Найти в Дзене
Записки паломницы

«Ты лежишь столько лет, небось Богу-то угодна». Блаженная Матрона Анемнясевская (1864–1936).

Существуют люди, именуемые юродивыми во Христе, чье поведение часто не поддается логическому объяснению: они ведут себя странно, говорят загадками, а их поступки бросают вызов привычным нормам. Наряду с ними, есть и другие блаженные, более «доступные» пониманию, зачастую страдающие от тяжелых недугов с раннего детства. Примечательно, что не они, физически слабые и немощные, обращаются за поддержкой, а окружающие ищут у них утешения. В их жизни в полной мере воплощаются слова, обращенные Богом к апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается». И юродивых, и блаженных объединяет безоговорочная преданность Божьей воле, принятие ее без остатка. Эта преданность настолько всеобъемлюща, что порой кажется безумием, поскольку вызывает непонимание и раздражение. Жизнеописания блаженных не поддаются строгим канонам, их путь зачастую далек от «каноничного», и даже само их появление на свет может быть необычным. Святая Матрона Анемнясевская (1864–1936) родилась в семье, далекой от благочестия: её о
Церковь Матроны Анемнясевской, Анемнясево. Фото Валерий Стегнин.
Церковь Матроны Анемнясевской, Анемнясево. Фото Валерий Стегнин.

Существуют люди, именуемые юродивыми во Христе, чье поведение часто не поддается логическому объяснению: они ведут себя странно, говорят загадками, а их поступки бросают вызов привычным нормам.

Наряду с ними, есть и другие блаженные, более «доступные» пониманию, зачастую страдающие от тяжелых недугов с раннего детства. Примечательно, что не они, физически слабые и немощные, обращаются за поддержкой, а окружающие ищут у них утешения. В их жизни в полной мере воплощаются слова, обращенные Богом к апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается».

И юродивых, и блаженных объединяет безоговорочная преданность Божьей воле, принятие ее без остатка. Эта преданность настолько всеобъемлюща, что порой кажется безумием, поскольку вызывает непонимание и раздражение.

Жизнеописания блаженных не поддаются строгим канонам, их путь зачастую далек от «каноничного», и даже само их появление на свет может быть необычным. Святая Матрона Анемнясевская (1864–1936) родилась в семье, далекой от благочестия: её отец злоупотреблял спиртным, был известен в деревне как пьяница, хозяйство находилось в упадке, а родители, согласно житию, были тщедушными и не отличались особым умственным развитием.

Причины нелюбви родителей к Матроне остаются неясными, ведь она была здоровым и жизнерадостным ребенком. "Приедут с ярмарки, – вспоминала Матрона, – всем сестрам гостинцы дадут, а меня обделят, я, молча в сторонку отойду, обиженная…". Ей чаще, чем братьям и сестрам, доставались упреки и наказания.

В семь лет Матрена заболела оспой и потеряла зрение. Слепой девочке было трудно справляться с домашними обязанностями и уходом за детьми: однажды она случайно уронила сестру с крыльца. В гневе мать набросилась на Матрену, осыпая ударами и ругательствами.

Девочка в слезах просила прощения, но мать, словно обезумев, не унималась. И вдруг, как повествует житие, Матрона увидела Богородицу, простирающую руки с небес:

"Мама, Богородица!" – воскликнула девочка, но мать продолжала бить. Видение повторилось трижды, но мать не слушала; в последний раз Пресвятая Богородица дала Матрене свиток. О содержании этого свитка блаженная Матрона никому не рассказывала.

-2

На следующее утро искалеченная девочка не смогла встать с постели. С тех пор она навсегда утратила способность ходить, хотя могла поворачиваться, двигать руками и удерживать небольшие предметы.

В родительском доме Матрена провела долгие годы, постоянно слыша упреки и обвинения в иждивенчестве. Она выглядела как десятилетний ребенок, её рост прекратился в этом возрасте и навсегда остался неизменным.

Жители деревни знали о её судьбе и относились к ней с уважением. В народе тех, кто безвинно страдал и проявлял терпение, всегда почитали особенными, считали их отмеченными Богом.

Когда Матрене исполнилось семнадцать, люди начали обращаться к ней за помощью. Первым пришел крестьянин из той же деревни, занимавшийся пилкой дров: "Матреша, ты столько лет лежишь, наверное, близка к Богу. У меня болит спина, не могу работать. Потрогай спину, может, поможет. Что мне делать, лечился, но врачи не помогают».

По просьбе страждущего Матреша совершила чудо – боли в спине исчезли, и он смог вернуться к работе.

Этот крестьянин рассказал соседу о своем чудесном исцелении, на что тот ответил: «И я к ней пойду! Дети совсем измучили, скоро двенадцатый появится. Попрошу, чтобы молитвой своей она остановила это деторождение».

Пришел он к Матреше с просьбой помолиться. Матреша выполнила просьбу, и больше детей у той семьи не было.

Со временем визиты к Матрене превратились в настоящее паломничество. Более полувека нескончаемым потоком шли люди, иногда десятки, а бывало и до сотни в день. Приходящие приносили девушке дары за молитвы: ткани, полотенца, платки, хлеб, сало, творог и другие продукты.

В глазах семьи Матрена из обузы превратилась в источник дохода. Отец часто забирал приношения и обменивал их на табак и спиртное.

Но если отец не успевал, Матрена сама делилась принесенным с нуждающимися.

После смерти родителей Матрене пришлось терпеть притеснения от брата и сестры, которые видели в ней лишь "дойную корову".

Добрые люди, почитавшие Матрену, видя такое отношение родственников, построили ей небольшой домик на свои средства. Но и тут сестра успела: отсудила у «лежачей инвалидки» этот дом.

Тогда Матрена переехала жить к племяннику Матвею, сыну одной из сестер, доброму и верующему человеку. Но и здесь ее не оставили в покое. Дети Матвея выросли, и односельчане стали насмехаться над ними, дразнить тем, что в их доме живет "юродивая". Наступало революционное время, Бога "отменили", как и заповеди любви.

Матрена страдала от того, что из-за нее невинные люди вынуждены терпеть оскорбления.

Обычно Матрона лежала в небольшой отдельной комнате, в детской кроватке, всегда занавешенной пологом. Летом, когда в доме становилось душно, ее выносили в сени, где она оставалась до зимы. Сама она никогда не просила перенести ее в дом, терпела осеннюю стужу и холод.

Близкие родственники, за исключением племянника, не уделяли Матрене должного внимания, перенося ее в дом лишь при наступлении зимних холодов и снегопадов.

Матрена вспоминала случай, произошедший в октябре: пролежав в сенях под проливным дождем, она промокла до нитки и к утру покрылась ледяной коркой. Лишь жалость сестры спасла ее от неминуемой гибели.

В осеннюю стужу люди, навещавшие Матрену, поражались ее стойкости и спрашивали, не холодно ли ей. Она же отвечала, что ей тепло, и демонстрировала свою горячую руку.

Во время бесед Матрона читала молитвы и наизусть исполняла церковные песнопения, соблюдая все особенности гласов и распевов. На вопрос, как слепой женщине удается запоминать целые акафисты, она отвечала, что прочитает ей добрый человек, а она и запомнит с Божией помощью.

Матрена говорила, что непрестанная молитва способна на многое, и сама старалась молиться постоянно, перебирая четки, скрытые от глаз посетителей.

Святая блаженная Матрона Анемнясевская.
Святая блаженная Матрона Анемнясевская.

Каждый месяц Матрена причащалась, приглашая священника, и в день принятия Святых Таин становилась особенно оживленной и радостной.

С 17 лет она отказалась от мяса, а во время постов почти ничего не ела.

Она уважала духовенство, но строго относилась к раскольникам-обновленцам, называя одного из них «наш Петруша». Не покидая своей комнаты, Матрена знала многих святых людей и находилась с ними во внутреннем общении.

Она почитала блаженную Марию Ивановну Дивеевскую, с которой у нее установилась глубокая духовная связь. Матрона любила монахинь и говорила, что им многое прощается, потому что они, упав, всегда восстают, в отличие от людей в миру.

За свою жизнь, полную терпения, верности и беззлобия, Матрона получила от Господа духовные дары. Она видела сердца людей и исцеляла от болезней, от которых отказывались врачи, а также от пьянства и беснования. Известен такой случай. Девятнадцатилетняя Анна, жившая в близлежащей деревне, вопреки желанию своих набожных и отзывчивых родителей, вступила в партию. Вскоре после этого она частично потеряла подвижность в руке и ноге. В течение полутора месяцев девушка оставалась дома, не имея возможности двигаться, и доктора не могли облегчить ее состояние. Мать решила доставить Анну к Матреше на телеге.

Матреша помазала девушку маслом из лампады, после чего Анна начала постепенно восстанавливаться и вновь обрела способность ходить, однако полное выздоровление не наступило. Спустя два года Матрона дала девушке свое благословение на паломничество в Саров и Дивеево.

По дороге в Саров мать и Анна провели ночь в доме благочестивой женщины, у которой хранилась святыня, привезенная из Иерусалима. Именно тогда стало очевидно, что девушка страдает от одержимости – она испытала страх перед святым предметом, закричала и попыталась убежать. В Дивееве, после встречи с блаженной Марией Ивановной и омовения в источнике Преподобного Серафима, Анна исцелилась духовно. После этого события девушка стала глубоко верующей и испытывала огромное уважение к Матроне.

С началом Великого поста 1933 года в поведении Матреши произошли значительные изменения. Если раньше она проявляла простоту в общении, сочувствовала людям, внимательно выслушивала их проблемы, охотно вела продолжительные беседы на бытовые темы, то теперь казалось, что блаженная утратила интерес к мирской жизни. Разговоры о повседневных делах стали редкими и возникали лишь в исключительных случаях. Вместе с тем, темы духовности и загробной жизни занимали ее мысли постоянно, и она охотно делилась ими с другими. Особенно тепло она принимала тех, кто приходил к ней с вопросами о духовном.

"Я теперь не Матрена, а Мардария", – призналась она однажды близкой знакомой. Ходили слухи о тайном постриге Матреши в монашество саровскими старцами, но подтвердить или опровергнуть это сегодня не представляется возможным.

В конце июня 1933 года Матрешу навестил ее жизнеописатель, настоятель Касимовского Казанского монастыря, священник Николай Правдолюбов с супругой Пелагией Ивановной. Беседа была долгой и оживленной. Матреша много говорила о тяготах жизни, о страданиях и о необходимости терпеливо переносить все испытания, ниспосланные Господом.

В подтверждение своих слов она цитировала Священное Писание, приводила примеры из жизни святых и даже прочитала молитву, полученную с Афона. Однако, когда разговор заходил о ней самой, Матреша уклонялась от ответов, ограничиваясь общими фразами, хотя о. Николай и его супруга проявляли большой интерес и задавали много вопросов.

Епископ Можайский Стефан (Никитин)
Епископ Можайский Стефан (Никитин)

В книге "Православные чудеса в ХХ веке" описан случай, произошедший около 1930 года с Сергеем Алексеевичем Никитиным, будущим епископом Стефаном. Попав в концлагерь, Сергей Алексеевич, как врач, был назначен заведующим медпунктом. Он проявлял милосердие к заключенным, освобождая многих от работы и направляя в больницу. Из-за доноса ему грозило увеличение срока заключения до 15 лет. Одна из медсестер, знавшая блаженную Матрону Анемнясевскую, посоветовала ему обратиться к ней за помощью.

Однажды во время прогулки добравшись до побережья, он вознес молитву, после чего три раза громко позвал: «Матрена, спаси меня! Я в отчаянном положении!». Он дал слово, что если Матрона откликнется на его зов, то первым делом навестит ее.

Вскоре врача выпустили из лагеря раньше срока, отметив его «выдающиеся трудовые успехи». Он отправился в Москву, чтобы увидеть своих близких, а уже на следующий день направился к Матроне.

Когда будущий владыка вошел в незапертый дом, там никого не оказалось. Лишь на столе стоял предмет, напоминающий небольшой короб или лохань. «Добрый день», – произнес Сергей Алексеевич, надеясь привлечь внимание. «Здравствуй, Сереженька», – раздался ответ из лохани.

Сергей Алексеевич приблизился к столу и увидел слепую, миниатюрную женщину в платке, с плохо развитыми конечностями. «Как ты узнала мое имя?» «Разве ты забыл, как полгода назад ты звал меня на помощь? Тебе действительно угрожала опасность. Все это время я молилась за тебя. А когда ты предстанешь перед Престолом Божиим, тогда и ты помолись обо мне».

Так блаженная предсказала ему, что он станет архиереем, и это пророчество сбылось.

О последних днях жизни и смерти блаженной Матроны известно следующее.

Летом 1935 года в селе Бельково было начато уголовное дело, фигурантами которого были священники Правдолюбовы и «больной выродок» Матрена Белякова. Поводом послужил донос жителя Касимова на священника Николая Правдолюбова из-за рукописной книги, подготовленной к печати им и его братом. Арестовали десять человек, хотя изначально планировалось двенадцать. Одна женщина умерла, получив вызов в НКВД Касимова. В списке на арест была и блаженная Матрона, но её долго не решались трогать.

В итоге провели колхозное собрание, где было решено «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредный элемент». Под документом подписались 24 активиста из 300 жителей села. Сельсовет дал характеристику на Белякову, в которой её открыто называли святой, без иронии.

«Данная гражданка является вредным элементом в деревне, так как своей святостью влияет на тёмную массу… Из-за этого в сельсовете задерживается ход коллективизации».

После отправки арестованных в Рязань за Матроной прислали машину. Приехали днем, не скрываясь. Но вошедших охватил страх. Председатель сельсовета, преодолевая боязнь, поднял Матрону с постели. Она закричала, и народ оцепенел. Вынося её, председатель сказал: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут». Позже, протоиерей Серафим хоронил одного из сыновей этого председателя – он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста Матроны.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал Матрону на руках, пока её чинили. Из Касимова её увезли в Рязань, затем в Москву.

Председатель, «изымавший» Матрону, спустя годы мучительно умирал. Говорили, что это ему «не Матрешеньку поднимать». Но перед смертью он раскаялся и умер в мире с Церковью.

О московском периоде жизни Матроны известно мало. Она жила в Москве около года. Предположительно, её помещали в Бутырскую тюрьму, но ненадолго, так как заключенные стали её почитать. Её нужно было куда-то деть. Убить боялись, и отправлять в лагерь тоже – из-за возможного молитвенного подъема заключенных.

По другим сведениям, мать следователя, занимавшегося делом Матроны, исцелилась от неё, и следователь освободил блаженную как больную. Он поместил её в Дом престарелых.

Часовня блаженной Матроны на Владыкинском кладбище. Фото с сайта stefmon.ru.
Часовня блаженной Матроны на Владыкинском кладбище. Фото с сайта stefmon.ru.

Документально подтверждено, что Матрона умерла от сердечной недостаточности 29 июля 1936 года в Доме хроников в Москве, недалеко от храма Рождества Богородицы во Владыкине. Её похоронили на Владыкинском кладбище.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии в четверг Фоминой недели 9/22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии.

Спасибо, что дочитали! Не забывайте о лайках и комментариях, обратная связь для меня очень важна. Подписывайтесь и не пропускайте новые статьи.