24 июля в Москве в здании РСПП состоялась первая очная встреча ведущих российских платформ проектной занятости. За одним столом — более 20 компаний (GigWork, Solar Staff, MyGig, Моя Смена, Wibedo, Рабочие Руки, Наймикс, Verme, Консоль, GetWork, T-Sharing / Т-Банк, YouDo, Самозанятые, Яндекс Смена, Тайм Бук, Skillstaff, Ishhab) и представители власти.
Кто такие платформы и в чем суть нового закона?
Платформа — это цифровой посредник, соединяющий человека и компанию через мобильное приложение. Человек выбирает подработку по удобному графику, выходит на смену и получает оплату сразу после её выполнения.
Главное отличие от классического найма — в скорости.
В традиционной модели от желания найти работу до первых денег может пройти месяц или полтора: резюме, интервью, оформление, ожидание первой зарплаты.
На платформе всё происходит за день.
Платформы бывают:
- Процессинговые — отвечают за выплаты, документооборот, фискальные операции
- Мобильно-операционные — подбирают исполнителей, соединяют их с заказчиком через приложение
- Интеграционные — работают внутри WFM-систем заказчиков и автоматизируют подбор и управление сменами, встраиваясь в операционные процессы клиентов
С 1 октября 2026 года вступает в силу федеральный закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ». Он регулирует платформенную занятость — работу через цифровые сервисы, где исполнители (самозанятые и физлица) получают заказы и выполняют задачи.
Как возник закон?
В России уже более 13,5 млн самозанятых. Бизнес получает нужных людей, государство — налоги.
И для того, чтобы создать прозрачную и безопасную систему взаимодействия между бизнесом и исполнителями, новым законом предусмотрен механизм посреднических цифровых платформ. Это не просто сайты или приложения — это полноценные юридически значимые посредники, которые:
- автоматизируют работу с самозанятыми,
- контролируют исполнение закона,
- интегрированы с налоговой и другими госорганами.
Основные положения закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ»: что важно знать?
1. Заказы назначаются автоматически
«Назначение заказов должно осуществляться исключительно с использованием программного обеспечения…» (ст. 17 ч. 3).
Исполнитель не может быть выбран "по звонку" или "по знакомству" — только через алгоритм. Это исключает ручной отбор и субъективность.
2. Нельзя работать всё время с одним клиентом
«Не допускается систематическое принятие заказов партнёром-исполнителем от одного и того же заказчика…» (ст. 17 ч. 4)
Если самозанятый слишком долго работает на одного и того же клиента, это уже может напоминать трудовые отношения. Закон запрещает такие ситуации.
3. Работа — только своими руками
«Партнёр-исполнитель исполняет заказы лично… участие третьих лиц не допускается» (ст. 15 ч. 2 п. 4)
Нельзя "перепоручить" заказ другу или коллеге. Это — персональный контракт между платформой и конкретным исполнителем.
4. Все данные уходят в налоговую
«Оператор платформы обязан осуществлять обмен информацией с налоговыми органами» (ст. 20)
Каждая транзакция между исполнителем и заказчиком фиксируется и уходит в ФНС. То есть налоги платятся автоматически и прозрачно.
Лидеры рынка — Сбер, Яндекс, Avito, Wildberries, Ozon — объединились в Ассоциацию цифровых платформ и стали одними из соавторов этой модели.
При этом с иными платформами, кроме лидеров, при разработке закона не консультировались.
Исключение специализированных HR-tech и gig-платформ из обсуждения законопроекта о платформенной занятости может нести ряд рисков:
- Узкий охват – не учтены особенности малых и средних платформ вне сфер такси и доставки.
- Слабая адаптация – отсутствие диалога с рынком снижает эффективность внедрения.
- Потеря экспертного потенциала – игнорирование опыта независимых игроков мешает созданию прозрачной модели гибкой занятости.
Что обсуждалось на встрече?
24 июля 2025 НКО «Ассоциация аутсорсеров» провела Совет по платформенной занятости, в котором приняли участие более 20 представленных на рынке платформ, в том числе GigWork, Solar Staff, MyGig, Моя Смена, Wibedo, Рабочие Руки, Наймикс, Verme, Консоль, GetWork, T-Sharing / Т-Банк, YouDo, Самозанятые, Яндекс Смена, Тайм Бук, Skillstaff, Ishhab.
Обсуждение проходило в двух форматах:
- Закрытая дискуссия между платформами;
- Диалог с представителями государственной власти.
Представителями власти выступили:
- Александр Вячеславович Демин — депутат Госдумы, комитет по малому и среднему предпринимательству.
- Сергей Песков — представитель Общественного совета при Минтруде.
- Павел Тихонов — секретарь Комитета по развитию института самозанятых, «Опора России».
На встрече поднимались три ключевых вопроса:
- Как нам адаптироваться к новым условиям;
- Насколько закон отражает реальность;
- Как защитить модель независимых платформ, чтобы закон не стал инструментом под крупные внутренние джоб-сервисы маркетплейсов (Озон Джоб, Вайлдберрис Джоб, Яндекс.Такси, Х5.job и т.п.), а учитывал интересы всего рынка.
Обсуждение шло вокруг двух главных направлений:
- Как взаимодействовать между собой;
Ключевой тезис: «Мы не конкуренты, а партнеры, взаимодополняющие друг друга». Совместными усилиями платформы способны обеспечить бесшовный клиентский опыт, при котором бизнес-заказчик получает комплексное решение без необходимости вникать в технологические и административные детали (начисление выплат, документооборот, подбор исполнителей) — важен конечный результат.
- Как выстраивать диалог с государством.
В настоящее время регуляторы не имеют четкого представления о структуре и представительстве отрасли платформенной занятости.
Проблемные аспекты:
- Отсутствие законодательного признания — отрасль не имеет единого института представительства в правовом поле.
- Обсуждаемые форматы консолидации: от создания неформального экспертного совета до учреждения официальной отраслевой ассоциации.
Ключевые риски:
- Правовая неопределенность (включая риски переквалификации трудовых отношений).
- Налоговые последствия.
- Потенциальные пробелы в регулировании.
Требуется системная работа по формированию единой позиции и выстраиванию конструктивного взаимодействия с органами государственной власти.
Итоги встречи
Для эффективного развития платформенной занятости в текущих условиях необходимо выстраивать институциональное представительство — через ассоциацию, совет или иной формат объединения. Это позволит формировать и продвигать консолидированную позицию от имени отрасли в диалоге с государством, которое традиционно взаимодействует с формализованными структурами.
Участники встречи также сошлись во мнении, что практический опыт платформ может быть полезен для корректировки и уточнения законодательства, в том числе в части закона о платформенной экономике, вступающего в силу в 2026 году.
Знаю, что меня читают аутсорсеры. Как вам новый закон? Напишите в комментариях.
Подписывайтесь на канал. Готовлю для вас много интересного!
Подписывайтесь также на Youtube и мой телеграм - стабильно выкладываю уникальный контент на всех площадках. В Телеграм еще больше обсуждений без купюр.