«Бассейн», 1969 г. Режиссер: Жак Дере
Марьяна призывно говорит: «Жан-Поль», но он не реагирует, она ныряет в бассейн и брызгами достаёт тело Жан-Поля, но он опять не реагирует. И только когда Марьяна телесно соприкасается с Полем, он как будто оживает. Кто кем управляется, кто кого контролирует, кто кого желает?
Мир гламура и глянца
У двух очень красивых молодых людей отношения ленивые, почти мёртвые и неестественные. Между ними нет любовной искры. Есть что-то искусственное в их отношениях.
Мир фильма «Бассейн» — это мир искусственной внешней красоты. Мир нарциссического восхищения. Герои фильма находятся на юге Франции, в красивейшем месте, но мы не наблюдаем красот природы. Мы видим великолепную виллу, обустроенную стильно, изящно, современно.
Фильм «Бассейн» — это пространство глянца. Это мир кристально чистых бассейнов, дорогих автомобилей, роскошных нарядов и красивых домов, доведенных до гламурного совершенства профессиональными дизайнерами, а не хозяевами домов. Неслучайно в фильме в убранстве виллы нет ничего от его от её обитателей. В ней невозможно разглядеть отпечаток индивидуальности её жителей. Мы видим витрину новейших тенденций дизайна, а люди — только её продолжение. Это искусственный рай, сотворённый из красивых вещей. Кажется, что вещи воплощают блаженство жизни, но при ближнем рассмотрении — это просто декорации, за которыми проживается отсутствие жизни и смыслов.
Рай, в котором обитают Марьяна и Жан-Поль, мало того, что искусственный, он ещё взят напрокат. Эта вилла им не принадлежит.
Даже когда наши герои отправляются за пределы этой виллы, мы видим прекрасный автомобиль Maserati. Герои фильма заключены в мир искусственного глянца, они оторваны от истинной природной красоты. Даже в магазине Марьяна покупает консервы, а не выбирает овощи и фрукты, выращенные под жарким солнцем Франции.
И, наконец, бассейн. Он как главный персонаж фильма. Совсем рядом море, но герои фильма предпочитают бассейн. Он ограничен и неопасен. На море волны, глубина, нет границ. Море таинственное, непредсказуемое, необъяснимое и необъятное. Только один раз двое из четырёх отправятся на море. И тогда разрушится вся архитектура искусственной красивой жизни.
Скука в искусственном мире
Фильм раскрывает сущность искусственного рая. Человек тоже превращается в красивую вещь, теряет свою уникальность в погоне за идеальностью. В красивом искусственном мире отношения теряют свою естественность, спонтанность, появляется скука. Герои томятся под солнцем, покрываются испариной и очень мало говорят. Да, собственно, и сказать героям фильма друг другу особо нечего. Мы, зрители, ощущаем, что этому вечному безделью настанет предел, скука перерастет во что-то опасное. Этой безмятежной тишине и безудержному веселью у бассейна придет конец, а в ленивом бездействии скрыто что-то страшное. Жара вот-вот превратится в костёр и обожжёт жизни этих скучающих персонажей.
Отношения Марьяны и Жан-Поля — это вечная скука в гламурной обстановке. Самое страшное, что в этом искусственном мире у людей нет своих истинных желаний. Есть только внутреннее требование: «Я хочу» как тревожное ожидание от других. Скучно, потому что кто-то не уделяет внимания, не любит, не заботится, не веселит... Есть какая-то обречённость от зависимости от других. Энергия жизни используется только для того, чтобы заставлять, провоцировать и мотивировать других. Все герои, прогретые на солнце и находящиеся в зените безделья, готовы играть в игры друг с другом в надежде отыскать в себе истинные желания. Хочется оживить то, чего никогда не было как настоящее и живое.
Провокация как возможность любви
Если нет близости и любви, тогда встаёт проблема власти. Людей начинает интересовать, как контролировать другого человека. Там, где не рождается любовь, возникает стремление к власти. Когда отношения искусственные, лишённые настоящей близости и доверия, необходимы манипуляции, чтобы эти отношения продолжали существовать. Манипуляции как зыбкая возможность контроля отношений. Лучшее средство — это провокация. Весь фильм «Бассейн» — это сплошная провокация. Она проявляется во фразах персонажей, определяет их поведение, двигает сюжет. Крошечные платья Пенелопы, рубашки, расстёгнутые почти на все пуговицы, обнажённые тела создают атмосферу прямой и скрытой провокации. Чего стоит сцена, Марьяна просит своего бывшего возлюбленного Гарри застегнуть крючок ее откровенного платья.
В начале фильма звонок телефона останавливает Марьяну, которая так добивалась внимания Жан-Поля. Марьяна жадно желает третьего в их отношения. Нужна провокация как механизм создания любви. Невозможно спровоцировать любовь, можно только имитировать. Нельзя манипуляциями создать живой трепет в телах и волнения в глазах, как нельзя в бассейне организовать морские волны и глубину. А Марьяна предполагает, что создав любовный треугольник, она сможет заставить Жан-Поля ревновать. Он активизируется, и любовь вспыхнет, желание оживет. Но в этом фильме даже любовный треугольник ненастоящий.
Жан-Поль и Гарри: зеркальное отражение
Проблема в том, что Жан-Поль не способен конкурировать и по-взрослому ревновать. Он не встраивается в любовный треугольник Марьяны, а организует свой треугольник с Пенелопой.
Марьяна вынуждает ревновать, но Жан-Поль понимает, что безнадежно проигрывает Гарри, поэтому у него есть потребность причинить боль и Гарри, и Марьяне. Он хочет сделать больно Гарри, но не как любовнику, а как отцу. Жан-Поль — ребёнок, он не способен испытывать взрослую сексуальность и любовь. Жан-Поль не испытывает ревность к Гарри как равному себе, он испытывает зависть к нему как к родителю. С родителем очень трудно состязаться, но можно причинить ему боль. Пенелопа попадается на его провокацию. Они оба соблазняют друг друга по-детски, стремясь разрешить свои внутренние противоречия. И оба разочаровываются друг в друге.
Жан-Поль не может выдержать правды, которую ему бросает в глаза Гарри. Он убивает, потому что не хочет чувствовать, не хочет принимать правду. Жан-Поль желает остаться в мире искусственного, в мире детских отношений и скуки.
Гарри привык обольщать и побеждать. Он не видит в Жан-Поле опасности, он для него вечный капризный ребенок. Он видит его слабую сторону, не замечая силу его отчаяния и злости. Жан-Поль не способен принять свое несовершенство, слабость, уязвимость. Гарри говорит ему о том, какой он настоящий, он снимает с него гламурную оболочку, смывает глянец. При этом сам живет в мире иллюзий о себе. Жан-Поль для него фон, на котором он прекрасен и успешен. У Гарри в глубине души живет такой же Жан-Поль, которого нельзя замечать и чувствовать.
Гарри умер, и в похоронном шествии мы видим не лица людей, а только их ноги. Красивая модная обувь важнее самих людей. Это их обложка. Мы не видим скорбных лиц. Мы вообще не видим лиц, как Гарри скрывал свое истинное лицо как от людей, так и от себя. Похороны превращаются в показ модных моделей обуви. Дорога на кладбище как подиум показа мод. Внешнее определяет жизнь этих людей, всё как в жизни Гарри.
Обреченность быть вместе
Марьяна понимает, что Жан-Поль убийца. Она его совсем не знала! Девушка сначала в ужасе отшатнулась от него. Но шок продлился недолго, желание вернуться в зону комфорта сильнее. Она вдруг увидела шанс быть со своим возлюбленным вместе навсегда. Жан-Поль теперь в полном её распоряжении. Не нужно уже специально его провоцировать, чтобы как-то оживлять их отношения. Они остались мёртвыми, но теперь вечные. Любви нет, но есть страх разоблачения, и это тоже сгодится для укрепления их связи. Поскорее забыть о Жан-Поле настоящем и продолжать наслаждаться жизнью.
Итог событий фильма внешне спокоен, но на самом деле жуткий, как в фильмах ужаса.
Бассейн взамен моря
Фильм «Бассейн» —это шикарное, невероятно пронзительное, сексуальное и безумно грустное кино о страсти, одиночестве и иллюзии искусственной любви.
Это один из самых гламурных фильмов. Он соблазняет зрителя своей внешней красотой и роскошью. Соблазнение переходит в разоблачение гламура, обнажая его пустоту и опасность. Искусственный мир красиво обольщает, но он обманчив.
Наблюдая в начале фильма рай у бассейна мы, зрители, чувствуем, что герои фильма будут изгнаны из этого иллюзорного рая. Мелодраматическое и эротическое начало, которое соблазняет зрителей в начале фильма, перерастает в страшную детективную историю. Красивые лица теряют свою привлекательность, растворяются в сомнениях и грехах. Вещи могут увидать, терять свой глянец.
В искусственном мире всё иллюзия. Любовь, дружба, талант, веселье в компании, отцовство и дочерние чувства, тишина, желание — всё не настоящее. Там, где море нет, а только бассейн, всё не то, чем кажется. Но настоящее и подлинное всё равно врывается наружу, и тогда реальным становится прежде всего страх. Поэтому так хочется вернуться в красивый мир иллюзий. Зачем море, оно пугает, хватит и бассейна!