Найти в Дзене
ИА Новороссия

Мишустин должен выявить саботажников : "Чиновники, уничтожившие Ту-334 в угоду Boeing, до сих пор у власти".

Roman Naumov/Anton Belitsky//Global Look Press
Roman Naumov/Anton Belitsky//Global Look Press

Российская гражданская авиация переживает один из самых сложных периодов в своей истории: санкции, дефицит запчастей, старение парка, годы системного развала отрасли, когда национальные проекты в угоду коррупционным схемам подменялись "удобными" западными решениями.

О том, сможем ли мы выйти из этого кризиса и кто этому мешает, "Новороссия" говорит с обозревателем "Царьграда" Иваном Прохоровым.

– Насколько критична ситуация с отечественным авиапарком?

– Цифры говорят сами за себя. В 2024 году выпущено всего 166 единиц гражданской авиатехники, это на 13% меньше, чем в предыдущем году. Падение продолжается второй год подряд. При этом парк России насчитывает 1165 пассажирских самолётов, но большинство – Boeing и Airbus, которые постепенно выходят из строя из-за отсутствия запчастей. Поэтому Росавиация прогнозирует снижение пассажиропотока до 109,7 млн человек в 2025 году. И как следствие – повышение цен на билеты.

Россию массово пересадили на "Боинги". Paul Glaser/Global Look Press
Россию массово пересадили на "Боинги". Paul Glaser/Global Look Press

– То есть мы уперлись в потолок возможностей – старые лайнеры летают на износ, а новые не успевают их заменить?

– Именно так. И корни проблемы – в предательстве элитами интересов России. Вспомните Ту-334, разработанный в конце 90-х – начале 2000-х годов. Абсолютно готовый, сертифицированный самолёт с 95% локализацией – то есть почти все компоненты были отечественного производства.

Было выпущено пять лайнеров, полная готовность к серийному производству. Но проект закрыли в угоду Sukhoi Superjet 100, сделанного практически полностью из зарубежных компонентов, производимых Boeing. "Сухой" получил  приоритетное финансирование. Экономист Михаил Хазин говорит, что в этом и кроется причина сегодняшнего коллапса:

Проект Ту-334 был закрыт стараниями вполне конкретных чиновников (до сих пор занимающих высокие позиции) в пользу самолета фирмы "Боинг". И это решение обернулось катастрофой для отечественной авиации – страна получила проблемный проект с критической зависимостью от западных комплектующих.
Серийные поставки SJ-100 перенесли с 2023 года на 2026-й. Фото: Aleksey Smyshlyaev/Globallookpress
Серийные поставки SJ-100 перенесли с 2023 года на 2026-й. Фото: Aleksey Smyshlyaev/Globallookpress

А издание БИЗНЕС Online приводит очень интересную цитату своего источника в авиапроме:

Упоминание Ту-334 до сих пор раздражает Минпромторг – слишком явно видна ошибка, стоившая стране технологического суверенитета.

– В 2024 году тогдашний глава Минтранса Роман Старовойт, ныне покончивший с собой из-за подозрения в коррупции, озвучивал амбициозные планы: 994 отечественных лайнера к 2030 году.

– Да, ставку сделали на модели МС-21, Ту-214, SJ-100, "Байкал", "Ладога". Но сроки выхода в эксплуатацию большинства из них постоянно сдвигаются. Например, серийные поставки среднемагистрального лайнера МС-21 от корпорации Яковлева перенесли с 2024 года на 2026 год. Пресловутый Sukhoi Superjet 100 – с 2023 года на 2026 год.

Серийные поставки МС-21 перенесли с 2024 на 2026 год. Фото: UAC/Globallookpress
Серийные поставки МС-21 перенесли с 2024 на 2026 год. Фото: UAC/Globallookpress

– Почему?

– Снова импортозависимость. Дело в том, что 98% станков для авиапрома Россия покупает за рубежом. Станкостроение как отрасль особенно прицельно разрушалась "приватизаторами" в 90-е годы под лозунгом: "Мы все купим за границей гораздо дешевле".

– Для исправления ситуации что-то делается?

– Премьер-министр Михаил Мишустин заявил о новом профильном федеральном проекте "Производство самолётов и вертолётов". На реализацию программы в течение шести лет планируется выделить из федерального бюджета суммарно 765 млрд рублей.

Программа правительства довольно амбициозна. Но что нам мешает её выполнить? Инфографика "Царьграда".
Программа правительства довольно амбициозна. Но что нам мешает её выполнить? Инфографика "Царьграда".

– То есть надежда на прорыв есть?

– Ситуация не безнадежна. МС-21 – первый за 25 лет полностью российский проект. Как говорит заслуженный пилот Юрий Сытник: "Машина на 90 процентов наша. Да, до "Боингов" ей ещё далеко, но это фундамент. Если доведут до ума – через 5–10 лет сможем конкурировать".

Еще одно важное и, на мой взгляд, очень верное решение – назначение Вадима Бадехи главой Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Он технократ, а не "эффективный менеджер", и это дает надежду на реальное восстановление отрасли.

Глава ОАК Вадим Бадеха. Фото: government.ru
Глава ОАК Вадим Бадеха. Фото: government.ru

– Но понятно всем, что просто не будет.

– Нет, потому что все те, кто годами тормозил развитие отрасли в пользу западного авиастроения, никуда не делись. Они до сих пор у власти. Поэтому сейчас Михаилу Мишустину предстоит не только изыскать в бюджете 765 млрд рублей, что непросто, бюджет ограничен, но и вычистить саботажников. И при этом не допустить потери добросовестных и грамотных людей, которые реально работают на возрождение авиационной отрасли в сложнейших условиях. И Хазин это отмечает:

Мишустин должен добиваться результатов в острейшем противостоянии с многочисленными врагами – как с откровенными либералами (они никуда из власти не делись), так и с банкирами, которые за последние годы привыкли получать баснословные прибыли.

– Русским не впервой строить целые отрасли индустрии в тяжелейших условиях. Но в 30-х годах была политическая воля, чтобы сломить внутреннего врага. А сейчас она будет проявлена?

– Думаю, будет. Другого выхода нет. Сегодня у России действительно есть шанс исправить ошибки "перестроечного" прошлого.