Что такое выручка и как она рассчитывается?
Выручка — ключевой компонент доходов бизнеса, который напрямую отражает его результативность. Этот показатель включает в себя все поступления от основной коммерческой деятельности ИП или юридического лица. По-другому он называется реализационными доходами.
Формула для расчёта: выручка = конечная цена единицы товара (услуги, работы) * количество товаров (услуг, работ), реализованных потребителям.
Примеры:
- ИП продаёт через маркетплейс кухонные столы. Розничная цена одного изделия — 10 000 руб. За месяц у предпринимателя купили 40 столов. Значит, его выручка: 10 000 * 40 = 400 000 руб.
- ООО оказывает клининговые услуги. Час работы одного уборщика стоит 1 000 руб. За месяц персонал отработал в общей сложности 800 часов. Следовательно, выручка компании: 1 000 * 800 = 800 000 руб.
Разумеется, на практике бизнесмены предлагают не один товар или услугу, а определённый ассортимент. В этом случае выручку нужно рассчитывать для каждого артикула продукции или вида услуг, а затем суммировать все полученные значения в один общий показатель.
Важные моменты:
- Выручка не может быть отрицательной, но может быть нулевой. Это означает, что за отчётный период предприятие не провело ни одной профильной коммерческой операции.
- В показатель не включаются поступления, не связанные с основной деятельностью. Например, если кондитерская, специализирующаяся на выпечке, на временной основе сдала часть своего цеха в аренду третьему лицу, полученные от арендатора платежи не являются выручкой. Но если организация владеет недвижимостью и целенаправленно зарабатывает на её сдаче во временное пользование, арендная плата формирует выручку.
- Также в эту величину не входят взысканные через суд убытки, возвраты авансов и задатков, заёмные средства, полученные от банка по кредитному договору.
- При расчёте выручки может учитываться дебиторская задолженность и имущество, переданное в счёт оплаты поставленных товаров или оказанных услуг.
С точки зрения бухучёта (согласно ПБУ 9/99) выручка может быть признана только при соблюдении комплекса условий:
- наличия у компании или ИП права на получение выручки, подтверждённого договором или иным образом;
- возможности точно идентифицировать её размер;
- приёмки товара, работы или услуги потребителем;
- наличия экономической выгоды от поступления;
- определённости в отношении расходов, которые бизнес понёс с целью реализации.
Доход и выручка: в чём разница?
Доход — более широкое понятие. Он включает в себя выручку и внереализационные поступления. То есть, , это сумма всех заработков бизнеса за отчётный период, как от основной деятельности, так и от «побочной».
Формула для расчёта: доход = реализационные доходы (выручка) + внереализационные поступления.
Пример
Вернёмся к кондитерской. Компания продала за месяц 2 000 пирожных по цене 100 руб. за штуку. То есть её выручка: 2 000 * 100 = 200 000 руб. А за аренду временно ненужной части цеха организация получила 50 000 руб. Следовательно, её доход: 200 000 + 50 000 = 250 000 руб.
Важные моменты:
- Доход может равняться выручке или превышать её.
- Как и выручка, доход может быть нулевым, но не отрицательным.
- К внереализационным поступлениям относятся не только заработки от неосновной деятельности, но и штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров контрагентами, а также взысканные с них убытки. Полный перечень возможных «побочных» доходов приводится в п. 7 ПБУ 9/99.
- Кредитные средства не относятся к доходам предприятия.
- Аванс, задаток и предоплата не являются доходными средствами, так как в случае разрыва договоренностей их, возможно, придется вернуть.
С точки зрения бухгалтерского и налогового учёта доходы могут учитываться двумя способами:
- Методом начисления (ст. 271 НК РФ). В этом случае они отражаются в отчётности в том периоде, в котором произошла реализация по документам, независимо от того, пришли ли на счёт реальные деньги. Например, компания отгрузила товар, покупатель подписал накладную. Оплату он ещё не произвёл, но доходы уже возникли.
- Кассовым методом (ст. 273 НК РФ). Он предполагает отражение только тех доходов, которые действительно поступили на расчётный счёт или в кассу. Этот упрощённый способ учёта доступен только предприятиям, чья выручка за каждый из последних 4 кварталов не превышала 1 млн руб.
Доход и прибыль: в чём разница?
Прибыль – более четкий показатель того, как идут дела у бизнеса. Для того, чтобы рассчитать ее, требуется из доходов вычесть расходы.
Формула для расчёта: прибыль = доходы – расходы.
Пример
ИП занимается продажей обуви через бутик в торговом центре. За месяц он реализовал товаров на 2 000 000 руб. При этом понёс следующие расходы:
- 1 200 000 руб. — на закупку обуви у поставщиков;
- 400 000 руб. — на оплату труда сотрудников и налогов;
- 200 000 руб. — на аренду и содержание помещения;
- 100 000 руб. — на рекламу.
Соответственно, его прибыль составляет: 2 000 000 – 1 200 000 – 400 000 – 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.
Важные моменты:
- Прибыль, в отличие от выручки и доходов, может быть отрицательной, если расходы бизнеса в отчётном периоде превысят поступления. В этом случае предприятие оказывается убыточным. При этом выручка может превышать аналогичный показатель у всех конкурентов.
- Прибылью можно управлять не только за счёт развития продаж и выбора ценовой политики, но и путём оптимизации расходов.
В зависимости от того, какие издержки учитываются при расчётах, для анализа и отчётности принято выделять четыре типа прибыли:
- Маржинальная. Для её калькуляции из доходов вычитаются только прямые расходы на коммерческую деятельность в текущем периоде, которые зависят от объёмов продаж (например, себестоимость товаров, затраты на их упаковку и доставку покупателям). Эта метрика носит аналитический характер и помогает понять, рационально ли выстроен коммерческий процесс. При этом важно следить не только за её абсолютной величиной, но и за динамикой, чтобы оценивать изменения эффективности работы.
- Валовая. Для расчёта этого показателя из маржинальной прибыли вычитаются прямые постоянные расходы, то есть те, которые нужны непосредственно для бизнеса, но не зависят от объёма продаж и сохраняются даже при нулевой выручке. Например, это арендная плата за помещение магазина и затраты на его содержание.
- Операционная. Она получается после вычета из валовой прибыли следующих расходов:
- коммерческих (например, на рекламу и маркетинг);
- административных (на зарплату персонала, не задействованного в продажах, аренду офиса, банковские комиссии и пр.).
- Чистая. Это показатель, очищенный от всех остальных расходов. Для его расчёта из операционной прибыли вычитаются оплаченные проценты по кредитам, налог на прибыль и амортизационные отчисления. Таким образом, эта метрика даёт окончательный «диагноз»: рентабелен ли бизнес и могут ли его владельцы рассчитывать на дивиденды. Или нужно что-то срочно менять: повышать доходы либо снижать издержки.
Подведём итоги
Итак, доход, выручка и прибыль — важнейшие финансовые показатели, которые нужно рассчитывать, чтобы контролировать самочувствие бизнеса.
- Доход —индикатор, который показывает, сколько всего денег получила компания от любых активностей в отчётном периоде.
- Выручка «сидит» внутри дохода и отражает, сколько было заработано за счёт основной коммерческой деятельности.
- Прибыль — единственный показатель, который рассчитывается с учётом не только доходов, но и расходов. Он служит для оценки конечной рентабельности предприятия.
Корректный расчёт всех трёх метрик позволяет решать разноплановые задачи: анализировать состояние бизнеса (прибылен он или убыточен, и по каким причинам), сравнивать себя с конкурентами, своевременно выявлять негативные тенденции для корректировки плана действий и принимать правильные управленческие решения.