Соглашение между Вашингтоном и Брюсселем, согласно которому экспорт из Евросоюза в Америку будет облагаться 15-процентной ставкой, может сильно ударить по европейской экономике. Кроме того, такие сильные уступки продемонстрировали разобщенность внутри ЕС. Почему Брюссель согласился на невыгодные для себя условия — в материале «Известий».
Раскол в союзе
• Европейскому союзу пришлось согласиться на торговое соглашение с США, включающее 15-процентные пошлины на поставки из ЕС, из-за неспособности стран блока выработать общую стратегию для контрмер. Выбор стоял между принятием предложенных Вашингтоном условий и разработкой скоординированного ответа. Однако для коллективной реакции потребовалось бы единство мнений, действий и готовность столкнуться с возможными негативными последствиями. На это европейские страны не решились.
• В результате сделка оказалась чрезвычайно выгодна для Вашингтона: США планируют занять порядка 70% энергетического рынка Европы, если страны Евросоюза увеличат объемы закупок американских ресурсов до $250 млрд ежегодно. В свою очередь, в Европе уже подсчитывают возможные убытки. В частности, Польша может потерять около $2,2 млрд от торговых пошлин. При этом при продолжающейся девальвации доллара, которая уже превысила 10%, европейские компании, ориентированные на экспорт в США, будут вынуждены искать новые рынки сбыта. В частности, итальянские поставки могут сократиться примерно на €23 млрд. Ведь предприятиям будет невыгодно платить пошлины и получать доход в валюте, которая обесценивается быстрее, чем евро.
• Впрочем, есть сомнения, что условия сделки вообще реализуемы. Чтобы достичь предполагаемого объема торговых поставок, Евросоюзу потребуется увеличить закупки американских энергоресурсов втрое по сравнению с ранее фиксируемыми объемами. Для реализации таких масштабов энергетическим компаниям США придется не просто сконцентрировать все существующие экспортные потоки на европейском направлении, но и превысить текущие уровни поставок, задействовав дополнительные ресурсы. Дополнительную сложность для Евросоюза создает тот факт, что закупками энергоносителей занимаются исключительно частные корпорации, а не государственные органы, из-за чего у Брюсселя отсутствуют прямые рычаги влияния на импортные процессы и распределение энергопоставок.
• Слабость Евросоюза проявилась в неспособности вести себя как цельная стратегическая сила, чего требует глобальный контекст. Хотя официально торговыми вопросами занимается Еврокомиссия, ключевые параметры сделки были определены на межправительственном уровне внутри союза. Внутри ЕС это соглашение воспринимается как вынужденная мера и наименее болезненный вариант в сложившихся обстоятельствах. В частности, Франция и Германия выступили против действий, которые могли бы спровоцировать ответные шаги со стороны США и нанести ущерб их экономикам.
• Во время обсуждений страны ЕС сосредоточились не на общеевропейских интересах, а на защите собственных экономик. Каждое государство стремилось минимизировать риски и издержки для себя, что мешало формированию единой позиции. Предложение создать список американских товаров для потенциальных ответных пошлин столкнулось с сопротивлением со стороны тех стран, которые опасались усиления давления со стороны Вашингтона.
Почему сделка невыгодна
• Соглашение между ЕС и США ограничивает экономические интересы европейских стран, особенно в условиях нестабильной мировой торговли и внутренней уязвимости европейской промышленности. Введение пошлин означает автоматическое снижение конкурентоспособности европейской продукции на американском рынке — одном из ключевых направлений внешнеэкономической деятельности Евросоюза. Это касается прежде всего высокотехнологичных отраслей, машиностроения, сельского хозяйства и химической промышленности, где европейские компании традиционно занимают сильные позиции. Повышение стоимости продукции за счет пошлин может привести к потере доли рынка, сокращению экспорта, снижению объемов производства и, как следствие, сокращению рабочих мест в ряде стран — членов ЕС.
• Дополнительным обременяющим фактором является структура самой сделки, в рамках которой предусмотрены крупные закупки энергоносителей и вооружений из США. Эти расходы ложатся на бюджеты европейских государств и создают долговременные обязательства перед американской стороной. Закупки по фиксированным объемам ограничивают гибкость Евросоюза в поиске более выгодных или устойчивых поставщиков. В результате зависимость от США в ключевых экономических секторах усиливается. Это в долгосрочной перспективе может негативно сказаться на энергетической и оборонной самостоятельности стран Европы.
• Формирование условий сделки без общего согласования всех участников ЕС отражает ограниченные возможности блока действовать как единое целое в кризисной ситуации. Страны преследовали в первую очередь краткосрочные экономические цели, стремясь избежать немедленных последствий, таких как потенциальные санкции или экономическое давление со стороны Вашингтона. В результате соглашение было заключено за счет уступок со стороны ЕС.
• Кроме того, отсутствие ответных мер или готовности к ним со стороны Евросоюза демонстрирует стратегическую уязвимость: без механизма коллективной экономической обороны ЕС становится зависимым от решений более мощных торговых партнеров. Это подрывает его переговорную позицию в будущем. Это создает прецедент, при котором другие государства могут воспринимать Евросоюз как слабое объединение, не готовое к защите собственных интересов.
• В результате сделка несет комплексные риски для ЕС — от потери доходов от экспорта и давления на внутренние рынки до ограничения свободы в стратегическом планировании. Ущерб может проявиться не сразу. Однако в долгосрочной перспективе он способен существенно ослабить экономические и политические позиции Евросоюза на международной арене.
При написании материала «Известия» учитывали мнения:
- доцента экономического факультета РУДН Сергея Зайнуллина;
- экономиста Василия Колташова.