Найти в Дзене
Попкорн решает всё

Годзилла по-норвежски. Мои впечатления от фильма "Тролль"

Оглавление

Долго откладывал эту встречу с “Троллем”, хотя, честно, интерес был скорее спортивный: всегда любопытно, что произойдет, если классическую вечеринку с кайдзю перенести из шумного Токио или Нью-Йорка в норвежские пейзажи. Получился фильтрованный фольклор с чуть-чуть голливудским привкусом и литрами талой воды с ледников.

Кадр из фильма "Тролль", 2022, реж. Роар Утхауг
Кадр из фильма "Тролль", 2022, реж. Роар Утхауг

Норвежский колорит

Netflix подсуетился вовремя и вот ты уже смотришь, как половина Осло разбегается от бородатого детища скандинавских мифов. Не сказать, что идея взорвала мне сознание. Ну да, гигант топчет столицу, люди в погонах суетятся, а где-то рядом, как водится, есть сумасшедший учёный и абсолютно упрямая героиня, окруженная армией скептиков. Классика жанра: даже если ты в белом халате и логическим мышлением, всё равно спасать мир придется с папой, который верит в басни сильнее, чем в современные методы госуправления.

Политика, военные, ученые, все собрались совет держать, а зрителя пробирает лёгкое дежавю. Уже где-то видел тот же круглый стол, тот же общий враг, тот же внутренний конфликт между природой и цивилизацией. Интересно, конечно, что локации сменились и в этот раз не разносят какой-нибудь Манхэттен, а Осло. Колорит тут густой, всё отсылает к старым добрым сказкам (проверяй каждый камень — вдруг не просто так лежит), и заметно, что местные поверья авторам дороги: примета уважающей себя северной страны.

Кадр из фильма "Тролль", 2022, реж. Роар Утхауг
Кадр из фильма "Тролль", 2022, реж. Роар Утхауг

Сердце великана и слабости сценаристов

Визитная карточка “Тролля” — его внешность. Монстр выглядит так, будто вышел на подиум из учебника по скандинавской мифологии: борода, хвост, масса и чувство собственного могущества. Грим и спецэффекты сделали работу – монстр не картонный, иногда даже жалко, особенно когда камера ловит моменты одиночества и боли по ушедшим сородичам. Есть у тролля свой личный психологический катарсис: когда гигант ревет над костями, невольно ловишь сочувствие. Кто бы думал, что айсберг на двух ногах может вызвать такие эмоции? Годзилла бы задумался.

А вот с драйвом ближе к финалу что-то получилось не очень. Первый час фильм держит хороший темп — тролль катится к городу, арка героини развивается, даже мотивация у монстра прописана. Но как только заходит речь о решающем сражении, становится как-то водянисто и сомнительно: способ нейтрализации гиганта выглядит притянутым, и словно бы авторам просто надо было срочно всё закончить к обеду. Кульминация не производит вау-эффекта, хотя потенциал туда был заложен приличный.

Ине Марие Вильман. Кадр из фильма "Тролль", 2022, реж. Роар Утхауг
Ине Марие Вильман. Кадр из фильма "Тролль", 2022, реж. Роар Утхауг

Актеры спасли кино

Отдельный лайк актерам, особенно Ине Марие Вильман. Её Нора не стерильная клишированная учёная, а вполне живая дама с драмой, юмором и сарказмом. Любой другой сценарист, не будь у него скандинавской выдержки, тут бы уже завязал любовную линию с каким-нибудь военным или чиновником, а тут – деловой подход и никакой мелодрамы. Плюс к этому сумасшедший папа, государственные силовики, чиновники, писатель на подработке и несколько местных отморозков — все на своих местах, без лишней приторности.

Самое удивительное — фильм отлично чувствует себя на стриминге. До сих пор привык ждать подобных историй на большом экране, где монстры выглядят по-настоящему гигантскими, а звук сотрясает внутренние органы. Но тут получилось иначе: почти 76 миллионов часов просмотров за первую неделю, и теперь понятно — Netflix умеет выбирать проекты, за которые не стыдно. Больше того, режиссёр уже прицелился на пару сиквелов. Ощущение, что через годик другой эта борода опять ворвется в тренды.

Кадр из фильма "Тролль", 2022, реж. Роар Утхауг
Кадр из фильма "Тролль", 2022, реж. Роар Утхауг

Скандинавский микс

Утхауг, очевидно, вдохновлялся всем подряд: от классических фильмов-ужасов до глянцевых блокбастеров. В попытке оседлать обе волны, он щедро раздаёт отсылки — фанаты кайдзю угадают сценки из “Годзиллы”, “Кинг-Конга”, и даже мельком подмигнёт “Парк юрского периода”. Обычно после такой мешанки фильм теряет лицо, но “Тролль” каким-то чудом сохраняет северную самобытность. Возможно, именно потому, что вместо очередного Нью-Йорка сюда залетает гигантский тролль, а не шаблонная ящерица в плаще разочарований.

Кино получилось интересным, но не революционным. Красивые виды – это плюс, пронзительный саундтрек – это тоже плюс, тролль, вызывающий жалость, и финальная точка, на которой хочется сказать: “хорошо, но можно было и смелее”, это уже, скорее, минус. В общем, это не полыхающий вулкан эмоций, но и не ледяное болото. Впрочем, ждать от калибровки Годзиллы на норвежский манер особенно нечего.