Найти в Дзене

Универсальная защита от болезней: не стоит ни рубля, но меняет всё

Самые тяжёлые болезни часто начинаются не с тела. А с обиды. Или с зависти. Или со страха, который человек носит в себе годами. Врачи лечат симптомы, назначают препараты, направляют к узким специалистам. Но почти никто не спрашивает: а что было до боли? до диагноза? Всё чаще исследователи говорят: негативные эмоции запускают цепочку разрушения в теле. И наоборот — доброжелательность, внутренняя тишина, умение прощать — восстанавливают не хуже лекарства. Возможно, самая надёжная защита от стресса и болезней — это не таблетки, а добро. Звучит слишком просто, чтобы быть правдой? Давайте разберёмся. Как мы сегодня живем? Как реагируем на самые простые жизненные, бытовые и рабочие ситуации? Мы все чаще стараемся реагировать на них с позиции обороны или нападения. Мы как будто каждый день на войне! Чтобы сохранять равновесие, все чаще нам говорят, что надо обороняться от сегодняшней агрессии мира. Должна быть какая-то универсальная защита. Поэтому мы учимся ставить границы, быть «продуктивны
Оглавление

Самые тяжёлые болезни часто начинаются не с тела. А с обиды. Или с зависти. Или со страха, который человек носит в себе годами. Врачи лечат симптомы, назначают препараты, направляют к узким специалистам. Но почти никто не спрашивает: а что было до боли? до диагноза?

Всё чаще исследователи говорят: негативные эмоции запускают цепочку разрушения в теле. И наоборот — доброжелательность, внутренняя тишина, умение прощать — восстанавливают не хуже лекарства.

Возможно, самая надёжная защита от стресса и болезней — это не таблетки, а добро.

Звучит слишком просто, чтобы быть правдой? Давайте разберёмся.

Как мы сегодня живем? Как реагируем на самые простые жизненные, бытовые и рабочие ситуации?

Мы все чаще стараемся реагировать на них с позиции обороны или нападения. Мы как будто каждый день на войне! Чтобы сохранять равновесие, все чаще нам говорят, что надо обороняться от сегодняшней агрессии мира. Должна быть какая-то универсальная защита.

Поэтому мы учимся ставить границы, быть «продуктивными», не подпускать «токсичных». И вроде бы делаем всё правильно. Но в этой защите — много страха и внутренней зажатости.

Отсюда тревожность, болезни, пустота. На лице — усталость.
А тело, будто чувствуя это, начинает сбоить. Парадокс в том, что
мы защищаемся — но при этом всё чаще болеем. Почему?

Учёные давно дали ответ. Просто мы не всегда хотим его слышать

Английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон определил следующую последовательность: сначала рождаются эмоции, а за ними следом случаются изменения в физическом теле [1].

Современные исследования подтверждают: эмоции напрямую влияют на здоровье
Современные исследования подтверждают: эмоции напрямую влияют на здоровье
Исследования ученых показали, что 90% всех болезней начинались с эмоциональных нарушений. Например, ненависть и раздражение влияют на здоровье сердца, кишечник, печень. Есть риск возникновения диабета, артрита и даже инфаркта. Постоянное беспокойство может привести к проблемам с желудком, селезенкой.
Излишнее волнение повышает давление, ослабляет иммунитет, ведет к преждевременному старению. Грусть, печаль и тоска могут вызвать приступ астмы. Страхи разрушают почки и репродуктивную систему [1].

Кстати говоря, вы, наверное, слышали о таком направлении в медицинской психологии, как психосоматика. Она как раз изучает взаимосвязь психологических факторов с физическими заболеваниями. Да, не все это признают, но тем не менее…

Ну хорошо, с негативом понятно. А как положительные эмоции влияют?

Ученые говорят о следующей взаимосвязи.

Позитивные эмоции сопровождаются выделением гормонов счастья (эндорфин, дофамин). Они дают эйфорический эффект, который заставляет человека стараться больше, чтобы снова получить радость и успокоение.
Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям [2].

Это не магия. Это самая обычная биология. Эмоциональное состояние — это то, с чего вообще начинается здоровье.

-3

Мы так много говорим о здоровье: витамины, диеты, обследования. Но вот вопрос — а мы заботимся о своём внутреннем состоянии? Что с нашими чувствами, с эмоциями, с тем, что мы носим в себе каждый день? Может, именно с этого и начинается настоящее здоровье.

Хотите пример? Он у меня есть. И очень личный

Моя мама — человек, в котором, кажется, живёт само добро. Она всегда ко всем относится «со всей душой», радушно, каждого старается понять и где-то даже оправдать. Мама сочувствует даже в таких ситуациях, когда все человека осуждают. Она как будто сама пытается прочувствовать состояние ближнего.

Мне иногда кажется, что мама как будто даже не умеет держать зла. Почти никогда не злится. Умеет всегда понять, простить, обнять.

Она - словно огонек свечи, который притягивает к себе своим теплым светом добра.
И именно благодаря этому свету к ней тянутся люди. При этом мама довольно редко болеет физически.

Мне почему-то кажется, что каждый из вас также может вспомнить из своего окружения одного такого необычного для сегодняшнего времени человека.

Может быть, именно это и есть та защита, о которой мы говорим? Не лекарства, а внутреннее тепло и доброта? Это словно щит от негативных эмоций – от гнева, обиды, зависти, злобы, ненависти. Т.е. злу как бы не за что зацепиться, нечем задеть человека. Он становится как будто неуязвимым благодаря этой незримой защите – добру.

Многие скажут: «Да вы посмотрите, в каком мире мы живем! Как здесь быть добрым?! Постоянно обманывают мошенники, навязывают то, что ненужно! А еще всякие соседи, скандальные коллеги и начальники, ипотеки, ЖКХ и много еще чего…»

Да, я не спорю, все это сегодня есть. Но, вы знаете, пример мамы всегда меня самого настолько вдохновляет, что в любых ситуациях я стараюсь быть похожим в этом плане на нее. Это не значит, что надо уходить от проблем и не реагировать на них. Но разве при этом нельзя сохранять в себе тепло добра и нести это добро другим?

Многие сегодня считают добро слабостью. А я думаю – наоборот, это сила! Это верх внутреннего совершенства! Как мне кажется, нужно иметь большую силу, чтобы преодолеть все «низкие» негативные эмоции, встать выше них, попробовать понять другого.

Ведь ответить злом на зло – разве для этого надо делать какие-то усилия? Пожалуй, это первое, что приходит в голову. Это самая первая эмоция, которой мы часто даже не пытаемся сопротивляться. А вот попробовать задуматься, понять, простить, оказать помощь, преодолевая, в первую очередь, себя, – вот где сила!

-4

Да, нам сложно быть добрыми в этом жестоком мире. Но что если именно это и есть та самая сила, которая поможет нам вернуть душевный баланс?

Кажется, что все это есть только в отдельных, редких людях, которых мы называем часто душевными. Но задайтесь вопросом – вдруг это есть в каждом из нас, а добро – и есть наша сила?

А ведь когда-то мы все это знали. Это было частью нас

Вы знаете, проблема добра и, соответственно, зла стара, как мир. Она была актуальна во все времена. Более того, для нашего народа всегда было характерно следование традиционным общечеловеческим ценностям, в т.ч. и основополагающей - добру.

Выдающийся русский философ и мыслитель Николай Лосский (1870 -1965) в своей книге «Характер русского народа» писал так [3]:

«К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанною с нею религиозностью народа».

Неужели добро сидит у нас в генах? Сегодня многие скажут: «Даже не верится! Да ну, не может такого быть!»

Но, вы знаете, для подтверждения я приведу очень показательный пример демонстрации лучших качеств нашего народа простым крестьянином еще времен XIX века. Этот случай я однажды встретил в книге нашего великого классика Федора Михайловича Достоевского «Дневник писателя». Именно тогда для меня раскрылись по-настоящему и гений Достоевского, и глубинные черты нашего великого народа.

-5

Просто прочтите его и попробуйте прочувствовать силу этого момента и силу характера простого русского мужика. Вот этот случай. В «Дневнике Писателя» Достоевский рассказывает случай, когда в девятилетнем возрасте он пошел в лес за грибами и, забравшись в чащу кустарника, вдруг услышал крик «Волк бежит!». А вот что было дальше.

«Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика.

Это был наш мужик Марей. Не знаю, есть ли такое имя, но его все звали Мареем, — мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в темно-русой окладистой бороде. Я знал его, но до того никогда почти не случалось мне заговорить с ним. Он даже остановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

— Волк бежит! — прокричал я, задыхаясь.

Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

— Где волк?

— Закричал… Кто-то закричал сейчас: «Волк бежит»… — пролепетал я.

— Что ты, что ты, какой волк, померещилось; вишь! Какому тут волку быть! — бормотал он, ободряя меня. Но я весь трясся и еще крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. Он смотрел на меня с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

— Ишь ведь испужался, ай-ай! — качал он головой. — Полно, ро́дный. Ишь малец, ай!

Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

— Ну, полно же, ну, Христос с тобой, окстись. — Но я не крестился; углы губ моих вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. Он протянул тихонько свой толстый, с черным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивавших моих губ.

— Ишь ведь, ай, — улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, — Господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

Я понял наконец, что волка нет и что мне крик: «Волк бежит» — померещился. Крик был, впрочем, такой ясный и отчетливый, но такие крики (не об одних волках) мне уже раз или два и прежде мерещились, и я знал про то. (Потом, с детством, эти галлюсинации прошли).

— Ну, я пойду, — сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

— Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. Уж я тебя волку не дам! — прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь, — ну, Христос с тобой, ну ступай, — и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. Я пошел, оглядываясь назад почти каждые десять шагов. Марей, пока я шел, всё стоял с своей кобыленкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая мне головой, когда я оглядывался» [4].

Вот оно – добро в высшем его проявлении! Простое и ничего не требующее взамен, идущее откуда-то из самых глубин человеческого сознания как нечто совершенно естественное. Это то, что сегодня нам может показаться чем-то странным или даже невозможным.

Но странным это кажется не только нам. Казалось оно таким и Достоевскому [4]:

«Любил он, что ли, так уж очень маленьких детей? Такие бывают. Встреча была уединенная, в пустом поле, и только Бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещенным человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика, еще и не ждавшего, не гадавшего тогда о своей свободе».

-6

Этим примером я и хотел показать, что в нашем народе добро как бы зашито в саму генную структуру, что и подчеркивал Достоевский. Просто надо дать этому доступ, раскрыть эти качества, дать им выход. А как это сделать?

Прекрасный вопрос! Что удивительно, ответ на него совсем простой. И здесь Федор Михайлович дает нам рецепт [4]:

«И вот, когда я сошел с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моем. Я пошел, вглядываясь в встречавшиеся лица. Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице и хмельной, орущий свою пьяную сиплую песню, ведь это тоже, может быть, тот же самый Марей: ведь я же не могу заглянуть в его сердце».

Поняли задумку Федора Михайловича? Просто попытаться понять самого, может быть, невежественного человека, опустившегося, злого. Ведь у каждого в душе теплится искорка добра. Просто ее надо разжечь. Как мне кажется, верх духовного совершенства как раз и заключается вот в этом умении достучаться до человека, увидеть эту искорку и так ее затронуть, разжечь, что человек сам начнет вдруг это добро растить в себе!

Может, так мы и сможем стать здоровыми? Т.е. когда в себе вырастим, дадим доступ этому внутреннему добру и поможем другим его взрастить! Ведь тогда мало того, что сами духовно поднимемся выше, так еще и все общество станет здоровее!

Да, да, все вроде так, но… Многое разбивается о нашу действительность, наш быт…

Мы и сегодня — где светлое начало?

Сейчас, как кажется, время другое. Вроде бы.

Ценности как будто стали ниже. Люди ожесточились. Всё стало быстро и громко. Как будто каждый сам за себя и все – друг против друга. Конкуренция, лидерство - вот что сейчас больше популярно, чем добро. А с другой стороны видим и тот же разврат – как в жизни, так и в интернете, фильмах.

Как это и ни удивительно, но напоминает время того же Достоевского. Именно наш классик видел аналогичные проблемы в обществе XIX века, но при этом с горячим сердцем верил в наш народ [5]:

«Наш народ хоть и объят развратом, а теперь даже больше чем когда-либо, но никогда еще в нем не было безначалия… А идеалы в народе есть и сильные, а ведь это главное: переменятся обстоятельства, улучшится дело, и разврат, может быть, и соскочит с народа, а светлые-то начала все-таки в нем останутся незыблемее и святее, чем когда-либо прежде».

Да, сегодня ценности искажаются, люди огорчаются, цинизм пробивается в сердца. Но как философы и литераторы говорят: добро мы не утратили — оно просто прикрыто страхом и болью. Но услышав добро изнутри, мы можем обрести путь обратно. Значит, не всё потеряно.

-7

Да, все так, но сегодняшние установки, сегодняшние заботы и проблемы… Они как будто диктуют нам совершенно другое…

Может, не сила нужна нам. А возвращение к себе?

Мы пытаемся побеждать, защищаться, отталкивать. Возможно, мы и не можем полностью отказаться от обороны в мире, полном конфликтов. Но что, если истинная сила и защита лежат не в борьбе, а в умении прощать и любить?

Добро — не наивность. Это — внутренний иммунитет. Защита, которая работает мягко, но глубоко. И, может быть, именно оно — то, что может исцелить и тело, и душу.

Мы можем изменить своё внутреннее состояние, а значит — и своё здоровье.
Попробуйте начать с простого: будьте добрыми, прощайте, заботьтесь не только о себе, но и о других.

Попробуйте просто понять другого. Ведь именно это — первоначальная защита от всех болезней.

Что вы думаете об этом?

Источники информации:

1. 4brain. Евгений Буянов. «Эмоции и здоровье: как они взаимосвязаны». (https://4brain.ru/blog/emotions-and-health/?utm_source=chatgpt.com).

2. ГБУЗ «Районная больница г. Куса». «Влияние эмоций на здоровье человека». 27.10.2023 (https://kusacrb74.ru/stati-o-zdorove/vliyanie-emotsij-na-zdorove-cheloveka?utm_source=chatgpt.com).

3. Журнал «Переправа». «Доброта русского народа». 27.04.2007 (https://pereprava.org/jurnal-pereprava-article/2148-dobrota-russkogo-naroda.html).

4. Азбука веры. Достоевский Федор Михайлович. «Дневник писателя (1876) – Февраль». (https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatelya-1876/2/).

5. Православие.ru. Александр Моторин. «ДОСТОЕВСКИЙ О НАЧАЛАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ САМОБЫТНОСТИ». (https://pravoslavie.ru/57345.html).