Приветствую Вас, уважаемые подписчики и гости канала "Живу в Петербурге по причине Восторга"! В этом выпуске мы с вами познакомимся с одним из великолепнейших домов, построенных в период с 1911 по 1912 годы по проекту архитектора Ипполита Александровича Претро на набережной бывшего Екатерининского канала, ныне Грибоедова, под номером 158.
Начнём знакомство с краткого осмотра фасада. Дом 6-ти этажный, с седьмым мансардным этажом. С третьего по пятый этажи из фасада выделены два боковых эркера и один центральный, с третьего по шестой. Основная часть фасада оформлена шероховатой штукатуркой - цементной шубой, а эркеры - штукатуркой гладкой.
Самая выдающаяся часть данного бывшего доходного дома - выглядывающая в левой верхней части мансарды башенка, внутри которой расположено помещение.
Осмотрим первый этаж. В его левой части размещена проездная арка, ведущая во внутренний двор. Жаль, что подлинные двустворчатые ворота до наших дней не сохранились.
В правой части дома устроен главный парадный вход, по бокам украшенный прямоугольными псевдоколоннами с греческими капителями. Сверху вход в парадную оформлен двутавровой балкой и небольшим окном-люнетом.
Снимок подлинных входных дверей, сделанный в 2000 году одним из хранителей Петербурга - Доспеховым Сергеем Владимировичем.
Прямоугольной формы псевдоколонна, украшающая вход в парадную с набережной.
Фасад первого этажа рустован. Оконные проёмы между проездной аркой и парадным входом, когда-то принадлежали помещениям кинематографа "Люкс" со встроенной эстрадой.
План 1-го этажа кинематографа "Люкс" с эстрадой.
1928 год. Дети в красном уголке помещения ЖАКТ утром. Канал Грибоедова, дом №158. ЖАКТ - Жилищно-арендное кооперативное товарищество.
В одном из оконных проёмов помещений первого этажа бывшего театра "Люкс" с эстрадой и был устроен красный уголок местного ЖАКТ, в котором и был сделан снимок с детьми
В этих помещениях когда-то располагался театр с эстрадой.
Неизвестно, что в этих помещениях находится сегодня. Может быть даже квартира.
Перейдём к осмотру фасада второго этажа. Современные пластиковые заполнения в оконных проёмах. Видимо квартира частная.
В левой части второго этажа, прямо над проездной аркой сохранилось роскошное стрельчатое окно со старинным деревянным заполнением.
Часть деревянных рам не только на втором этаже, но и по всему фасаду - подлинные.
Парочка таких на уровне второго этажа.
Старинная фрамуга с поплывшими стёклами и миниатюрной, видимо советской форточкой.
На фотографии - центральный оконный проём сводчатого типа.
Перейдём к осмотру фасада третьего этажа. В центральном эркере расположен трёхчастный оконный проём с угловыми балкончиками.
Подлинные балконные ограждения с украшениями геометрической формы.
Все три эркера украшены гладкой штукатуркой, выгодно выделяющихся на фоне цементной шубы. На третьем и четвёртом этажах архитектор спроектировал по два окна, а на уровне пятого - по три. Угловые балконы на уровне шестого этажа завершены французскими балконами.
Металлические ограждения этих французских балконов уже известны нам своим оформлением.
Проёмы окон в основной части лицевого фасада формы прямоугольной.
При осмотре фасада этого дома необходимо уделить внимание именно шестому этажу.
На уровне шестого этажа, между центральным и боковыми эркерами, окон не три, как на нижних этажах, а пять, но более узких.
Убранство эркера шестого этажа состоит из уже знакомого нам декора.
Псевдоколонны в области капителей украшены греческим меандром.
Переведём взгляд на последний, седьмой этаж. Он мансардный.
Кровлю в левой части здания венчает жилая башенка.
Угловое окно в правой части мансарды декорировано шероховатой штукатуркой.
Это окно по бокам зажато полуколоннами, а сверху деревянной конструкцией треугольного сандрика-кровли.
Осмотрев очень кратко лицевой фасад этого бывшего доходного дома, с помощью воротной арки заглянем в его внутренний двор.
Вид на проезд со стороны арки.
Двор-колодец, разделяющий проездную арку на две части.
Внутренний двор. Здесь располагается вторая парадная.
Оформление второй парадной в виде портала с меандровыми псевдоколоннами. За железными воротам кроет проезд во внутренний двор участка с Канонерской улицы.
Вид на флигель со стороны двора. Фасад решён цементной шубой.
Вид на дом заводчика Трайнина со стороны Канонерской улицы.
Когда-то участок был единым, сквозным, от набережной канала Грибоедова до Канонерской улицы. Вид на старый дом из окна дворовой парадной дома Трайнина.
Некогда главный дом, на участке под № 31 со стороны Канонерской улицы.
Осмотрев снаружи исследуемый нами дом, начнём изучение истории участка. План 1753 года. Со стороны набережной бывшего Екатерининского канала на небольшом участке располагалось всего две постройки.
Аксонометрический план 1765-1773 годов. Со стороны набережной просматривается лицевая постройка, которую мы видели на предыдущем плане.
Дом представляет собой одноэтажный, на высоком цоколе с крыльцом дом.
Атлас Санкт-Петербурга 1798 года. Отмечаем, что на участке изменено расположение построек.
Четвертьпроцентная ведомость 1804 года. Участок принадлежал коллежскому советнику Егору Шпицбергу и стоил всего 1000 рублей.
На 1809 год Егор Шпицберг представлен коллежским советником, служившим в Земском суде.
Справочник "Петербургский некрополь" повествует о коллежском советнике Георге (Егоре) фон Шпицберге, похороненном на Волковском лютеранском кладбище. К сожалению, неизвестно, когда он скончался и в каком возрасте.
На 1822 год участок находился в собственности коллежского советника Шпицберга.
В справочнике 1824 года обнаружены представители семейства Шпицбергов: Луиза Ивановна, вероятно супруга Георга и их сын - Михайло Егорович, служивший мичманом в Морском кадетском корпусе.
План 1828 года. В это время участок был уже сквозным.
Вплоть до середины 1830-х годов, а может и дольше, Шпицберги являлись хозяевами участка.
На 1844 год домовладелицей указана некая Мущыновская. Скорее всего это ошибка.
Так как, спустя пять лет, к 1849 году домовладелицей представлена жена коллежского асессора Вера Денисовна Марцыновская. Это больше похоже на правду.
План 1849 года. Здесь также допущена ошибка в фамилии.
В справочнике 1854 года обнаруживается запись о некоем Марциновском М.К., коллежском советнике, проживавшем в Канонерском переулке, в собственном доме.
Справочник "Петербургский некрополь" рассказывает о коллежском асессоре Михаила Казимировиче Марцыновском, скончавшемся в 1855 году.
1868 год. Следующими владельцами исследуемого нами участка, примерно с начала 1860-х годов представлено семейство Петровых, в частности Мария Григорьевна, проживавшая в доме на Канонерской улице.
В те времена дом с Канонерской улицы выглядел так.
Справочник "Весь Петербург" на 1895 год рассказывает нам о муже Марии Григорьевны коллежском секретаре Владимире Константиновиче Петрове, проживавшем на Канонерской улице и служившем в Государственном Банке.
К 1896 году Мария Егоровна указывает вдовой коллежского секретаря. Петровы очень долго владели данным участком, чуть ли не 40 лет.
Всего лишь год, а может и чуть больше, начиная с 1910-го по 1911-й домовладение находилось в собственности Погоржельских. То ли брата с сестрой, то ли супругов.
1896 год. В конце 19-го века большое семейство Погоржельских проживало в Поварском переулке, 17 в доме Патковских.
Дом Патковских в Поварском переулке.
Портрет Погоржельского Виктора Викторовича.
К 1910 году Виктор Викторович служит в звании капитана Лейб-гвардии Семёновского полка а также владеет домом 5 на Бронницкой улице.
С 1912 года и до самой революции участок со стороны набережной канала Грибоедова (бывшего Екатерининского) перейдёт в собственность семейства Трайниных, в частности Соломонида Самуиловича.
Самуил (Шмуйла) Аронович Трайнин владел заводами оцинкованного железа, белого железа и жести.
Контора заводов располагалась в собственном доме Трайниных на Рижском проспекте. Портрет Самуила Ароновича Трайнина.
Портрет Трайниных Самуила Ароновича и его супруги Эстры Берковны.
Визуальный план лицевого фасада дома, приобретённого их сыном Соломоном Самуиловичем Трайниным.
Портрет архитектора Ипполита Александровича Претро, которому будет поручено проектирование современного на то время доходного дома.
Выдержка из купеческой книги 1916 года.
На 1917 год Самуил Аронович и его старший сын Григорий-Гирша проживают на Рижском проспекте, а младший сын Соломон Самуилович - на набережной канала Грибоедова.
Справочник "Весь Петроград" 1922 года. Завод к этому времени конечно же национализирован, но во времена НЭП с 1921 по 1928 годы (новой экономической политики) взят в аренду у государства на 5 лет своим, но уже бывшим хозяином.
Выдержка из списка налогоплательщиков, проживавших в доме на канале Грибоедова в период с 1923 по 1924 годы. Трайнин Шлиома Самуилович 51 года, служащий частного производства, его жена Таубе Беровна 42 лет, находящаяся на иждивении мужа и их сын Трайнин Симха Соломонович 19 лет, студент Технологического института, так же находящийся на иждивении отца.
Выдержка из справочника "Весь Ленинград" 1926 года. Самуил Аронович, арендатор завода "Кустарь" всё так же проживает на Рижском проспекте, в советское время носивший название проспект Огородникова. Трайнин Александр Григорьевич являлся внуком Самуилу Ароновичу и также трудился на бывшем семейном производстве.
Выдержка из справочника "Весь Петроград" 1927 года. Описание завода. В ЦГИА указано к сожалению неоцифрованное дело о расторжении договоров механического завода "Кустарь" быв. владельца Трайнина с арендатором Трайниным С. А. Вероятно по факту смерти последнего.
Закончив изучение истории участка, обратимся снова к фасаду дома. В ежемесячном журнале ВСЖК (Всесоюзный Совет Жилищной Кооперации) за № 7 от 1928 года в статье "Жилищная кооперация в борьбе за культурную революцию" можно обнаружить занимательную картинку.
ЖАКТ - Жилищно-арендное кооперативное товарищество (в СССР до 1937 г. кооперативное объединение граждан с целью аренды жилых домов у местных Советов и предоставления жилой площади в этих домах своим пайщикам.
Справочник "Весь Ленинград" на 1930 год. Вероятно кто-то из представленных Трайниных являлся родственником нашим Трайниным.
1935 год. В следующих справочниках фамилия "Трайнин" прослеживается, но опять же являлись ли они родственниками промышленникам Трайниным - неизвестно.
Телефонный справочник 1940 года. Трайниных указано 6 человек.
Обратим внимание на судьбу архитектора Претро Ипполита Александровича.
Семейство Претро: Ипполит Александрович, его жена Елизавета Ивановна и сыновья Иван (1898 г.р.), Ипполит(1899 г.р.) и Сергей (1901 г.р.).
Выдержка из списка налогоплательщиков, проживавших в 1933 году на Миллионной улице, д. 25 (в советское время Халтурина). C 1915 по 1918 годы Ипполит Александрович проживал со своей семьёй на 3 линии Васильевского острова, в доме 22, в кв. № 2. на 1933 год Претро И. А. служил главным архитектором Гипрогора.
Ипполит Александрович был арестован 10 октября 1937 года. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 11 декабря 1937 года приговорён по статье 58-6-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 20 декабря 1937 года в числе 100 обвиняемых по так называемому «делу РОВС».
Дом 25 на Миллионной улице, перестроенный архитектором И.А. Претро в период с 1913 по 1914 годы, в котором он и жил свои последние годы. ОЧень жаль всей происшедшей ситуации, но стоит жить дальше и следовать своим интересам и принципам.
После всех расследований пришло время осмотреть главную парадную дома 158 на набережной канала Грибоедова.. Заходим.
Тамбурные двери при входе в парадную. Подлинные?
Мистичный вид на тамбур со стороны вестибюля.
Плитка судя по всему современная.
Поднимаемся на верхние этажи. Убранство по всему объёму вестибюля скромное, совсем без декора.
Именно здесь, на третьем этаже в квартире 6 проживало семейство домовладельцев Трайниных.
Жаль, что не сохранились подлинные двери.
План квартиры 6, занимавшей фасадную часть третьего этажа. Вот бы как-нибудь заглянуть внутрь этой квартиры.
Подлинные и тем более роскошные двустворчатые квартирные двери на уровне 3-го этажа, за которыми скрывается коммунальная квартира.
Коммунальные звонки. Пользуются ли ими в наше время?
Двери, ведущие в квартиры последнего седьмого этажа. К сожалению, из-за ограничений Дзен по количеству фотографий, придётся закончить осмотр парадной именно на этом этапе.
Уважаемые подписчики и гости канала! Очень вас благодарю за интерес к истории Петербурга и тем более моему каналу.
С Вами был Роман Везенин и желаю нам с вами встретиться в следующий раз с ещё более интересным исследованием!