирает у себя в доме героиня Светланы Ивановой, напоминают не то посиделки коммуны хиппи, не то встречу членов секты. Но в жизни Тани уже начинаются настоящие чудеса: кукла по ночам моет посуду, готовит аппетитные сырники и даже лечит мелкие раны. Слух об этих происшествиях доходит до отца соседской девочки, банкира с говорящей фамилией Золотов (Алексей Вертков). Он погряз в долгах, и теперь серьезные люди собираются на абсолютно законных основаниях отжать у Золотова и его банк, и остальное имущество. Бедолага настолько отчаялся, что уже обратился за помощью к колдуну и экстрасенсу, а когда это не сработало, решил украсть у соседей якобы чудодейственную куклу.
Фильм Аглаи Набатниковой «Девка-баба: Кукла-чародейка» похож на «Очень странные дела»: умные детишки катаются на велосипедах, сталкиваются с необъяснимыми явлениями и пытаются разобраться в происходящем, пока взрослые ничего не замечают. Режиссер глубоко погружена в материал, она сама занималась изготовлением кукол-мотанок, а потому рассказывает об этой практике с любовью и со знанием дела. Картина иногда пытается притворяться фолк-хоррором, но Набатникова не очерняет традиции предков и не изображает кукол безусловным злом. Скорее они представляют собой чуждую, но в целом благожелательную силу, которая в неправильных руках может стать опасным инструментом.
Впрочем, мистика в этом фильме служит лишь острой приправой к истории взросления девочки. Таня переживает кризис становления личности, но ее родители слишком заняты своими проблемами, чтобы обратить на это внимание. Отец (Николай Мачульский) потерял работу, а мать собирается подавать на развод, и ее не особенно интересует мнение единственной дочери по этому вопросу. Логично, что в такой ситуации девочка будет тянуться к кому-то взрослому, кто может выступить в качестве ментора, и таким человеком становится Ева. Она ведь и в самом деле ведьма — в том смысле, что ведает (знает) больше других. Героиня Светланы Ивановой даже не отрицает, что пытается залезть к Тане в голову, ведь самая главная битва в нашем мире идет за сердца, умы и души детей.
Таисья Калинина в сериале «Трасса» и фильме «Один маленький ночной секрет» играла девочку, ставшую жертвой изнасилования. В связи с этим не по-детски жутко начинает выглядеть сюжетный ход, когда взрослый мужчина ночью тайком забирается через окно в комнату Тани и против ее воли похищает куклу-мотанку, чтобы воспользоваться ей в своих целях. Неспроста ведь нам неоднократно напоминают, что кукла и ее хозяйка — одно целое, вплоть до того, что главная героиня берет себе интернет-псевдоним «Девка-баба». Конфликт, выстроенный вокруг куклы, выглядит надуманным — в самом деле, какой здравомыслящий бизнесмен поверит, что детская игрушка может спасти его от кредиторов? Но для Тани эта история становится первым столкновением с миром взрослых, живущим по своим правилам и способным пережевать и выплюнуть тех, кто хоть на секунду зазевается. В начале фильма Таня со вздохом отмечает, что жизнь не похожа на сказку, и в дальнейшем ей приходится на своем опыте в этом убедиться. Даже волшебный помощник, творящий настоящие чудеса, не поможет справиться с настоящими, серьезными проблемами — их можно только пережить.
«Девка-баба: Кукла-чародейка» — притча о взрослении, в которой интересные идеи то и дело спотыкаются о шероховатости сценария.
Читайте также:
Криминальный авторитет стал киберпетухом. Рецензия на фильм «Нейробатя»
«Клиника счастья» с татарским акцентом. Рецензия на сериал «Циники»
Ева Смирнова доводит людей до озверения. Рецензия на фильм «Мой папа — медведь»