Помните стюардессу из Экипажа? Наверное, не было в советском кино - актрисы, которая так здорово умела сочетать в себе женственность и бунтарство, как Александра Яковлева.
Она покорила всех своей красотой и талантом. A что было за кадром? Там жила совсем другая женщина - с непростым характером, быстрыми решениями и поступками, которые она сама с улыбкой называла хулиганством.
Что же она имела в виду под этим словом? Почему актриса, когда была на вершине славы, вдруг пропала с экранов? И только спустя много лет вернулась, чтобы рассказать всю правду о своих секретных браках, разводах и том самом хулиганстве, которое повлияло на всю её жизнь?
Что скрывалось за этим загадочным словом?
И почему актриса, достигнув пика славы, вдруг исчезла с экранов — только чтобы через десятилетия вернуться и рассказать всю правду о своих тайных браках, скрытых разводах и том самом «хулиганстве», которое определило всю её жизнь?
Летящая звезда на взлётной полосе славы
«Экипаж» 1979 года... Помните, когда впервые стюардессу Тамару показали? Она так уверенно шла, с потрясающей улыбкой на лице и все зрители в неё сразу влюблялись.
Александра Яковлева — вернее, тогда ещё Александра Иванес — ворвалась в советский кинематограф как ураган. Дебют сразу в главной роли! Фильм-катастрофа, который посмотрели более 71 миллиона зрителей.
И первая откровенная постельная сцена в истории отечественного кино — с самим Леонидом Филатовым!
— Как я могла тогда отказаться? — вспоминает артистка с улыбкой. — Ведь это был мой первый опыт в кино, и сразу — ведущая роль! Представляете, какая это была невероятная удача? И дело не только в удаче — успех был просто ошеломительным!
Фильмы, которые потом стали настоящей классикой, — «Чародеи», «Россия молодая», «Человек с бульвара Капуцинов» — они принесли мне настоящую славу и любовь зрителей...
Каждая роль — хит. Каждое появление на экране — событие. Яковлева становится одной из самых востребованных актрис 1980-х.
Но вот парадокс: именно на пике славы она начинает хулиганить...
Шлейф тайн и первые секреты
А начиналось всё, казалось бы, вполне традиционно. Студентка ЛГИТМиКа Саша Иванес влюбляется в однокурсника Валерия Кухарешина.
Бабушка — настоящая хранительница строгих традиций — выдвинула ультиматум без компромиссов: «Либо свадьба, либо никакой дружбы». Так всё и случилось — поженились сразу на первом курсе. Вскоре в семье появились двое малышей: дочь Елизавета в 1977 году и сын Кондратий в 1980-м.
Всё правильно, всё по правилам...
Но тут происходит первое хулиганство
Александра берёт фамилию не мужа, а деда — Павла Кондратьевича Яковлева. «Это мой творческий псевдоним», — объясняет она. Хотя многим казалось: зачем менять фамилию, если есть муж?
Развод через шесть лет тоже прошёл тихо. Без скандалов, без дележа имущества. Просто... разошлись. «Мы поняли, что чувства прошли, но друзьями можно остаться», — говорила Александра.
Первый звоночек странности: зачем такая секретность?
Интрига с каскадёром — любовь с парашютом
1984 год. Съёмки фильма «Парашютисты». И тут случается то, что изменит всю жизнь актрисы...
Представьте: Александра Яковлева — звезда первой величины — учится прыгать с парашютом! Не для красоты кадра, а по-настоящему. 48 прыжков за время подготовки к съёмкам! Режиссёр Юрий Иванчук требовал полной достоверности: никаких дублёров, только сами актёры в небе.
И вот на аэродроме появляется Калью Аасмяэ — эстонский парашютист-каскадёр. Высокий, мужественный, с этим особым шармом профессионального экстремала...
Влюбляется актриса мгновенно. «С первого взгляда и на всю жизнь», — призналась она годы спустя.
Свадьба. Александра даже берёт фамилию мужа — Аасмяэ. В титрах некоторых фильмов так и указывают: «Александра Аасмяэ».
Но и тут начинается... странность. Муж живёт в Эстонии, она — в Ленинграде и Москве. «У нас брак на расстоянии», — объясняет Яковлева журналистам. Звучит романтично, но что-то здесь не так...
«Хулиганство» номер два: загадочный Невзоров
А дальше происходит совсем уж непонятное...
Появляется Александр Невзоров — тот самый скандальный журналист и телеведущий. Красавец, интеллектуал, бунтарь. И вот актриса Яковлева то ли влюбляется в него, то ли нет... То ли выходит замуж, то ли это розыгрыш...
«Уже будучи замужем за Калью, я влюбилась, развелась и вышла замуж за Невзорова», — признается она много лет спустя.
Но тут же добавляет с лукавой усмешкой:
— Представляете, мы просто баловались! Никакой серьёзности и ответственности — только игра. Саша Невзоров — человек с доброй душой, и в те времена ему было куда проще делать такие «штучки»: поставил штамп в моём паспорте, потом в своём. А через время — так же легко оформил развод.
Вот так и получилось: браки и разводы, как карточные игры — без задней мысли, просто ради забавы и эксперимента. Вот это и есть наше настоящее «хулиганство»... Кто бы мог подумать?!
Карьерный вираж: от экрана к рельсам
1993 год становится переломным. Александра Яковлева принимает решение, которое шокирует всех: уходит из кино! В зените славы, в расцвете таланта — и вдруг... стоп.
«Нужно было кормить детей», — объясняет она. Кинематограф переживает кризис, съёмки редкие, гонораров не хватает...
И тут происходит очередное «хулиганство»: звезда экрана идёт работать... менеджером в компанию «Техношок»! К Олегу Тинькову — тогда ещё молодому предпринимателю.
— Однажды просто зашла в офис — понравилось название, «Техношок». Спрашиваю, не нужна ли там помощь? И, о чудо! — меня не вытурили с порога, наоборот, нашёлся человек, который поверил в меня — сам Олег Тиньков! За это я ему безмерно благодарна, ведь благодаря ему моя семья не осталась без средств к существованию.
Так из актрисы я превратилась в бизнес-леди. Из мира сценического света — в переговоры с поставщиками и деловые встречи. Не кажется ли вам, что это было настоящее хулиганство?
Но на этом история не заканчивается! Следующий поворот оказался ещё более неожиданным — Александра Яковлева стала... железнодорожницей! Сначала она трудилась в службе качества аэропорта «Пулково», затем возглавляла отдел на Октябрьской железной дороге.
Впоследствии — заместитель генерального директора Дирекции скоростного сообщения РЖД.
Она принимала непосредственное участие в запуске легендарных поездов «Сапсан» — настоящей техногенной гордости страны!
Вот так, от театральных софитов — к рельсам высоких скоростей. Хулиганство? Или судьба, упрямая и неожиданная?
«Мне хотелось сделать подарок калининградцам», — рассказывает Яковлева. И создаёт «Голубую стрелу» — скоростной поезд до моря. Путь, который раньше занимал час двадцать, теперь — полчаса.
От стюардессы в кино — до начальника железной дороги в реальности. Хулиганство или логичная эволюция?
Последний бой: признание и диагноз
2017 год. 60-летняя Александра Яковлева появляется на красной дорожке ММКФ... под руку с 30-летним актёром Денисом Бондаренко!
— Он невероятно крутой! — сияет актриса. — Круче, чем Даня Козловский!
СМИ взрываются слухами о мезальянсе. Но Яковлева только посмеивается: «У меня сыну 40 лет. Как Денис может быть моим мужем?»
А через несколько месяцев — страшный диагноз: рак груди четвёртой стадии. Врачи дают полгода жизни. Но актриса решает бороться.
Двадцать курсов химиотерапии. Потеря волос — и рисунки хной на голове вместо париков. «Я никогда не скулю», — говорит она.
Развязка: хулиганство как способ выживания
За несколько месяцев до смерти Александра Яковлева даёт откровенное интервью. И наконец объясняет своё «хулиганство»:
— Знаете, мне всю жизнь нужно было душевное тепло, искренность. Но вокруг этого было так мало, что я выстраивала китайскую стену. И в кино, и в жизни по-другому не выживешь.
Понимаете теперь? «Хулиганство» — это не разгильдяйство. Это способ защиты.
Способ сохранить свободу в мире, где от женщины ждут покорности.
Тайные браки? Чтобы не стать чьей-то собственностью.
Смена профессий? Чтобы не зависеть от чужих решений.
Штампы «для забавы»? Чтобы показать: она сама выбирает, что серьёзно, а что — игра.
Эхо в небесах: наследие бунтарки
1 апреля 2022 года Александры Яковлевой не стало. Ей было 64 года.
Проститься пришли друзья, коллеги... Не пришёл только Денис Бондаренко.
«У нас были только профессиональные отношения», — объяснил он позже. Последнее «хулиганство» актрисы: заставить всех поверить в несуществующий роман...
Но, знаете что? Может, именно в этом и была её главная роль — роль свободной женщины в несвободном мире. Женщины, которая сама решала: когда любить, когда работать, когда быть серьёзной, а когда — хулиганить.
А вы как думаете — хулиганство это или мудрость? Поделитесь в комментариях!