Найти в Дзене
Turizm

Стоит ли переплачивать за место 11А? Где находятся самые безопасные места в самолете

Оглавление

Миф о том, что «11А» является самым безопасным местом в самолете, быстро распространился по всему миру после чудесного спасения Вишваша Кумара Рамеша, выжившего после катастрофы рейса 171 авиакомпании Air India. Авиакомпании-лоукостеры тут же воспользовались моментом и сделали наценку в 20 долларов на бронирование кресла 11А на своих рейсах.

Британец индийского происхождения Рамеш прилетал в Индию навестить семью и возвращался в Лондон со своим братом. Он оказался единственным, кому удалось спастиcь, выбравшись из горящего салона Boeing 787. Остальные находившиеся на борту, в том числе брат Аджай ― всего 241 человек ― погибли.

Судя по видеозаписям, у проблемного Boeing 787-8 авиакомпании Air India были неполадки с электропитанием. На видео видны многочисленные проблемы с кондиционером, освещением в салоне и даже с экранами на спинках кресел

Возникло множество «чудотворных» версий по поводу «11А», но, согласитесь, самолеты имеют различную компоновку и вообще-то размеры. Логично, что кресло 11А не может находиться в одном и том же месте на каждом борту.

Фото: схема салона Boeing 787 Air India. Место 11А находится строго у аварийного выхода
Фото: схема салона Boeing 787 Air India. Место 11А находится строго у аварийного выхода

Вероятность того, что 11А окажется местом в ряду у аварийного выхода, мягко говоря, невелика, а ведь по логике чем ближе вы находитесь к двери, тем больше шансов, что сможете благополучно покинуть самолет после аварии.

Рамешу Кумару, который каким-то чудом выжил в катастрофе авиакомпании Air India, повезло только потому, что он сидел в первом ряду эконом-класса непосредственно за бизнесом, и к тому же рядом с аварийным выходом. Крыло во время удара оторвалось вместе с частью обшивки фюзеляжа, и именно в эту образовавшуюся дыру выпал наружу пристегнутый в кресле Рамеш.

Фото: авария рейса 171. Boeing 787 Air India
Фото: авария рейса 171. Boeing 787 Air India

Он вспоминает, как поднялся на ноги и увидел разбросанные вокруг тела, в том числе тело своего брата ― тот летел в нескольких рядах позади него. Кто-то из прохожих схватил Рамеша за руку и вывел из-под обломков к машине скорой помощи…

А ведь большинство пассажиров считают, что ряд у выхода предназначен только чтобы обеспечить дополнительное пространство для ног

И все-таки: в начале салона или в конце?

-4

Британские исследователи выдвинули достаточно спорную версию, которая ссылается на статистику авиапроисшествий за последние 50 лет. Согласно ей, лучшие шансы на выживание имеют те, кто сидит в передней части самолета (место 11А находится именно там). А вот те, кто располагается над крылом, вроде бы имеют больше шансов по сравнению с занимающими места в хвосте.

Вот фотографии, подтверждающие эти выводы:

-5
-6

Кстати, зачастую именно передние ряды в самолете стоят дороже, да и раскупаются они в первую очередь. Только дело тут вовсе не в безопасности, а в дополнительном комфорте. «В носу» тише, свежее, обслуживают в первую очередь, первыми зовут на выход по прибытии...

Однако, подавляющее число профессионалов утверждают, что более защищены пассажиры, выбравшие места в хвосте салона.

Сидеть в хвосте салона

-7

Конечно, у этих мест полно минусов: постоянные очереди в туалет, соответствующие звуки и запахи, а в последнем ряду кресла вовсе не раскладываются.

Однако именно эта часть фюзеляжа подвергается при падении самолета минимальным нагрузкам ― большинство выживших в катастрофах располагались как раз в конце салона, начиная от линии крыла. Неслучайно «черный ящик» обычно прячут именно в хвостовой части самолета.

При аварийных посадках, столкновениях или сходах с ВПП основной удар получает передняя часть воздушного судна. Хвост в таких случаях гораздо меньше подвержен разрушениям
-8

Нос самолета практически всегда падает первым, на него и приходится основной удар ― то есть на кабину пилотов и следующие за ней ряды пассажиров.

Правда, и здесь не без исключений. Задние места действительно могут спасти, но только если самолет не успел набрать высоту, и авария происходит во время взлета или посадки. А вот на 10 000 метрах особой разницы, где находится кресло, нет, и выжить при таких обстоятельствах вряд ли кому удастся.

Если самолет разрушается в воздухе, место для пассажиров уже не играет роли. Однако при жесткой посадке статистика говорит о большей выживаемости тех, кто сидел ближе к хвосту

Зона крыла

-9

Пассажиры в зоне перед крылом и над крылом имеют практически одинаковые шансы на выживание.

Крыло ― один из самых прочных и стабильных элементов конструкции самолета, а значит места, расположенные рядом с ним, имеют дополнительную защиту. Да и аварийные выходы располагаются, как правило, тут же, что позволяет в случае необходимости быстро эвакуировать пассажиров средней и хвостовой частей самолета.

Фото: расположение топливных баков Boeing 737
Фото: расположение топливных баков Boeing 737

Конечно, здесь есть своя ложка «керосина»: в крыле располагаются основные топливные баки. И пусть перед экстренной посадкой пилоты стараются сжечь или сбросить максимальное количество топлива, чтобы снизить вес, легковоспламеняющиеся остатки представляют серьезную опасность. Поэтому важно не задерживаться в салоне после остановки самолета и немедленно начать эвакуацию, действуя по инструкциям бортпроводников.

Кресла в среднем ряду

-11

При стандартной компоновке 3+3 или 2+4+2 средние места в задней части самолета имеют большую защищенность с коэффициентом летальности 28 процентов. Худшими же оказались сиденья у прохода в середине салона ― 44 процента.

Высокий уровень безопасности средних кресел связан с эффектом буфера, который обеспечивают пассажиру сидящие с обеих сторон соседи.

-12

А вообще, авиационные эксперты утверждают, что не существует такого понятия, как «самое безопасное место». Шансы на выживание зависят от сложного сочетания факторов.

Какие «мелочи» влияют на безопасность полетов

Фото: кислородное оборудование для пассажиров
Фото: кислородное оборудование для пассажиров

Безопасность полетов зависит от множества факторов: это и техническое состояние конкретного борта, и квалификация пилотов, включая инженерный состав, и конструктивные особенности воздушного судна.

Современные самолеты проектируются с учетом самых высоких требований безопасности. Да и статистика показывает, что вероятность погибнуть в самолете гораздо ниже, чем в поезде или автомобиле. Однако, риски все равно существуют, особенно при взлете и посадке, когда происходит большинство авиационных происшествий.

-14

Элементарное выполнение требований табло «пристегните ремни» и инструкций экипажа значительно повышает шансы на благополучный исход в самых критических ситуациях.

-15

Практически все пассажиры бронируют места в самолете, исходя прежде всего из собственного комфорта: побольше пространства для ног, поближе к носу самолета и т. п. Найти свое кресло, согласно купленному билету, включить музыку в наушниках и откинуться на спинку несложно, только ведь случиться может всякое.

-16

Перед полетом всегда обращайте внимание на то, где находится ближайший аварийный выход (он запросто может быть позади вашего кресла), прослушайте инструктаж бортпроводников и будьте внутренне готовы к быстрой эвакуации. В случае ЧП сохраняйте спокойствие, не паникуйте, даже если рядом с вами появились неадекватные люди, и четко следуйте указаниям экипажа.

-17

Возвращаясь к заголовку

1. Место 11А далеко не самое безопасное, и переплачивать за него не стоит.

2. При аварийных ситуациях больше шансов спастись имеют пассажиры в хвостовой части салона.

3. В каждом конкретном случае многое зависит от обстоятельств.

-18