Дождь барабанит по крыше, а я снова не знаю, кто пишет этюд: я — или моя сегодняшняя тревога.
Но стоп. Не всегда так было. Я, честно говоря, был тем ещё скептиком — и в Академии, где мы писали эти ваши “этюды на состояние”, часто не понимал, на кой чёрт вся эта рефлексия. Казалось, что это просто причуда профессоров: “рисуй, что чувствуешь, не думай о сюжете, освободи себя”.
Писал я эти “ненужные этюды”, выписывал свет и воздух, как велели, — и ловил себя на мысли: зачем это всё? Пока однажды всё не перевернулось.
Помню, как будто вчера. Мы с профессором вышли на пленэр — опять эти упражнения для души, которые тогда казались просто “галочкой” в дневнике художника. И тут небо сдвинулось — не по погоде, а по нерву. Словно кто-то ввалился с канистрой, и прямо на наш метр травы вылил бочку воды. Началась не просто гроза, а натуральная стихия: молнии вспарывают небо, воздух дрожит, и хочется бежать, хватать всё подряд и спасаться под козырёк.
Я так и сделал — стал быстро собирать мольберт, кисти, бумагу…
Но тут учитель ловит меня за локоть:
— Работай. Пиши состояние.
Как? Зачем?
Но я остался. Вода льёт стеной, всё плывёт, заливает этюдник, в руке дрожит кисть, в голове вместо мыслей гремит гроза. Я пишу. Не небо. Не луг. Пишу эту дикую, первобытную бурю внутри и вокруг. Всё сливается — моя растерянность, страх, восторг, нервы и молния — и вдруг я ловлю этот нерв, эту точку слияния: буря во мне и буря природы встречаются на холсте.
Это чувство не передать. Я понял, зачем эти “этюды на состояние”. Понял, что иногда важно не спасать картину от стихии, а стать частью этой стихии. Впустить её в мазок, позволить ей швырять краску по бумаге, чтобы потом смотреть и узнавать в этих пятнах не только пейзаж, но и самого себя.
Почему эти этюды важнее любого сюжета?
Потому что честный этюд всегда виден. Он кусается. Он напоминает след от ногтя на коже — случайно, но очень личный.
Любая натура — только повод соскрести свой сегодняшний осадок на холст.
Луг? Иногда это поле обиды, иногда — фейерверк после ночной переписки, иногда — невроз, расцарапанный в жёлтый цвет.
Вот, что я заметил за эти сезоны:
- Свет перестаёт быть абстракцией. Он становится событием: не просто “жёлтое пятно”, а твоя утренняя злость или внезапное прощение.
- Лицемерие сразу видно. Писать “на публику” невозможно — этюд предательски выдаёт фальшь, как дешёвый парфюм на первом свидании.
Честность — вот твой единственный инструмент. - Это психотерапия быстрее Фрейда. Пять минут у мольберта с искренним состоянием — и ты выходишь другим человеком. Иногда уставшим, но всегда чуть более настоящим.
- Сюжет умирает, остаётся только ритм. Один и тот же луг становится сценой для тысячи спектаклей. Смысл — не в траве, а в том, как ты её прожил.
- Ты возвращаешь себе право быть собой. Плевать на стандарты, чужие лайки, правила школы. Только твой нерв, твой глюк, твоя погодная карта на сегодня.
Вот так и живу.
Этюды — это дневник, где вместо слов — ритмы мазков, где каждый штрих — как запись ЭКГ после кофе и очередного “надо срочно всё поменять”.
Что будет, если ты завтра выйдешь и просто напишешь “как тебе сейчас”? Без задачи, без задачи понравиться, без идеи “для поста” или “на продажу”.
Просто оставишь на холсте то, что не даёт заснуть сегодня ночью.
И это — больше, чем живопись. Это акт храбрости.
P.S.
Я пишу эти этюды, потому что это единственный способ остаться честным с собой.
Советую и тебе: начни с самого непонятного внутри — и пусть это выйдет наружу хоть пятном, хоть кляксой, хоть размытым горизонтом.
Ты ведь не просто художник — ты метеоролог собственной души.
И твой прогноз — всегда правдив, если пишешь по-честному.
Если ты дочитал до этого момента — тебе определенно не чуждо искусство на грани нервного срыва и цифрового откровения. Загляни в мой Telegram-канал “Дни художника. Искусство на грани технологий” — https://t.me/abc_artschool. Там продолжается этот беспокойный балет.
#этюднасостояние #пленэр #искусствовнутри #гонзоарт #наблюдайисоздавай