Найти в Дзене

Дипломная работа - Цифровые права в системе объектов гражданских прав: правовая природа и режим.

Дипломная работа посвящена комплексному анализу цифровых прав как нового объекта гражданских прав в условиях стремительной цифровизации экономики. В исследовании рассматриваются теоретические и практические аспекты правовой квалификации цифровых активов, включая криптовалюты и цифровые финансовые активы (ЦФА), анализируется механизм их правового регулирования в российском законодательстве, выявляются существующие пробелы и противоречия. Проводится сравнительно-правовой анализ подходов к регулированию цифровых активов в зарубежных юрисдикциях, таких как страны ЕС, США и Швейцария, что позволяет выявить ключевые тенденции и различия в развитии национального и международного законодательства. Особое внимание уделяется актуальным проблемам налогообложения операций с цифровыми активами и формирующейся судебной практике. На основе проведенного анализа формулируются выводы о текущем состоянии и перспективах развития законодательства в данной сфере, а также предлагаются конкретные рекомендации
Оглавление

Дипломная работа посвящена комплексному анализу цифровых прав как нового объекта гражданских прав в условиях стремительной цифровизации экономики. В исследовании рассматриваются теоретические и практические аспекты правовой квалификации цифровых активов, включая криптовалюты и цифровые финансовые активы (ЦФА), анализируется механизм их правового регулирования в российском законодательстве, выявляются существующие пробелы и противоречия. Проводится сравнительно-правовой анализ подходов к регулированию цифровых активов в зарубежных юрисдикциях, таких как страны ЕС, США и Швейцария, что позволяет выявить ключевые тенденции и различия в развитии национального и международного законодательства. Особое внимание уделяется актуальным проблемам налогообложения операций с цифровыми активами и формирующейся судебной практике. На основе проведенного анализа формулируются выводы о текущем состоянии и перспективах развития законодательства в данной сфере, а также предлагаются конкретные рекомендации по его совершенствованию с целью создания стабильной и предсказуемой правовой среды для защиты прав участников цифрового рынка.

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 6

1.1 Особенности правовой квалификации цифровых активов 6

1.2 Механизм правового регулирования цифровых прав в российском законодательстве 12

1.3. Особенности правового регулирования цифровых прав в зарубежном законодательстве 19

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 34

2.1 Разграничение направлений развития российского и зарубежного законодательства в сфере цифровых активов 34

2.2 Правовое регулирование и проблемы налогообложения 46

2.3 Перспективы развития законодательства в сфере 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования исследования цифровых прав как объектов гражданских прав обусловлена стремительным развитием технологий и их интеграцией в повседневную жизнь, что, в свою очередь, требует пересмотра и адаптации существующих правовых норм. В условиях глобализации и цифровизации экономики возникает необходимость в создании четкой правовой базы, способствующей защите прав граждан и юридических лиц в цифровом пространстве. Цифровые права, как новая категория правовых отношений, требуют комплексного анализа, что подчеркивает значимость данного исследования в контексте правового регулирования и обеспечения правовой безопасности в сфере цифровых финансовых активов.

Степень научной разработанности темы. Вопросы правовой квалификации цифровых активов стали объектом активного научного обсуждения в последние годы. Работы таких авторов, как В.Ф. Попондопуло, О.М. Родионова, Г.Ф. Ручкина и Э.Ю. Сорока, подчеркивают необходимость четкой правовой классификации цифровых активов и их места в правовой системе. Исследования, проведенные И. М. Рассоловым, О.П. Грибуновым, П.В. Никоновым и другими, охватывают механизм правового регулирования цифровых прав в контексте существующего законодательства Российской Федерации. В.P. Павлов, Е.А. Игнатьева и другие исследователи рассматривают зарубежный опыт правового регулирования цифровых прав, что позволяет выявить различные подходы и практики, применяемые в разных юрисдикциях.

Работы Левашенко А.Д., Ермохина И.С., Зубарева А.В. и других авторов анализируют различия в подходах к правовому регулированию цифровых активов в России и за рубежом. Исследования Л. В. Миллера, А. Е. Тарасовой и Я. В. Лысовой акцентируют внимание на проблемах, связанных с налогообложением цифровых активов. Вопросы перспективного развития законодательства в области цифровых активов исследуются такими авторами, как И. И. Булохов, А. Гаджиев, Р. А. Курбанов и другими.

Таким образом, тема правового регулирования цифровых активов и прав в России и за рубежом является активно развивающейся областью научного исследования, охватывающей широкий спектр вопросов, включая правовую квалификацию, механизмы регулирования, налогообложение и перспективы развития законодательства. Научные работы в данной области подчеркивают важность комплексного подхода к решению возникающих правовых проблем и необходимости адаптации законодательства к новым реалиям цифровой экономики.

Объектом исследования дипломной работы выступает процесс формирования и развития цифровых прав как объектов гражданских прав в Российской Федерации, охватывающий как теоретические, так и практические аспекты, включая правовые, экономические и социокультурные факторы, влияющие на данное явление.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие цифровые права, а также механизмы их реализации в рамках гражданского законодательства, включая анализ действующего законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной области.

Целью работы является комплексный анализ правового регулирования цифровых прав как объектов гражданских прав, выявление их ключевых характеристик, механизмов реализации и правовых основ, а также оценка эффективности существующих норм и практик в контексте современных вызовов и тенденций.

Задачами работы являются:

– определить понятие и сущность цифровых прав в контексте гражданского законодательства;

– проанализировать правовую квалификацию цифровых активов и их места в системе гражданских прав;

– исследовать механизм правового регулирования цифровых прав в российском законодательстве, включая выявление пробелов и недостатков;

– провести сравнительный анализ правового регулирования цифровых прав в зарубежных юрисдикциях с целью выявления лучших практик и подходов;

– оценить влияние цифровизации на традиционные правовые категории и необходимость их адаптации к новым реалиям;

– сформулировать рекомендаций по совершенствованию законодательства в области цифровых прав, направленных на защиту прав и свобод граждан в условиях цифровой экономики.

Методологическую основу исследования общенаучный метод познания, а именно диалектический подход, который обеспечивает глубокое понимание динамики правовых явлений и их взаимосвязей. В дополнение к этому, в исследовании использовались иные методы, включая историко-юридический, формально-логический, статистический, а также метод сравнительного правоведения и ряд других методологических подходов.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления, определения и решения Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Структура и объем исследования определяются задачами, целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и использованных источников.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1 Особенности правовой квалификации цифровых активов

Правовая квалификация цифровых активов представляет собой многогранный и сложный процесс, который требует тщательного анализа как теоретических, так и практических аспектов, связанных с их природой и функциями в рамках современного гражданского оборота. В первую очередь, следует отметить, что цифровые активы, включая криптовалюты и цифровые финансовые активы (ЦФА), обладают уникальными характеристиками, которые отличают их от традиционных объектов гражданских прав. Эти характеристики включают в себя децентрализованную природу, основанную на технологии блокчейн, а также возможность использования смарт-контрактов, что в свою очередь создает новые юридические отношения и требует адаптации существующих правовых норм.

Цифровые активы, включая криптовалюты и цифровые финансовые активы (ЦФА), обладают уникальными характеристиками, которые отличают их от традиционных объектов гражданских прав. Эти характеристики включают в себя децентрализованную природу, основанную на технологии блокчейн, а также возможность использования смарт-контрактов, что, в свою очередь, создает новые юридические отношения и требует адаптации существующих правовых норм. Однако, по мнению ряда ученых, введение цифровых прав не формирует новых отношений собственности, а лишь фиксирует существующие в новой форме. Например, Л. Ю. Василевская указывает: «Цифровизация прав... приводит не к возникновению нового вида имущественных прав... а к их цифровому способу фиксации».

В частности, уже действуют ряд законодательных актов, таких как:

1. Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 34-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", который ввел в Гражданский кодекс РФ статью 141.1 "Цифровые права", определяющую понятие цифровых прав и относящую их к категории "иного имущества".

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 258-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

1.2 Механизм правового регулирования цифровых прав в российском законодательстве

Анализ механизма правового регулирования цифровых прав в контексте российского законодательства позволяет констатировать его комплексную и многоаспектную природу. Данный механизм представляет собой совокупность нормативных правовых актов и складывающейся правоприменительной практики, направленных на формирование адекватной правовой среды для функционирования и оборота цифровых активов. Введение в российскую правовую систему легальных дефиниций "цифровые права" и "цифровые финансовые активы" посредством внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и принятия специализированных законов, таких как Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", представляет собой значимый этап в процессе адаптации отечественного законодательства к реалиям цифровой экономики.

Введение специализированных законов представляет собой значимый этап в процессе адаптации отечественного законодательства к реалиям цифровой экономики. Однако этот процесс далеко не завершён, и механизм правового регулирования цифровых прав продолжает активно формироваться. Как отмечают Т. В. Плотникова и В. В. Харин, «В настоящее время цифровые права не только как самостоятельная отрасль, но даже легальная трактовка данного понятия как совокупности прав и обязанностей в сети Интернет в российском законодательстве отсутствует»[1]. Это создаёт определённые трудности в правоприменении и требует дальнейшей проработки правовых основ оборота цифровых активов.

Фундаментальную роль в структуре рассматриваемого механизма играют правовые нормы, детерминирующие содержание и порядок осуществления цифровых прав. Согласно диспозиции статьи 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, цифровые права квалифицируются как обязательственные и иные права, содержание которых определяется в соответствии с правилами информационных систем, соответствующих установленным законом признакам. Такой подход позволяет интегрировать институт цифровых прав в существующую систему гражданско-правовых категорий. Однако, одновременно, возникает объективная необходимость в дальнейшей разработке специальных правовых концепций, способных адекватно отразить специфику цифровых активов и обеспечить эффективность их правового регулирования.

-2

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Разграничение направлений развития российского и зарубежного законодательства в сфере цифровых активов

Разграничение направлений развития российского и зарубежного законодательства в области цифровых активов представляет собой актуальную и сложную проблему, обусловленную различиями в правовых системах, экономических условиях и подходах к регулированию инновационных технологий. Зарубежные юрисдикции, такие как США, страны ЕС и Великобритания, стремятся к созданию гибких и адаптивных правовых рамок, которые позволяют оперативно реагировать на изменения в технологической среде. В то же время российское законодательство отличается более консервативным подходом, основанным на детальном регулировании и строгом контроле над цифровыми активами.

Российское законодательство, в отличие от некоторых зарубежных юрисдикций, характеризуется строгим подходом к процедуре выдвижения кандидатов. Анализ судебной практики подтверждает данный вывод. Так, в деле № АПЛ24-13 от 19.01.2024 Верховный Суд РФ оставил в силе решение об отказе в регистрации группы избирателей, поддерживающей самовыдвижение кандидата в Президенты РФ. Отказ был мотивирован несоблюдением формальных требований к оформлению документов, а именно отсутствием нотариального заверения протокола и непредставлением сведений о доходах и расходах. Данный случай иллюстрирует приоритет формальных требований над волеизъявлением избирателей и подчеркивает необходимость совершенствования процедуры самовыдвижения, с учетом цифровизации и возможности использования электронных документов.

Одной из ключевых тенденций в развитии криптоэкономики является токенизация активов, которая порождает множество правовых вопросов и вызовов. Данные проблемы требуют глубокого анализа и разработки рекомендаций для создания эффективной системы регулирования в данной сфере.

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) "Регуляторные подходы к токенизации активов", опубликованному в 2021 году, токенизация активов представляет собой процесс цифрового отображения реальных (физических) активов в распределенных реестрах, а также выпуск традиционных видов активов в токенизированной форме. В первом случае речь идет о реальных активах, таких как ценные бумаги, права на которые привязываются к токенам, созданным с использованием технологий распределенного реестра (DLT), включая блокчейн. Токен выступает в роли цифрового представления стоимости реальных активов, являясь их "цифровым двойником". При этом сами активы остаются за пределами DLT-сетей, а токены существуют в цифровом виде внутри этих сетей.

2.2 Правовое регулирование и проблемы налогообложения

Правовое регулирование и проблемы налогообложения в сфере цифровых активов представляют собой сложный и многогранный вопрос, требующий глубокого анализа как существующих нормативных актов, так и практики их применения. В условиях стремительного развития технологий и появления новых форм цифровых активов, таких как криптовалюты, токены и другие виды цифровых ценностей, традиционные подходы к правовому регулированию и налогообложению оказываются недостаточно эффективными и зачастую не соответствуют реалиям современного рынка.

На сегодняшний день правовое регулирование цифровых активов в России находится на стадии формирования. Основные положения, касающиеся определения и классификации цифровых активов, были закреплены в Федеральном законе от 31.07.2020 № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах", который вводит терминологию, связанную с цифровыми финансовыми активами и токенами. Однако, несмотря на наличие данного законодательного акта, многие аспекты, касающиеся налогообложения цифровых активов, остаются неурегулированными, что создает правовую неопределенность и затрудняет деятельность как физических, так и юридических лиц в данной сфере.

Вопрос правовой природы криптовалют и их места в системе объектов гражданских прав остаётся дискуссионным. Судебная практика демонстрирует различные подходы к решению этой проблемы. Так, в решении Читинского районного суда Забайкальского края от 23.05.2023 по делу № 2-421/2023[2] суд отказал в иске о взыскании неосновательного обогащения, признав платеж в криптовалюте оплатой за цифровой актив. Данный пример подтверждает необходимость чёткой правовой регламентации операций с криптовалютой и разработки специальных механизмов защиты прав участников таких сделок. Отсутствие единого подхода к квалификации криптовалют создаёт правовую неопределённость и может приводить к различным толкованиям в судебной практике.

В соответствии с положениями рекомендательного Модельного закона о цифровых финансовых активах[3], принятого 14 апреля 2023 года в Санкт-Петербурге Постановлением 55-11 на 55-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, право на криптовалюту возникает с момента внесения в определенную информационную систему, функционирующую на основе технологии блокчейн, записи о зачислении данной криптовалюты на электронный кошелек ее обладателя. При этом пользователь, являющийся владельцем цифровой валюты, получает уникальный цифровой код, который предоставляет ему возможность осуществлять доступ к информации о наличии и объеме цифровой валюты, принадлежащей данному пользователю.

Процесс создания цифровых финансовых активов (ЦФА) по своей сути представляет собой интеллектуальную деятельность субъекта, поскольку включает в себя внесение определенных данных и записей в блокчейн, что подразумевает действия, направленные не на обмен материальными ресурсами, а на формирование результата интеллектуального труда. Тем не менее, учитывая специфические особенности и сущность ЦФА, представляется обоснованным их отнесение к иной категории, как это предусмотрено законодательством.

-3