Найти в Дзене
Трава и Ветер

Этюды на состояние. Хроники внутренней погоды (гонзо-арт, сезон дождей)

Тот самый студенческий этюд Беланов С.В.
Тот самый студенческий этюд Беланов С.В.

Дождь барабанит по крыше, а я снова не знаю, кто пишет этюд: я — или моя сегодняшняя тревога.
Но стоп. Не всегда так было. Я, честно говоря, был тем ещё скептиком — и в Академии, где мы писали эти ваши “этюды на состояние”, часто не понимал, на кой чёрт вся эта рефлексия. Казалось, что это просто причуда профессоров: “рисуй, что чувствуешь, не думай о сюжете, освободи себя”.

Писал я эти “ненужные этюды”, выписывал свет и воздух, как велели, — и ловил себя на мысли: зачем это всё? Пока однажды всё не перевернулось.
Помню, как будто вчера. Мы с профессором вышли на пленэр — опять эти упражнения для души, которые тогда казались просто “галочкой” в дневнике художника. И тут небо сдвинулось — не по погоде, а по нерву. Словно кто-то ввалился с канистрой, и прямо на наш метр травы вылил бочку воды. Началась не просто гроза, а натуральная стихия: молнии вспарывают небо, воздух дрожит, и хочется бежать, хватать всё подряд и спасаться под козырёк.

Я так и сделал — стал быстро собирать мольберт, кисти, бумагу…
Но тут учитель ловит меня за локоть:
— Работай. Пиши состояние.
Как? Зачем?
Но я остался. Вода льёт стеной, всё плывёт, заливает этюдник, в руке дрожит кисть, в голове вместо мыслей гремит гроза. Я пишу. Не небо. Не луг. Пишу эту дикую, первобытную бурю внутри и вокруг. Всё сливается — моя растерянность, страх, восторг, нервы и молния — и вдруг я ловлю этот нерв, эту точку слияния:
буря во мне и буря природы встречаются на холсте.

Это чувство не передать. Я понял, зачем эти “этюды на состояние”. Понял, что иногда важно не спасать картину от стихии, а стать частью этой стихии. Впустить её в мазок, позволить ей швырять краску по бумаге, чтобы потом смотреть и узнавать в этих пятнах не только пейзаж, но и самого себя.

Этюд художника Беланова С.В.
Этюд художника Беланова С.В.

Почему эти этюды важнее любого сюжета?

Потому что честный этюд всегда виден. Он кусается. Он напоминает след от ногтя на коже — случайно, но очень личный.
Любая натура — только повод соскрести свой сегодняшний осадок на холст.
Луг? Иногда это поле обиды, иногда — фейерверк после ночной переписки, иногда — невроз, расцарапанный в жёлтый цвет.

Вот, что я заметил за эти сезоны:

  1. Свет перестаёт быть абстракцией. Он становится событием: не просто “жёлтое пятно”, а твоя утренняя злость или внезапное прощение.
  2. Лицемерие сразу видно. Писать “на публику” невозможно — этюд предательски выдаёт фальшь, как дешёвый парфюм на первом свидании.
    Честность — вот твой единственный инструмент.
  3. Это психотерапия быстрее Фрейда. Пять минут у мольберта с искренним состоянием — и ты выходишь другим человеком. Иногда уставшим, но всегда чуть более настоящим.
  4. Сюжет умирает, остаётся только ритм. Один и тот же луг становится сценой для тысячи спектаклей. Смысл — не в траве, а в том, как ты её прожил.
  5. Ты возвращаешь себе право быть собой. Плевать на стандарты, чужие лайки, правила школы. Только твой нерв, твой глюк, твоя погодная карта на сегодня.
Этюд художника Беланова С.В.
Этюд художника Беланова С.В.

Вот так и живу.
Этюды — это дневник, где вместо слов — ритмы мазков, где каждый штрих — как запись ЭКГ после кофе и очередного “надо срочно всё поменять”.

Что будет, если ты завтра выйдешь и просто напишешь “как тебе сейчас”? Без задачи, без задачи понравиться, без идеи “для поста” или “на продажу”.
Просто оставишь на холсте то, что не даёт заснуть сегодня ночью.
И это — больше, чем живопись. Это акт храбрости.

P.S.
Я пишу эти этюды, потому что это единственный способ остаться честным с собой.
Советую и тебе: начни с самого непонятного внутри — и пусть это выйдет наружу хоть пятном, хоть кляксой, хоть размытым горизонтом.

Ты ведь не просто художник — ты метеоролог собственной души.
И твой прогноз — всегда правдив, если пишешь по-честному.

Если ты дочитал до этого момента — тебе определенно не чуждо искусство на грани нервного срыва и цифрового откровения. Загляни в мой Telegram-канал “Дни художника. Искусство на грани технологий” — https://t.me/abc_artschool. Там продолжается этот беспокойный балет.

#этюднасостояние #пленэр #искусствовнутри #гонзоарт #наблюдайисоздавай