В православной традиции 31 июля (18 июля по старому стилю) отмечают праздник в честь Калужской иконы Божией Матери, прославившейся чудесами и исцелениями. В народной культуре этот день связан и с древними приметами Омельянова дня: когда идти в баню, чего остерегаться и как не распугать удачу. Подробнее — в материале URA.RU.
История почитания Калужской иконы Божией Матери
Чудотворная Калужская икона Божией Матери — одна из главных святынь Калужской епархии. Ее история начинается в 1748 году в селе Тиньково (ныне Ферзиковский район Калужской области). Во время уборки на чердаке дома помещика Василия Хитрово служанки нашли сверток холста с изображением женщины в темной одежде, держащей книгу. Приняв ее за игуменью, одна из девушек — Евдокия — в гневе плюнула на образ, и тут же оказалась парализованной.
Когда помещик узнал о случившемся, он велел отнести Евдокию домой и положить под иконы. В ту же ночь ее родителям явилась Богородица и сказала, что изображенный образ — это не инокиня, а Она Сама. Богородица велела рассказать обо всем священникам, совершить молитву перед иконой и окропить Евдокию водой из-под храма. Наутро девушка исцелилась.
Позже в том же доме произошло еще одно чудо: слуга Прохор, страдавший глухотой, во сне трижды видел Богородицу. Она велела ему молиться перед иконой. После молитвы он уснул на двое суток и проснулся совершенно здоровым.
Когда заболела дочь самого помещика, ей также явилась Пречистая и указала на икону как источник исцеления. Девочка выздоровела. После этих событий икону перенесли в храм Рождества Богородицы в селе Калужка.
Образ Богородицы на иконе отличается от привычных: без Богомладенца, в темных одеяниях, напоминающих монашеские, с раскрытой книгой в руке. Ее взгляд устремлен на текст книги. Празднование в честь иконы совершается четыре раза в год, особенно торжественно — 31 июля, в память избавления Калуги от холеры в 1892 году.
Народный календарь: традиции и приметы на Омельянов день
В народной традиции 31 июля известен как Омельянов день — в честь святого мученика Емилиана Доростольского. На Руси в этот день готовили землю к осенним работам и «заговаривали борону», чтобы та не ломалась. Считалось, что омовения и баня до заката помогают очиститься и набраться сил, но важно было не ходить туда в одиночестве, чтобы не столкнуться с духом Банником.
Физическая усталость и суета 31 июля могли навлечь беду, поэтому избегали тяжелого труда, шумных дел, переездов и уборок. Свадьбы и важные договоренности старались не планировать — считалось, что заключенные в этот день союзы обречены на распад.
Наблюдали за погодой: утренние туманы сулили урожай грибов, жара — холодную зиму, а раннее пожелтение березовых листьев — приближение осени. Раков, зарывающихся в песок, считали вестниками грозы. Алый закат предвещал богатый урожай яблок, а серое небо — похолодание. Долгие раскаты грома предупреждали о ненастье или даже граде.
Омельянов день символизировал границу между летними трудами и подготовкой к осени — время для спокойствия, внутренней гармонии и благодарности за прошедшее.
Что нельзя делать 31 июля
С 31 июля связано множество запретов и ограничений. Так, не рекомендовалось перенапрягаться — тяжелый труд и суета могли «спугнуть удачу». Уборку и особенно подметание пола старались отложить. Даже мытье полов могло считаться опасным: по поверьям, можно было вымести благополучие.
Не следовало стричься или красить волосы — это связывали с болезнями и непредсказуемыми переменами. День был неблагоприятным для свадеб, венчаний, подписания договоров и любых дел, связанных с деньгами — нельзя было ни давать, ни брать в долг.
После заката не купались, особенно в одиночку. Остаться одному дома также считалось плохой приметой — одиночество в этот день могло «прилипнуть». Выбрасывать хлебные крошки и остатки еды запрещалось — это могло лишить дом достатка. А переедание мяса считалось прямым путем к финансовым потерям в семье.