Миф о том, что «11А» является самым безопасным местом в самолете, быстро распространился по всему миру после чудесного спасения Вишваша Кумара Рамеша, выжившего после катастрофы рейса 171 авиакомпании Air India. Авиакомпании-лоукостеры тут же воспользовались моментом и сделали наценку в 20 долларов на бронирование кресла 11А на своих рейсах.
Британец индийского происхождения Рамеш прилетал в Индию навестить семью и возвращался в Лондон со своим братом. Он оказался единственным, кому удалось спастиcь, выбравшись из горящего салона Boeing 787. Остальные находившиеся на борту, в том числе брат Аджай ― всего 241 человек ― погибли.
Судя по видеозаписям, у проблемного Boeing 787-8 авиакомпании Air India были неполадки с электропитанием. На видео видны многочисленные проблемы с кондиционером, освещением в салоне и даже с экранами на спинках кресел
Возникло множество «чудотворных» версий по поводу «11А», но, согласитесь, самолеты имеют различную компоновку и вообще-то размеры. Логично, что кресло 11А не может находиться в одном и том же месте на каждом борту.
Вероятность того, что 11А окажется местом в ряду у аварийного выхода, мягко говоря, невелика, а ведь по логике чем ближе вы находитесь к двери, тем больше шансов, что сможете благополучно покинуть самолет после аварии.
Рамешу Кумару, который каким-то чудом выжил в катастрофе авиакомпании Air India, повезло только потому, что он сидел в первом ряду эконом-класса непосредственно за бизнесом, и к тому же рядом с аварийным выходом. Крыло во время удара оторвалось вместе с частью обшивки фюзеляжа, и именно в эту образовавшуюся дыру выпал наружу пристегнутый в кресле Рамеш.
Он вспоминает, как поднялся на ноги и увидел разбросанные вокруг тела, в том числе тело своего брата ― тот летел в нескольких рядах позади него. Кто-то из прохожих схватил Рамеша за руку и вывел из-под обломков к машине скорой помощи…
А ведь большинство пассажиров считают, что ряд у выхода предназначен только чтобы обеспечить дополнительное пространство для ног
И все-таки: в начале салона или в конце?
Британские исследователи выдвинули достаточно спорную версию, которая ссылается на статистику авиапроисшествий за последние 50 лет. Согласно ей, лучшие шансы на выживание имеют те, кто сидит в передней части самолета (место 11А находится именно там). А вот те, кто располагается над крылом, вроде бы имеют больше шансов по сравнению с занимающими места в хвосте.
Вот фотографии, подтверждающие эти выводы:
Кстати, зачастую именно передние ряды в самолете стоят дороже, да и раскупаются они в первую очередь. Только дело тут вовсе не в безопасности, а в дополнительном комфорте. «В носу» тише, свежее, обслуживают в первую очередь, первыми зовут на выход по прибытии...
Однако, подавляющее число профессионалов утверждают, что более защищены пассажиры, выбравшие места в хвосте салона.
Сидеть в хвосте салона
Конечно, у этих мест полно минусов: постоянные очереди в туалет, соответствующие звуки и запахи, а в последнем ряду кресла вовсе не раскладываются.
Однако именно эта часть фюзеляжа подвергается при падении самолета минимальным нагрузкам ― большинство выживших в катастрофах располагались как раз в конце салона, начиная от линии крыла. Неслучайно «черный ящик» обычно прячут именно в хвостовой части самолета.
При аварийных посадках, столкновениях или сходах с ВПП основной удар получает передняя часть воздушного судна. Хвост в таких случаях гораздо меньше подвержен разрушениям
Нос самолета практически всегда падает первым, на него и приходится основной удар ― то есть на кабину пилотов и следующие за ней ряды пассажиров.
Правда, и здесь не без исключений. Задние места действительно могут спасти, но только если самолет не успел набрать высоту, и авария происходит во время взлета или посадки. А вот на 10 000 метрах особой разницы, где находится кресло, нет, и выжить при таких обстоятельствах вряд ли кому удастся.
Если самолет разрушается в воздухе, место для пассажиров уже не играет роли. Однако при жесткой посадке статистика говорит о большей выживаемости тех, кто сидел ближе к хвосту
Зона крыла
Пассажиры в зоне перед крылом и над крылом имеют практически одинаковые шансы на выживание.
Крыло ― один из самых прочных и стабильных элементов конструкции самолета, а значит места, расположенные рядом с ним, имеют дополнительную защиту. Да и аварийные выходы располагаются, как правило, тут же, что позволяет в случае необходимости быстро эвакуировать пассажиров средней и хвостовой частей самолета.
Конечно, здесь есть своя ложка «керосина»: в крыле располагаются основные топливные баки. И пусть перед экстренной посадкой пилоты стараются сжечь или сбросить максимальное количество топлива, чтобы снизить вес, легковоспламеняющиеся остатки представляют серьезную опасность. Поэтому важно не задерживаться в салоне после остановки самолета и немедленно начать эвакуацию, действуя по инструкциям бортпроводников.
Кресла в среднем ряду
При стандартной компоновке 3+3 или 2+4+2 средние места в задней части самолета имеют большую защищенность с коэффициентом летальности 28 процентов. Худшими же оказались сиденья у прохода в середине салона ― 44 процента.
Высокий уровень безопасности средних кресел связан с эффектом буфера, который обеспечивают пассажиру сидящие с обеих сторон соседи.
А вообще, авиационные эксперты утверждают, что не существует такого понятия, как «самое безопасное место». Шансы на выживание зависят от сложного сочетания факторов.
Какие «мелочи» влияют на безопасность полетов
Безопасность полетов зависит от множества факторов: это и техническое состояние конкретного борта, и квалификация пилотов, включая инженерный состав, и конструктивные особенности воздушного судна.
Современные самолеты проектируются с учетом самых высоких требований безопасности. Да и статистика показывает, что вероятность погибнуть в самолете гораздо ниже, чем в поезде или автомобиле. Однако, риски все равно существуют, особенно при взлете и посадке, когда происходит большинство авиационных происшествий.
Элементарное выполнение требований табло «пристегните ремни» и инструкций экипажа значительно повышает шансы на благополучный исход в самых критических ситуациях.
Практически все пассажиры бронируют места в самолете, исходя прежде всего из собственного комфорта: побольше пространства для ног, поближе к носу самолета и т. п. Найти свое кресло, согласно купленному билету, включить музыку в наушниках и откинуться на спинку несложно, только ведь случиться может всякое.
Перед полетом всегда обращайте внимание на то, где находится ближайший аварийный выход (он запросто может быть позади вашего кресла), прослушайте инструктаж бортпроводников и будьте внутренне готовы к быстрой эвакуации. В случае ЧП сохраняйте спокойствие, не паникуйте, даже если рядом с вами появились неадекватные люди, и четко следуйте указаниям экипажа.
Возвращаясь к заголовку
1. Место 11А далеко не самое безопасное, и переплачивать за него не стоит.
2. При аварийных ситуациях больше шансов спастись имеют пассажиры в хвостовой части салона.
3. В каждом конкретном случае многое зависит от обстоятельств.