Найти в Дзене

Выручка, доход и прибыль: в чем разница?

Выручка — ключевой компонент доходов бизнеса, который напрямую отражает его результативность. Этот показатель включает в себя все поступления от основной коммерческой деятельности ИП или юридического лица. По-другому он называется реализационными доходами. Формула для расчёта: выручка = конечная цена единицы товара (услуги, работы) * количество товаров (услуг, работ), реализованных потребителям. Примеры: Разумеется, на практике бизнесмены предлагают не один товар или услугу, а определённый ассортимент. В этом случае выручку нужно рассчитывать для каждого артикула продукции или вида услуг, а затем суммировать все полученные значения в один общий показатель. Важные моменты: С точки зрения бухучёта (согласно ПБУ 9/99) выручка может быть признана только при соблюдении комплекса условий: Доход — более широкое понятие. Он включает в себя выручку и внереализационные поступления. То есть, , это сумма всех заработков бизнеса за отчётный период, как от основной деятельности, так и от «побочной»
Оглавление

Что такое выручка и как она рассчитывается?

Выручка — ключевой компонент доходов бизнеса, который напрямую отражает его результативность. Этот показатель включает в себя все поступления от основной коммерческой деятельности ИП или юридического лица. По-другому он называется реализационными доходами.

Формула для расчёта: выручка = конечная цена единицы товара (услуги, работы) * количество товаров (услуг, работ), реализованных потребителям.

Примеры:

  • ИП продаёт через маркетплейс кухонные столы. Розничная цена одного изделия — 10 000 руб. За месяц у предпринимателя купили 40 столов. Значит, его выручка: 10 000 * 40 = 400 000 руб.
  • ООО оказывает клининговые услуги. Час работы одного уборщика стоит 1 000 руб. За месяц персонал отработал в общей сложности 800 часов. Следовательно, выручка компании: 1 000 * 800 = 800 000 руб.

Разумеется, на практике бизнесмены предлагают не один товар или услугу, а определённый ассортимент. В этом случае выручку нужно рассчитывать для каждого артикула продукции или вида услуг, а затем суммировать все полученные значения в один общий показатель.

Важные моменты:

  • Выручка не может быть отрицательной, но может быть нулевой. Это означает, что за отчётный период предприятие не провело ни одной профильной коммерческой операции.
  • В показатель не включаются поступления, не связанные с основной деятельностью. Например, если кондитерская, специализирующаяся на выпечке, на временной основе сдала часть своего цеха в аренду третьему лицу, полученные от арендатора платежи не являются выручкой. Но если организация владеет недвижимостью и целенаправленно зарабатывает на её сдаче во временное пользование, арендная плата формирует выручку.
  • Также в эту величину не входят взысканные через суд убытки, возвраты авансов и задатков, заёмные средства, полученные от банка по кредитному договору.
  • При расчёте выручки может учитываться дебиторская задолженность и имущество, переданное в счёт оплаты поставленных товаров или оказанных услуг.

С точки зрения бухучёта (согласно ПБУ 9/99) выручка может быть признана только при соблюдении комплекса условий:

  • наличия у компании или ИП права на получение выручки, подтверждённого договором или иным образом;
  • возможности точно идентифицировать её размер;
  • приёмки товара, работы или услуги потребителем;
  • наличия экономической выгоды от поступления;
  • определённости в отношении расходов, которые бизнес понёс с целью реализации.

Доход и выручка: в чём разница?

Доход — более широкое понятие. Он включает в себя выручку и внереализационные поступления. То есть, , это сумма всех заработков бизнеса за отчётный период, как от основной деятельности, так и от «побочной».

Формула для расчёта: доход = реализационные доходы (выручка) + внереализационные поступления.

Пример

Вернёмся к кондитерской. Компания продала за месяц 2 000 пирожных по цене 100 руб. за штуку. То есть её выручка: 2 000 * 100 = 200 000 руб. А за аренду временно ненужной части цеха организация получила 50 000 руб. Следовательно, её доход: 200 000 + 50 000 = 250 000 руб.

Важные моменты:

  • Доход может равняться выручке или превышать её.
  • Как и выручка, доход может быть нулевым, но не отрицательным.
  • К внереализационным поступлениям относятся не только заработки от неосновной деятельности, но и штрафы, пени, неустойки за нарушение договоров контрагентами, а также взысканные с них убытки. Полный перечень возможных «побочных» доходов приводится в п. 7 ПБУ 9/99.
  • Кредитные средства не относятся к доходам предприятия.
  • Аванс, задаток и предоплата не являются доходными средствами, так как в случае разрыва договоренностей их, возможно, придется вернуть.

С точки зрения бухгалтерского и налогового учёта доходы могут учитываться двумя способами:

  • Методом начисления (ст. 271 НК РФ). В этом случае они отражаются в отчётности в том периоде, в котором произошла реализация по документам, независимо от того, пришли ли на счёт реальные деньги. Например, компания отгрузила товар, покупатель подписал накладную. Оплату он ещё не произвёл, но доходы уже возникли.
  • Кассовым методом (ст. 273 НК РФ). Он предполагает отражение только тех доходов, которые действительно поступили на расчётный счёт или в кассу. Этот упрощённый способ учёта доступен только предприятиям, чья выручка за каждый из последних 4 кварталов не превышала 1 млн руб.

Доход и прибыль: в чём разница?

Прибыль – более четкий показатель того, как идут дела у бизнеса. Для того, чтобы рассчитать ее, требуется из доходов вычесть расходы.

Формула для расчёта: прибыль = доходы – расходы.

Пример

ИП занимается продажей обуви через бутик в торговом центре. За месяц он реализовал товаров на 2 000 000 руб. При этом понёс следующие расходы:

  • 1 200 000 руб. — на закупку обуви у поставщиков;
  • 400 000 руб. — на оплату труда сотрудников и налогов;
  • 200 000 руб. — на аренду и содержание помещения;
  • 100 000 руб. — на рекламу.

Соответственно, его прибыль составляет: 2 000 000 – 1 200 000 – 400 000 – 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Важные моменты:

  • Прибыль, в отличие от выручки и доходов, может быть отрицательной, если расходы бизнеса в отчётном периоде превысят поступления. В этом случае предприятие оказывается убыточным. При этом выручка может превышать аналогичный показатель у всех конкурентов.
  • Прибылью можно управлять не только за счёт развития продаж и выбора ценовой политики, но и путём оптимизации расходов.

В зависимости от того, какие издержки учитываются при расчётах, для анализа и отчётности принято выделять четыре типа прибыли:

  1. Маржинальная. Для её калькуляции из доходов вычитаются только прямые расходы на коммерческую деятельность в текущем периоде, которые зависят от объёмов продаж (например, себестоимость товаров, затраты на их упаковку и доставку покупателям). Эта метрика носит аналитический характер и помогает понять, рационально ли выстроен коммерческий процесс. При этом важно следить не только за её абсолютной величиной, но и за динамикой, чтобы оценивать изменения эффективности работы.
  2. Валовая. Для расчёта этого показателя из маржинальной прибыли вычитаются прямые постоянные расходы, то есть те, которые нужны непосредственно для бизнеса, но не зависят от объёма продаж и сохраняются даже при нулевой выручке. Например, это арендная плата за помещение магазина и затраты на его содержание.
  3. Операционная. Она получается после вычета из валовой прибыли следующих расходов:
  • коммерческих (например, на рекламу и маркетинг);
  • административных (на зарплату персонала, не задействованного в продажах, аренду офиса, банковские комиссии и пр.).
  1. Чистая. Это показатель, очищенный от всех остальных расходов. Для его расчёта из операционной прибыли вычитаются оплаченные проценты по кредитам, налог на прибыль и амортизационные отчисления. Таким образом, эта метрика даёт окончательный «диагноз»: рентабелен ли бизнес и могут ли его владельцы рассчитывать на дивиденды. Или нужно что-то срочно менять: повышать доходы либо снижать издержки.

Подведём итоги

Итак, доход, выручка и прибыль — важнейшие финансовые показатели, которые нужно рассчитывать, чтобы контролировать самочувствие бизнеса.

  • Доход —индикатор, который показывает, сколько всего денег получила компания от любых активностей в отчётном периоде.
  • Выручка «сидит» внутри дохода и отражает, сколько было заработано за счёт основной коммерческой деятельности.
  • Прибыль — единственный показатель, который рассчитывается с учётом не только доходов, но и расходов. Он служит для оценки конечной рентабельности предприятия.

Корректный расчёт всех трёх метрик позволяет решать разноплановые задачи: анализировать состояние бизнеса (прибылен он или убыточен, и по каким причинам), сравнивать себя с конкурентами, своевременно выявлять негативные тенденции для корректировки плана действий и принимать правильные управленческие решения.