Долго откладывал эту встречу с “Троллем”, хотя, честно, интерес был скорее спортивный: всегда любопытно, что произойдет, если классическую вечеринку с кайдзю перенести из шумного Токио или Нью-Йорка в норвежские пейзажи. Получился фильтрованный фольклор с чуть-чуть голливудским привкусом и литрами талой воды с ледников.
Норвежский колорит
Netflix подсуетился вовремя и вот ты уже смотришь, как половина Осло разбегается от бородатого детища скандинавских мифов. Не сказать, что идея взорвала мне сознание. Ну да, гигант топчет столицу, люди в погонах суетятся, а где-то рядом, как водится, есть сумасшедший учёный и абсолютно упрямая героиня, окруженная армией скептиков. Классика жанра: даже если ты в белом халате и логическим мышлением, всё равно спасать мир придется с папой, который верит в басни сильнее, чем в современные методы госуправления.
Политика, военные, ученые, все собрались совет держать, а зрителя пробирает лёгкое дежавю. Уже где-то видел тот же круглый стол, тот же общий враг, тот же внутренний конфликт между природой и цивилизацией. Интересно, конечно, что локации сменились и в этот раз не разносят какой-нибудь Манхэттен, а Осло. Колорит тут густой, всё отсылает к старым добрым сказкам (проверяй каждый камень — вдруг не просто так лежит), и заметно, что местные поверья авторам дороги: примета уважающей себя северной страны.
Сердце великана и слабости сценаристов
Визитная карточка “Тролля” — его внешность. Монстр выглядит так, будто вышел на подиум из учебника по скандинавской мифологии: борода, хвост, масса и чувство собственного могущества. Грим и спецэффекты сделали работу – монстр не картонный, иногда даже жалко, особенно когда камера ловит моменты одиночества и боли по ушедшим сородичам. Есть у тролля свой личный психологический катарсис: когда гигант ревет над костями, невольно ловишь сочувствие. Кто бы думал, что айсберг на двух ногах может вызвать такие эмоции? Годзилла бы задумался.
А вот с драйвом ближе к финалу что-то получилось не очень. Первый час фильм держит хороший темп — тролль катится к городу, арка героини развивается, даже мотивация у монстра прописана. Но как только заходит речь о решающем сражении, становится как-то водянисто и сомнительно: способ нейтрализации гиганта выглядит притянутым, и словно бы авторам просто надо было срочно всё закончить к обеду. Кульминация не производит вау-эффекта, хотя потенциал туда был заложен приличный.
Актеры спасли кино
Отдельный лайк актерам, особенно Ине Марие Вильман. Её Нора не стерильная клишированная учёная, а вполне живая дама с драмой, юмором и сарказмом. Любой другой сценарист, не будь у него скандинавской выдержки, тут бы уже завязал любовную линию с каким-нибудь военным или чиновником, а тут – деловой подход и никакой мелодрамы. Плюс к этому сумасшедший папа, государственные силовики, чиновники, писатель на подработке и несколько местных отморозков — все на своих местах, без лишней приторности.
Самое удивительное — фильм отлично чувствует себя на стриминге. До сих пор привык ждать подобных историй на большом экране, где монстры выглядят по-настоящему гигантскими, а звук сотрясает внутренние органы. Но тут получилось иначе: почти 76 миллионов часов просмотров за первую неделю, и теперь понятно — Netflix умеет выбирать проекты, за которые не стыдно. Больше того, режиссёр уже прицелился на пару сиквелов. Ощущение, что через годик другой эта борода опять ворвется в тренды.
Скандинавский микс
Утхауг, очевидно, вдохновлялся всем подряд: от классических фильмов-ужасов до глянцевых блокбастеров. В попытке оседлать обе волны, он щедро раздаёт отсылки — фанаты кайдзю угадают сценки из “Годзиллы”, “Кинг-Конга”, и даже мельком подмигнёт “Парк юрского периода”. Обычно после такой мешанки фильм теряет лицо, но “Тролль” каким-то чудом сохраняет северную самобытность. Возможно, именно потому, что вместо очередного Нью-Йорка сюда залетает гигантский тролль, а не шаблонная ящерица в плаще разочарований.
Кино получилось интересным, но не революционным. Красивые виды – это плюс, пронзительный саундтрек – это тоже плюс, тролль, вызывающий жалость, и финальная точка, на которой хочется сказать: “хорошо, но можно было и смелее”, это уже, скорее, минус. В общем, это не полыхающий вулкан эмоций, но и не ледяное болото. Впрочем, ждать от калибровки Годзиллы на норвежский манер особенно нечего.