В 1906 году балетмейстер Александр Ширяев создал первый кукольный мультфильм
В 1995 году киновед Виктор Бочаров сделал открытие, которое потрясло кинематографическое сообщество. В его руки попал архив балетмейстера Мариинского театра Александра Ширяева – коробки с кинопленками начала XX века. Хрупкие, почти рассыпающиеся от времени, они казались безнадежно утраченными. Но после реставрации на них обнаружились не документальные съемки, как ожидалось, а мультфильмы. Причем первые в России образцы кукольной анимации, снятые методом покадровой съемки. Так спустя почти столетие забвения мир узнал об Александре Ширяеве – настоящем пионере русской мультипликации.
Артист Мариинки
Александр Ширяев родился в Санкт-Петербурге в 1867 году. Его происхождение таинственно. Будучи внуком знаменитого итальянского композитора Цезаря Пуни и сыном музыканта оркестра Большого театра Гектора Пуни, он носил фамилию матери – кордебалетной танцовщицы Екатерины Ширяевой. Эта деталь заставляет историков предполагать, что Александр Ширяев появился на свет вне брака.
Выросший в театральной среде, мальчик с детства выступал на сцене, играя в спектаклях Александринского драматического театра. В девятилетнем возрасте он поступил в Санкт-Петербургское Императорское театральное училище. В 1886 году он был принят в Мариинский театр, где танцевал в 32 балетах, став ведущим танцовщиком. В 1900 году он был назначен помощником балетмейстера, а в 1903 году – вторым балетмейстером театра. В это время он также активно путешествует по Европе и России, документируя народный танец. Этот этнографический опыт впоследствии лег в основу придуманной им системы преподавания характерному танцу.
Мировое признание
В мае 1905 года Ширяев покидает Мариинку. В последующие годы он работал как танцовщик и балетмейстер в различных театрах Европы, включая Берлин, Париж, Мюнхен, Монте-Карло, Ригу и Варшаву. В этот период Ширяев также открыл балетную школу в Лондоне, многие выпускники которой впоследствии вошли в труппу Анны Павловой. Революция 1917 года застает мастера за границей, но уже в 1918 году он возвращается в охваченную переменами Россию. С этого времени и до своей смерти в 1941 году он работал педагогом в Ленинградском хореографическом училище.
Танцующие куклы
В начале XX века Александр Ширяев увлекся новейшим изобретением эпохи – кинематографом. Он обращается к Дирекции императорских театров с предложением купить кинокамеру, чтобы снимать балетные постановки, но получает отказ. Во время одной из своих зарубежных поездок он приобретает киноаппарат самостоятельно. Ширяев повторно обращается к руководству театра – на этот раз с просьбой разрешить ему съемки балерин, но дирекция вновь отвечает категорическим отказом.
Тогда Александр Ширяев решает снимать балет в исполнении кукол. Дело в том, что он, будучи балетмейстером, разработал уникальную систему домашней подготовки своих постановок. Он создавал кукол высотой около 25 сантиметров, используя технику папье-маше. Конструкция включала проволочный каркас, обеспечивавший полную анатомическую подвижность – суставы сгибались, тело кукол принимало любые положения, характерные для человеческой пластики. Куклы были одеты в различные костюмы из ткани, что позволяло точно воспроизводить сценические образы.
Рабочий процесс Ширяева был методичным и последовательным. Сначала он выстраивал серию кукол, каждая из которых демонстрировала очередную фазу танцевального движения. Затем отбирал наиболее выразительные композиции и зарисовывал их с нумерацией всех позиций. Эти записи фактически стали прототипом современных раскадровок.
Балет в кадре
Пленки с кукольными мультфильмами Александра Ширяева датируются 1906–1909 годами. В этот период балетмейстер обустроил в своей комнате настоящий съемочный павильон – на обычном ящике он соорудил миниатюрную сцену с многоярусными кулисами и освещением. Для создания анимации Ширяев использовал как кукол, так и рисунки. Например, для экранизации балета «Пьеро и Коломбина» ему потребовалось сделать более 7,5 тысячи отдельных рисунков.
Особенно ценен мультипликационный балет «Шутка Арлекина». Он снят с такой точностью, что по нему можно восстановить балет Мариуса Петипа «Миллионы Арлекина», который долгие годы считался безвозвратно утраченным. Многие технические приемы Ширяева до сих пор остаются загадкой для современных специалистов – например, как ему удавалось заставлять кукол парить в воздухе и плавно вращаться без видимых креплений. «У него поразительным образом взаимодействуют все персонажи. В его картинах можно проследить линию каждого героя. Никого не увидишь застывшим», – говорил о мультфильмах Ширяева обнаруживший их Виктор Бочаров.
Труд первого российского мультипликатора был поистине титаническим. Например, свой первый мультфильм он снимал три месяца. По преданию, за это время он протер дорожку в паркете, бесконечно курсируя между «сценой» и кинокамерой.
На заре русской анимации
Долгое время родоначальником русской анимации считался Владислав Старевич – биолог и кинорежиссер, создавший первый российский мультфильм. 8 апреля 1912 года состоялась премьера его «Прекрасной Люканиды, или Войны рогачей с усачами», где главные роли исполняли изготовленные им макеты насекомых. Этот день вошел в историю как начало отечественной мультипликации и теперь отмечается как День российской анимации.
Александр Ширяев, работавший на шесть лет раньше Старевича, оставался неизвестным первооткрывателем. Дело в том, что его новаторские эксперименты с кукольной и рисованной анимацией не предназначались для широкого показа. Будучи балетмейстером Мариинского театра, Ширяев использовал свои мультфильмы в качестве учебного пособия.
Запоздавшая премьера
Архив Ширяева попал к Виктору Бочарову от известного в Петербурге балетного фотографа, бывшего танцовщика Кировского балета Даниила Савельева. Железные коробки с пленками он получил от родственницы Ширяева, собиравшейся выбросить их во время ремонта квартиры. Так спустя десятилетия работы Ширяева обрели вторую жизнь. На основе этих материалов Бочаров в 2003 году выпустил документальную ленту – «Запоздавшая премьера». Эта картина стала не только данью памяти талантливого балетмейстера и кинематографиста, но и важным этапом в изучении истории отечественной анимации.
Возвращение мастера
Мультфильмы Александра Ширяева, созданные на заре кинематографа, оказались не просто любопытными экспериментами, а полноценными художественными произведениями, опередившими свое время. Например, он использовал метод пиксиляции – прием, когда живые актеры и предметы снимаются покадрово, создавая иллюзию движения через последовательность статичных положений. Лишь спустя десятилетия эта техника, которую Ширяев разрабатывал интуитивно, получила мировое признание. В 1952 году канадский аниматор Норман МакЛарен использовал принципы пиксиляции в своем фильме «Соседи», удостоенном премии «Оскар». Но в отличие от МакЛарена, работавшего в эпоху расцвета анимации, Ширяев творил в вакууме, без каких-либо предшественников или теоретической базы, полагаясь лишь на свою художественную интуицию и балетмейстерский опыт. И сегодня, когда анимация стала мощным искусством с вековой историей, новаторство Ширяева выглядит еще более впечатляющим. Спустя столетие забвения Ширяев наконец занял свое место среди новаторов мирового кинематографа.